Тема II. Социальная антропология первобытного коллектива собирателей
План:
1. Формирующееся производство общественной жизни: возникновение, структура, содержание.
2. Формирующиеся люди (собиратели вида Homo primigenius) и их сообщества.
3. Характер формирующегося социального: противоречивость и закономерности развития.
Список литературы
1. Алексеев В.П. От животного - к человеку. М.: Советская Россия, 1969.
2. Архив Маркса и Энгельса. Т.9, 1941.
3. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. Л.: Наука, 1979.
4. Бунак В.В., Нестурх М.Ф., Рогинский Я.Я. Антропология. М., 1941.
5. Бунак В.В., Род Номо, его возникновение и последующая эволюция. М: Наука, 1980.
6. Генинг В.Ф. Этнический процесс в первобытности. Свердловск, 1970.
7. Григорьев Г.С. Труд - первая человеческая потребность. Пермь, 1965.
8. Дарвин Ч. Происхождение видов. М.: АН СССР, 1952.
9. Ефименко П.П. Мустьерская орда. «Советская этнография», 1934, № 1-2.
10. Иди М. Недостающее звено. М.: Мир, 1977.
11. Кларк Дж. Доисторическая Африка. М.: Наука, 1977.
12. Коган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974.
13. Колганов М.В. Собственность в капиталистическом обществе. М.: АН СССР, 1958.
14. Колганов М.В. Собственность. Докапиталистические формации. М.: АН СССР, 1962.
15. Ленин В.И. Государство и революция. Поли. собр. соч., т 33.
16. Майр Э. Зоологический вид и эволюция. М.: Мир, 1968.
17. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч, т. 23.
18. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3.
19. Материал симпозиума «Проблемы грани между человеком и животными». «Вопросы антропологии», вып. 19, 1965.
|
|
20. Нестурх М.Ф. Происхождение человека. М.: Наука, 1970.
21. Плотников В.И. Социально-биологическая проблема. Свердловск, 1975.
22. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.: Мысль, 1974.
23. Решетов Ю.Г. Природа Земли и происхождение человека. М.: Мысль, 1966.
24. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М.: Высшая школа, 1979.
25. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М.: Наука, 1966.
26. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М.: Мысль, 1975.
27. Тих Н.А. Предыстория общества. Л.: ЛГУ, 1970.
28. Урысон М.И. Истоки рода человеческого в свете новейших данных. «Вопросы истории», 1976, № 1.
29. С.И. Успенский О некоторых биологических предпосылках очеловечивания обезьян. Сб.: «У истоков Человечества». М.: МГУ, 1964.
30. Хауэлс У. Homo sapiens: 20 миллионов лет эволюции. «Курьер ЮНЭСКО», 1972, №8-9.
31. Шаллер Дж. Год под знаком гориллы. М.: Мысль, 1986.
32. Шварц С.С Экология и эволюция. М.: Знание, 1974.
33. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20.
34. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21.
35. Энгельс Ф, Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21.
36. Чемериский Б.Г. Возникновение социальной организации. «Философия пограничных проблем науки», вып. 8, Пермь, 1975.
|
|
37. Белов А.И. «Антропологический детектив» М: АиФ -Принт, 2002
В обществознании одним из самых актуальных был и остается вопрос о начале человеческой истории. Это начало ищут представители самых различных дисциплин. Например, Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. Л., Наука, 1979; Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М: Наука, 1969; Гурьев Д.В. Становление общественного производства М.: Политиздат, 1973; Иванова И.К. Исторический возраст ископаемого человека. М.: Наука, 1965; Плотников В. И. Социально-биологическая проблема. Свердловск, 1975; Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.: Мысль, 1974; Протасеня Б.Ф. Происхождение сознания и его особенности, Минск, 1959; Семенов С. А. Происхождение техники в каменном веке. Л.: Наука. 1968 и многие другие. В результате этих поисков за последние полвека исторический возраст человека увеличился до нескольких миллионов лет /29/, а некоторые исследователи, не без основания, говорят о 20 миллионах лет эволюции Homo sapiens /31,11,10/.Опирающееся на диалектико – материалистическую методологию, это многообразие эмпирии периода перехода от животного к человеку получило в трудах ученых нашей страны Я.Я. Рогинского, М.Г. Левина, М.Ф. Нестурха. Ю.И. Семенова и др. реализацию в концепции двух скачков антропосоциогенеза, социального процесса, истории. Огромный фактический материал, накопленный в последние десятилетия в области конкретных наук, ставит перед теорией задачу его осмысления и обобщения, так как «дальнейший уровень всей совокупности наук о людях будет зависеть от существенного сдвига в познании начала человеческой истории» прежде всего философией и социологией /23, 13, 19/. Попытка найти начало социальной организации, или «элементарную социальную связь», была предпринята в недавние годы, например, В. И. Плотниковым /22, 113/. По его мнению, становлению этой связи «должен был обязательно предшествовать распад биологических /групповых/ связей» /22, 121-122/. Чтобы убедиться в истинности или ложности этой идеи, изумительного образчика «диалектичности» философского мышления, необходимо подвергнуть анализу переход от биологического к социальному. Правда, можно было бы вспомнить, базирующееся на богатейшем материале, решение этой проблемы классиками диалектико-материалистического метода в концепции развития и соотношения уровней объективной реальности и многое другое из достижений прошлой и современной науки.
