Тема I. Биологические предпосылки антропосоциогенеза
Б.Г. Чемериский
РАННИЙ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ
Утверждено
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
Издательство
Пермского государственного технического университета
УДК 316.61+130.2](075.8)
Ч-42
Рецензенты:
зав. кафедрой философии д-р филос. наук,
профессор Н.К. Оконская
(Пермский государственный технический университет);
д-р филос. наук, профессор С.П. Парамонова
(Пермский государственный технический университет)
Чемериский Б.Г.
Ранний антропосоциогенез: учеб. пособие / Б.Г. Чемериский. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. – 124 с.
Isbn 978-5-398-00157-0
Изложены биологические предпосылки антропосоциогенеза и «недостающее звено» человеческой истории, тоесть ранний антропосоциогенез.
Представленный материал существенно дополняет современное социальное знание.
Адресовано студентам специальности «Социология» и других направлений гуманитарного профиля.
УДК 316.61+130.2](075.8)
ISBN 978-5-398-00157-0 © ГОУ ВПО
«Пермский государственный
технический университет», 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. 4
Тема I. Биологические предпосылки антропосоциогенеза. 6
1. Образ жизни животных, его структура и содержание. 9
2. Индивиды и сообщества животных. 13
3. Характер биологической организации, ее противоречивость и закономерности (тенденции) развития 21
Тема II. Социальная антропология первобытного коллектива собирателей 25
|
|
1. Формирующееся производство общественной жизни: возникновение, структура, содержание 28
2. Формирующиеся люди (собиратели вида Homo primigenius) и их сообщества 40
3. Характер формирующегося социального: противоречивость и закономерности развития 47
Тема III. Социальная антропология первобытного коллектива охотников 52
1. Формирующиеся производства общественной жизни первобытных охотников, возникновение, структура, содержание. 57
2. Формирующиеся люди (охотники вида Homo habilis) и их сообщества 70
3. Характер формирующегося социального: противоречивость и закономерности развития 82
Тема IV. Социальная антропология первобытного коллектива земледельцев и скотоводов 89
1. Производство общественной жизни первобытных земледельцев и скотоводов: возникновение, структура, содержание. 91
2. «Готовый» человек (земледелец и скотовод вида Homo sapiens) и его сообщества 101
3. Характер сформирмировавшегося социального: 109
противоречивость и закономерности развития. 109
Вместо заключения. 115
Предисловие
Объясненный во «Введению в социальную антропологию» и понятийный в принципиальной форме антропосоциогенез (социальный процесс, история) нуждается в обобщении эмпирии и изложении применительно к известным общественным формациям.
|
|
Универсальный для всех наук принцип историзма, введенный Аристотелем, диалектика Гегеля, методологические требования диалектико-материалистической методологии диктуют при решении проблемы обобщения эмпирии и изложении материала социальной антропологии «плясать от печки» от предпосылок человека и общества.
В многоуровневой методологии социального познания для изложения материала предпосылок и раннего антропосоциогенеза (социального процесса, истории) мы выбираем наиболее конкретный формационный подход, поскольку его эмпирия в основном известна выпускникам средней школы пришедшим на первый курс и не «отягощенным» еще университетским знанием. Из материала биологии средней школы им известно, что функции и их изменения трансформируют живой организм (биологический материальный субстрат – доорганизменный, организменный, недорганизменный), его морфологию и организацию. Ч. Дарвин доказал, что совершенствование естественных органов животного в жизненном процессе объясняет видообразование. Не играет ли совершенствование искусственных органов-орудий ту же роль в производстве и воспроизводстве человека? – предполагают К. Маркс и Ф. Энгельс. Об этом, кстати, убедительно писал еще Л.Г. Морган, осмысливая опыт 25-летнего включенного наблюдения будучи усыновленным племенем ирокезов. Конечно, не будут при этом игнорироваться, по возможности, и прочие уровни методологии, поскольку только их интегральное применение позволяет всесторонне понять и объяснить объект нашего интереса.
|
|
И, наконец, настоящим учебным пособием реализуется акцент на развитие «магистрали» антропосоциогенеза (социального процесса, истории). Девиации, отклоняющееся, тупиковое развитие, дегенерация, возрождение, декаданс, фиксирующий «число зверя», – предмет семинарских занятий и самостоятельной работы будущих специалистов в области гуманитарного знания.