|
|
|
|
1. Формирующееся производство общественной жизни: возникновение, структура, содержание
В современной антропологии существует несколько основных этапов становления человека:
1. Древнейшие люди /питекантроп, синантроп, гейдельбержец/;
2. Древние люди /классические и прогрессирующие неандертальцы/;
3. Современные люди /неоантропы, начиная с кроманьонца/ /25, 220, 243/.
На наш взгляд, основываясь на требованиях метода, этапах формирования высшего из низшего и конкретно научных данных, следует выделить в качестве самостоятельной еще одну, переходную ступень – формирующихся древнейших людей, соответствующих тому периоду антропосоциогенеза, который Ф.Энгельс назвал «переходным периодом от обезьяны к человеку». К ним, очевидно, необходимо отнести предков человека от рамапитековых и австралопитековых до Хомо Хабилисов и прогрессивных питекантропов, с которых начинает свое развитие древнейший человек. Без такой переходной ступени объяснить происхождение человека невозможно.
Последующая задача состоит, следовательно, в том, чтобы рассмотреть развертывание имплицитного, потенциального содержания, формирование высшего из низшего, социального из биологического, то есть исследовать закономерности возникновения из биологических предпосылок организации формирующихся людей, ее сущность и отличие от предшествующей организации животных.
Поскольку в истории развития труда /обмена веществ человека с природой/ – ключ к пониманию истории общества /35, 317/, постольку реконструкция его появления объяснит, очевидно, формирование социальной организации из тех предпосылок, которые имелись в жизнедеятельности животных. Так как современная наука не располагает полными данными о животных предках третичного периода, автор подчеркивает гипотетичность теоретической реконструкции формирующегося человека и общества.
Согласно данным палеонтологии, во второй половине третичного периода /около 20 млн. лет назад, в миоцене/ условия существования животных предков человека – дриопитеков – резко изменились: тропические леса в зоне их обитания с похолоданием сменились лесостепью и лиственными лесами / 24, 51,128-129/. Имея неразвитые для существования в новых условиях средства обеспечения жизни /органы защиты и добывания пищи/, многие из них вымерли. Но некоторые, например, рамапитеки, начав использовать предметы природы в качестве «искусственных органов» /К. Маркс/, дополняющих недостаточно развитую для новых условий биологию / 26, 118-119/, выжили. Изменение условий существования явилось, таким образом, толчком для дальнейшего развития способа жизнедеятельности предков человека. Под влиянием естественного отбора, действующего всегда в направлении более экономичного способа существования жизни / 8, 141/, выжили и прогрессировали, очевидно, те индивиды и сообщества, в среде которых использование предметов природы в качестве орудий приобрело постоянный характер.
Переход от отдельных действий с помощью предметов природы, роль которых в жизни животных была ничтожной, к их постоянному использованию в качестве искусственных органов, поставленных между индивидом и природой и ставших необходимым небиологическим условием сохранения жизни, явился мощным новым фактором формирования наших предков. «Это и был самый важный скачок в сторону гоминидного образа жизни» / 19, 18/. Применение искусственных органов в жизни влекло за собой, прежде всего, необходимость приспособления к ним, то есть дальнейшего развития биологии индивида, и, что еще важнее, к возникновению нового «нечто», не присущего животным. Если жизнь индивидуума связана с орудиями, пусть даже такими примитивными как дубина, она предполагает, как отмечал К.Маркс, деятельность, направленную на производство этой дубины / 18, 26-27/, то есть активность, не присущую животным, – производство искусственных органов, орудий. Это производство есть, очевидно, труд в его примитивной форме, формирующийся труд по производству средств существования, преобразованной природы /Нп/.
В развитом виде производство средств существования включает производство средств для производства средств производства /инструментов/, производство средств производства /орудий/, производство продуктов и предметов потребления. У наших предков второй половины третичного периода производство средств производства предполагало целесообразный поиск и присвоение «готовых» орудий с частичной подработкой их с помощью конечностей и зубов. Производства средств производства в современном понимании этого процесса здесь фактически еще нет. Не существует, в частности, орудий для производства орудий. В качестве последних применяются, совершенствующиеся в процессе формирующегося труда, естественные органы индивидуума, с помощью которых он «вырывает» орудия из непосредственной связи с природой. Земля, будучи первоначально источником пищи, становится и арсеналом готовых орудий для формирующегося человека /18, 190/. С их помощью осуществляется его защита, приспособление к среде, собирание средств существования и их обработка. «Те операции, к которым наши предки в эпоху перехода от обезьяны к человеку... постепенно научались приспособлять свою руку, могли быть вначале только очень простыми. Самые низшие дикари... стоят гораздо выше тех переходных существ. Прежде чем первый камень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан...» / 34, 145/.
Собирание средств существования с помощью орудий - есть формирующееся производство продуктов и предметов потребления. «Собирательство обезьян нельзя отождествлять с собирательством гоминид. Обезьяны не собирают, а только пасутся, как и все растительноядные животные» / 28, 277–278/. Согласно Л.Г. Моргану, К.Марксу и Ф.Энгельсу, предшествующий охоте, период собирательства соответствует низшей ступени дикости / 17, 192; 36, 1, 28/. Орудие, усиливающее естественную силу /в данном случае механическую, физическую/ какого-либо органа, значительно повышает эффективность добывания средств существования. Собирание и частичная подработка их с помощью орудий обусловливает получение большего количества пищи и лучшую ее обработку перед употреблением. В пищу идет все большее количество растений с возрастающим количеством съедобных частей. Она становится разнообразней, создавая энергетические и химические условия очеловечивания индивида /36, 491/.
Жизнь в изменившихся условиях окружающей среды со скудными запасами растительной пищи, в сравнении с запасами ее в тропических лесах, привела, очевидно, к тому, что в пищу начали во все нарастающих количествах употребляться насекомые, мелкие пресмыкающиеся, а позже, с совершенствованием индивида и его вооруженности, небольшие зверьки. По данным Р. Дарта, австралопитеки только приступили к охоте на мелких грызунов, пресмыкающихся и кроликов / 28, 273/ В целом мясо составляет менее 1% пищи близких человеку павианов и шимпанзе / 3, 50 /. Переход к всеядности расширил фундамент существования, обогатил рацион питания и химический состав пищи, способствуя развитию морфологии, биохимии, биоэнергетики переходных существ /28, 272/.
С постоянством использования орудий и «продолжение рода» становится, очевидно, не просто размножением с программой поведения «жестко» заданной от рождения генотипом. Оно должно включать, помимо этого, обязательное приобретение и накопление прижизненного опыта самосохранения в условиях преобразуемой природы, поиска и овладения орудиями, производства с их помощью продуктов питания и т.д. Воспроизводство индивида приобретает при этом, помимо биологического, в некоторой степени социальный характер. Размножение, репродуцирующее «широкоспециализированные» организмы /Ф.Энгельс/ с непрограммируемым заранее и полностью поведением, дополняется, очевидно, формирующимся социальным воспитанием, изменяющим, преобразующим природу, биологию воспроизводимого индивидуума. Биологическая зрелость животного - это способность к воспроизводству себе подобных и адаптирование к среде с помощью собственных сил и энергии /28, 1 71/. С наступлением ее заканчивается в основном воспитание и формирование животного, но не формирующегося человека. Для него зрелость означает, очевидно, помимо способности к специфике самосохранения, овладение определенными навыками формирующегося материального производства, опытом поколений, без которого труд невозможен /17, 183/. Уже на этом этапе развития видовой опыт, передающийся через генотип, необходимо должен дополняться зачатками социального опыта, транслируемого от поколения к поколению вначале прежними /биологическими/ средствами – путем подражания / 30, 41–45/, а затем и путем целенаправленного обучения с помощью средств коммуникации и передачи информации, присущих формирующемуся социальному. /Экскурс в эту проблему весьма перспективен. Средства коммуникации и передачи информации переходного периода – жест, звуки, танец, например, – terra incognita.