Если всеобщий закон развития применим для любого элемента объективной реальности, то современное социальное знание (теоретическое и прикладное) существенно зависит от понимания начал человеческой истории (социального процесса, антропосоциогенеза).
«Дальнейший уровень всей совокупности наук о людях будет зависеть от существенного сдвига в познании начала человеческой истории».
|
|
Б.Ф. Поршнев
Тема I. Биологические предпосылки антропосоциогенеза
План:
1. Образ жизни животных, его структура и содержание.
2. Индивиды и сообщества животных.
3. Характер биологической организации, ее противоречивость и закономерности (тенденции) развития.
Список литературы
1. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20., С. 343–628.
2. Ладыгина - Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность обезьян /шимпанзе/. М.: АН СССР, 1959.
3. Рогинский Я. Я. Навыки и зачатки интеллектуальных действий у антропойдов /шимпанзе/. Л., 1964.
4. Тих Н.А. Предыстория общества. Л.; ЛГУ. 1970.
5. Керригер С. Дикое наследие природы. М: Мысль, 1969.
6. Дубинин Н.П. Общая генетика. М: Наука, 1970.
7. Роллер Э. Открытие основных законов жизни. М: Мир, 1970.
8. Гуральник П.И. Социальная структура у животных и ее эволюция. В сб.: "Некоторые проблемы теории эволюции", т. 7. Изд.: 2 МОЛГМИ, М., 1973.
9. Решетов Ю. Г. «Природа Земли и происхождение человека». Л: АНСССР, 1966.
10. Панов Е.Н. Социальное поведение и эволюция организации. "Проблемы эволюции", т. 6. Изд.: Наука, Новосибирск. 1975.
11. Санин А. С. Постижение совершенства. М., Знание, 1987.
12. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21.
13. Эспинас А. Социальная жизнь животных. С-Пб., 1882.
14. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. М., 1953.
15. Кроукрофт П. Артур, Билл и другие. /Все о мышах/. М.: Мир, 1969.
16. Алексеев В.П. От животных - к человеку. М., 1969.
17. Шаллер Дж. Год под знаком гориллы. М.: Мысль, 1968.
18. Шварц С. С. Экология и эволюция. М., 1974.
19. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
20. Завадский К.М. Проблемы прогресса живой природы. "Вопросы философии",№ 10, 1967.
21. Орлов В. В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1974.
22. Орлов В. В. Психофизиологическая проблема. Пермь, 1960.
23. Коблов А.Н. Парадокс развития и марксистская концепция уровней. "Философия пограничных проблем науки", вып. 2, Пермь, 1968.
24. Чемериский Б.Г. Возникновение социальной организации. «Философия пограничных проблем науки», вып. 8, Пермь, 1975.
25. Белов А.И. «Антропологический детектив». М: АиФ – Принт, 2002
Существенные моменты проблемы биологических предпосылок социальной организации были исследованы основателями материалистической теории развития человека и общества в работах "Немецкая идеология", "Диалектика природы", "Происхождение семьи, частной собственности и государства". В "Диалектике природы", например, Ф. Энгельс отмечал много общего между животными и человеком, а также существенные различия в их строении и жизнедеятельности /1, 487–489/. Очевидно, определенные аналоги и отличия имеются между доорганизменной, организменной и надорганизменной организацией биологических и социальных существ.
В современной литературе по проблеме организации животных /см., например: Гудолл Дж. В тени человека. М.: Мир, 1974; Гуральник П.И. Социальная структура животных и ее эволюция. В сб. "Некоторые проблемы теории эволюции". Т.7 Изд.: 2 МОЛГМИ. М., 1973; Иди. М. Недостающее звено. М.: Мир, 1977; Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., Наука, 1966; его же. Происхождение брака и семьи. М.: Мысль, 1974; Сетров М.И. О критериях организованности в биологии. "Философские науки" 1967, №1; Сетров М.И. Организация биосистем. Л.: Наука, 1971; Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1970; Шаллер Дж. Год под знаком горилы. М.: 1971; Шовен Р. От пчелы до гориллы. М., 1965 и многие другие / вопрос о биологических предпосылках социальной организации раскрыт довольно полно и нуждается лишь в определенной систематизации и теоретическом обобщении. Наша задача состоит, следовательно, в том, чтобы на основании данных этой литературы определить элементы и сущность истории биологической организации, показать ее ограниченность и попытаться объяснить закономерности перехода к более сложной социальной организации.