Таким образом, формирование производства средств существования /Нп/ обусловило необходимость в перестройке рабочих сил /Нв/, способных осуществить примитивный труд. При этом деятельность, формирующая рабочие силы переходного периода, включала в качестве обязательного условия размножение организмов и потребление ими как естественных /Не/, так и преобразованных /Нп/ средств существования, то есть специфическую биологическую активность.
При формировании обоих сторон материального производства социальной жизни /экономической и внеэкономической/ регулирование этих процессов на основе врожденных программ поведения стало, естественно, недостаточным. Очевидно, в общем балансе процессов жизненной регуляции формирующегося человека роль приобретенных рефлексов, ассоциаций и представлений головного мозга существенно возрастала над врожденными /отличие пчелы от человека/. Регулирование жизни предполагало при этом наличие некоторого умения воздействовать и на формирующиеся социально-экономические функции, однако, в нашей литературе эти аспекты проблемы для переходного периода исследованы недостаточно. Можно лишь сказать, что формирующееся социальное управление /субстрат, движение, связи, отражение/ в качестве необходимой естественной основы должно было сохранить регулирование процессов специфического биологического самосохранения, которое в условиях формирующегося труда и его продукции стало сложнее, самосохранения, осуществляемого животными предшественниками человека.
Наряду с социально-экономическими и управленческими, появились и найдены археологией элементы материальной / «палица зинджантропа», например/, а, вероятны и зачатки духовной культуры…
Теоретическая реконструкция деятельности «переходных существ», соответствующих «эпохе перехода от обезьяны к человеку», позволяет сделать вывод о том, что адекватная им формирующаяся деятельность возникает как результат осуществления жизни, сущность которой можно свести к простейшим формам ее производства. Содержанием его /производства/ является активность, связанная с постоянным использованием в качестве искусственных органов небиологических /первоначально простейших – физических/ средств обеспечения жизни, предметов природы, которые для этого должны быть вырваны из естественной связи с ней. Благодаря зарождающемуся производству средств производства формирующиеся люди переходят от приспособления к среде, присущего животным, к постоянному целесообразному освоению и использованию ее в своих интересах, что наиболее отчетливо проявляется в овладении ими орудиями и производстве с их помощью предметов и продуктов потребления. В качестве орудий и оружия искусственные органы обеспечивают лучшие, сравнительно с прежними, условия существования, самосохранения и возможности добывания средств к жизни, однако, организм при этом вынужден адаптироваться не только к естественной, но и к частично преобразуемой природе /”модифицированным” условиям существования/.
Формирующееся производство средств существования появляется как ведущий вид деятельности /12, 270/, обусловливающий все функции зарождающейся социальной жизни, подчиняющий себе унаследованные от прошлого функции самосохранения. «Если бы использование вещей в качестве орудий оказалось лишь помехой обмену веществ с природой, то оно не могло бы вытеснить более простые... животные способы присвоения...» /7, ЗО/. Его появление делает более эффективным и сложным обмен веществ с природой, размножение и регулирование биологических процессов. Последние получают при этом некоторое новое содержание
Формирующиеся люди вынуждены теперь адаптироваться не только к естественной /Не/ но и к модифицированной /Нп/ природе /искусственным органам и их продукции/; размножаться не только для самосохранения вида в естественных, но и постоянно изменяемых трудом условиях; жить не только рефлекторно, но и осмысленно и т.д.
Формирующееся производство социальной жизни не является еще развитым процессом, каким оно предстает в современном обществе, но эффективность биологической жизни, содержащей пусть и примитивные элементы труда, расширяет ограниченные возможности живого, выводя его вместе с тем за рамки чисто биологического существования. В целом, жизнедеятельность индивида в переходный период еще сходна с жизнью предков, однако, в ней имеются элементы социального, формирующие специфическую биологию /Нв/ доорганизменную, организменную и, очевидно, надорганизменную.
Возникший способ деятельности представляет интеграцию формирующейся социальной /зарождающееся производство социальной жизни/, развертывающей свое содержание, специфически биологической /специфическое самосохранение в условиях частично преобразуемой природы/ и унаследованной от животного состояния биологической деятельности /самосохранение в условиях естественной природы/.
Появление элементов качественно новой жизнедеятельности существенно изменило связи между индивидами. Их отличие от биологических заключалось в том, что примитивный, еще «животнообразный», «полуинстинктивный» труд /К.Маркс/ мог осуществляться только совместно /коллективно/, поскольку индивидуальное существование недостаточно приспособленных к наземной жизни переходных существ было невозможно. Этому же способствовала необходимость передачи навыков формирующегося производства, не получаемых собирателями от рождения и безвозвратно утрачиваемых при ином способе существования, кроме коллективного. Совместные формы ведения (собирательского хозяйства были эффективнее и экономичнее индивидуальных.
Коренное отличие новых отношений от биологических связей заключалось,. кроме того, в том, что они обусловливались систематическим употреблением орудий и появлением массы произведенных с их помощью продуктов питания /Нп/ – зарождающейся собственности, «общественного продукта», нуждающегося в распределении уже потому, что новорожденные и не достигшие зрелости индивиды не могли их производить до овладения навыками формирующегося труда. «Самые ранние идеи /!/ собственности теснейшим образом связаны с добыванием пропитания - основной потребности» того времени / 2, 40/. «Под собственностью марксизм понимает присвоение людьми материальных благ, в первую очередь средств производства, внутри определенного исторического общества и возникающие на этой основе общественные имущественные отношения между людьми» / 13, 7/.
«Как бы ни был примитивен «общественный продукт», его роль не замедлила сказаться на характере взаимоотношений в обществе». «Способ распределения добытого обществом продукта занял ведущее место в обуздании зоологического индивидуализма» / 28, 299/.
Формирование феномена собственности К.Маркс и Ф.Энгельс относят к нижней ступени дикости и связывают непосредственно с развитием производства, до возникновения которого она отсутствовала. Для животных характерен, как известно, «инстинкт собственности» / 28, 72/. «Люди, когда они еще не знали огня, не обладали членораздельной речью и не имели искусственных орудий, зависели от дикорастущих плодов земли». «С изобретением дубины и первых каменных орудий» появляются «зачатки собственности» /2, 40–42/.
Исторически первой формой владения орудиями производства необходимо становилось личное владение / 2, 42/. Эта формирующаяся собственность на орудия труда естественно возникает из индивидуального характера их производства / 14, 49/.
Орудие, появляющееся как искусственное продолжение естественного органа, не может быть ничем иным, как собственностью его владельца, то есть того, кто его произвел. Оно и воспринимается первоначально как естественное продолжение, например, руки. Очевидно, именно поэтому орудия в первобытном обществе клали в могилу вместе с умершим владельцем / 2, 42/ как его неотъемлемую часть. Отличие от естественного органа состоит, однако, в том, что его можно передать по наследству другому лицу, чего нет еще, вероятно, у древних собирателей, так как их орудия просты в изготовлении и ценность их поэтому невелика Наследование, считает, например, К.Маркс, возникло на второй ступени дикости «с учреждением рода» 12, 42/.
Формой зарождающейся собственности на предмет труда, в качестве которого выступает земля /то есть территория обитания собирателей, кочевавших в поисках пищи и благоприятных условий существования / могла быть только «нефиксированная» формирующаяся коллективная собственность всего сообщества, ибо не было еще средства, да и самой необходимости удержания ее в личном использовании 12, 42/. Площадь, занимаемая сообществом, в условиях постоянного кочевья к тому же постоянно менялась.
Производимая коллективом масса продуктов питания – «основной объект» формирующейся собственности этого этапа исторического развития» / 2, 40/ – «являлась собственностью всего сообщества / 2, 42/. Причем, прежде чем вся масса этих продуктов становилась предметом индивидуального потребления, она должна была подвергнуться распределению, которое в условиях коллективной жизни и скудных ресурсов существования могло быть только уравнительным, а, следовательно, неравным, в силу различия индивидуальных потребностей. Если бы продукты собирательства не распределялись между всеми членами коллектива относительно равномерно, то никакая сила не смогла бы удержать его членов вместе, а наличие орудий привело бы к их самоуничтожению / 27, 101/. Специалист делает этот вывод по поводу распределения в обществе ранних охотников. Но, на наш взгляд, положение верно и для периода собирательства.
Формирующиеся экономические отношения возникают как еще не сложившиеся /поскольку нет отношений по поводу производства средств производства, обмена, наследования и т.д./, но складывающиеся отношения производства, собственности и распределения. Так как в продуктах труда угасает, «опредмечивается», «консервируется» человеческая деятельность, способная «распредметиться» через любое сколь угодно длительное время в новом трудовом и потребительном акте, могущая накапливаться таким образом практически бесконечно и обеспечивать тем самым человеческое существование, прогресс, то в целом зарождающиеся экономические отношения «прочнее» и «длиннее» биологических связей. Они способны связать /через продукты материальной культуры/ индивидов не только данного коллектива и поколения, но и представителей разных коллективов и поколений.
Под влиянием формирующихся экономических отношений подверглись диалектическому снятию унаследованные от прошлого состояния связи процесса размножения. Они превратились в формирующиеся отношения производства рабочей силы, возникающие в процессах содержания, обучения и воспитания подрастающего поколения навыкам формирующейся социальной жизни /28, 277–278/. Кровные связи формирующихся людей при этом упрочились и расширились, что проявилось в отмечаемой этнографами эндогамии /на возникновение ее указывают Л.Г. Морган, Ф. Энгельс, М. Косвен, Ю.И. Семенов, Н.А. Тих и многие другие/. У животных есть все формы половой связи, кроме многомужества. «До этого могли дойти только люди» – пишет в этой связи Ф.Энгельс. Необходимость осуществления трудового воспитания уже не допускала и присущего сообществам животных существования подростков и стариков на периферии сообщества, так как первые являлись сменой старшего поколения в труде, а вторые – обладателями необходимым опытом формирующейся социальной жизни /28, 289–291/.
Возникновение формирующихся экономических и внеэкономических отношений по необходимости изменило организацию их регулирования. Существование в последующем периоде у первобытных охотников многочисленных сложных табу, вождей, сахемов, шаманов и прочих феноменов может служить косвенным свидетельством наличия высшей более сложной, нежели биологическая, исторической основы, из которой они могли развиться.
Формирующиеся культурные и идеологические связи этого периода не исследованы, но они, очевидно, были, ибо без них не могло быть будущего... Танец, язык жестов, пантомима... как средства передачи небиологической информации закладываются, очевидно, именно в это время.
Общим результатом элементарных форм производства явилась формирующаяся общественная организация, образуемая складывающимися экономическими, социальными и иными надстроечными отношениями. Возникает «элементарная социальная связь» / 21, 113/, исходная клеточка общества, в «свернутом» виде содержащая в себе все многообразие отношений последующей истории. Специфика этой организации состояла в том, что ее структура могла быть построена по новому /формирующемуся экономическому, внеэкономическому, политическому, культурному, идеологическому/ принципу, включающему связи самосохранения /адаптации, размножения, регулирования.../ в качестве необходимой природной основы.
В целом это была, позволившая выжить, прочная и развитая по-своему организация индивидов, осуществляющих формирующееся производство, не отрицающая связей самосохранения, но включающая их в преобразованном виде как необходимую основу. Это были биологические связи, но в высшей их форме, специфические биологические связи, обусловленные не только естественной /условия существования, находимые в природе готовыми/, но и преобразованной природой, представленной продуктами формирующегося труда. Примитивное производство и его продукция стабилизировали самосохранение, сделали его менее зависимым от капризов природы. Социальное возникло, таким образом, не на «распадающейся», «неустойчивой» /21, 121–122/, а, напротив, на более развитой специфической биологии. То, что в условиях преобразуемой природы биологические связи упрочились, стабилизировались, пролонгировались, то есть развивались далее, свидетельствовало о биологической зависимости и значимости формирующегося социального.
Формирующаяся организация производства развивает организацию биологического самосохранения, создавая условия собственного усовершенствования. Без непосредственной естественной основы организация производства теряет смысл. Производство осуществляется для самосохранения, адаптации, потребления, размножения и т.д. Биологическая организация имеет, следовательно, определенную социальную значимость.
Преимущества формирующейся производственной организации, в сравнении с прежней, выражаются в сохранении и развитии содержания предшествующей биологической эволюции и «приращении» некоторой социальной сложности, что в целом приводит к увеличению «прочности» организации, пролонгации связей, возможности увеличения численности ее членов. Формирующаяся организация общества, следовательно, более эффективна, нежели организация животных предшественников, причем как социально, так и биологически. Взятая в целом, эта организация представляет обобщение формирующихся общественных /складывающиеся отношения производства социальной жизни/, развертывающихся специфически биологических /связи самосохранения в преобразуемых модифицированных трудом условиях/ и унаследованных от животного состояния собственно биологических /связи самосохранения в естественных условиях / связей и отношений.
Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!