Методологический уровень рассмотрения проблемы и обобщения естественнонаучных фактов может быть охарактеризован как формационный. При анализе деятельности /функций и связей/ и выведении из них структурных элементов живого / доорганизменных, организменных и надорганизменных / он – этот методологический прием /уровень/, предусматривающий исследование диалектики всех сторон жизни – более эвристичен и, в то же время, экономичен для изложения учебного материала.
Образ жизни животных, его структура и содержание
Вполне очевидно, что происхождение социальной организации нельзя выводить из предпосылок, не обладающих достаточно высоким уровнем развития /1, 488/. Эти предпосылки можно разделить на общие, и конкретные непосредственные. К общим предпосылкам возникновения социальной организации третичного периода, относится всеобщая связь явлений природы – "всеобщая связь развития" /565/, "взаимная связь" /392/ всех материальных реальностей, которая исторически развивается. Непосредственной предпосылкой социальной организации явились виды высокоорганизованных приматов, развившиеся в определенных условиях природы и под ее влиянием до сообществ, осуществляющих жизнь через активное приспособление к среде с помощью биологических средств. Конкретно, это дриопитеки третичного периода, обитавшие в провинции Гондвана около 30 млн. лет назад /9/.
Поскольку в способе жизнедеятельности обнаруживается обычно весь характер индивида, его видовой характер /К.Маркс/, постольку анализ биологической жизнедеятельности объяснит, очевидно, развитие животных сообществ, послуживших основой человека и общества.
Важнейшей функцией жизни, согласно естествознанию, является " постоянный обмен веществ с окружающей их /организмы – Б.Ч./ внешней природой, причем с прекращением обмена веществ прекращается и жизнь", что приводит к разложению организма /1, 616/, "ничего не оставляющего после себя, кроме химических составных частей, образовывавших его субстанцию" /610/ – белков, жиров углеводов...
Обмен веществ со средой, включающий приспособление к ней, потребление готовых средств существования и выделение, осуществляется животными с помощью биологических средств – органов и энергии организма. Это "хищническое хозяйство", наряду с миграциями животных, играет, согласно Ф. Энгельсу, большую роль в развитии организмов и обусловливает видообразование /491/.
У некоторых животных / слоны, морские выдры и обезьяны, например,/ приспособление к среде и потребление средств существования осуществляется с помощью предметов природы. Использование в жизни предметов в качестве искусственных органов, орудий, увеличивает эффективность жизнедеятельности, однако, оно не присуще живому в целом. Это не закономерность биологического существования, не правило, а скорее исключение из правила.
Биологическая жизнь – это не только обмен веществ с природой. Ее "существенной" функцией является размножение /357/, обеспечивающее непрерывность существования организмов. Без осуществления этой функции жизнь также невозможна, как без обмена веществ. Размножение включает рождение, вскармливание, передачу жизненного "опыта" от одного поколения к другому через генотип, а на высших уровнях биологии – через приобретение жизненного опыта путем подражания и обучения. /Подробнее см.: Рогинский Я.Я. Навыки изачатки интеллектуальных действий у антропоидов /шимпанзе/. Л., 1964 и другие./
Жизнь предполагает в качестве необходимой функцию регулирования обмена веществ и размножения, столь же "существенную"/1, 357/, по Ф.Энгельсу, как и остальные. Материальный носитель этой функции - "нервная система, развившись до известной степени,...завладевает всем телом и организует его сообразно своим потребностям". "Она основа всей организации" /623/.
Регулирование биологической жизни в своем развитии проходит ряд этапов. На низших ступенях живого оно предполагает "реакцию на раздражение" /357/, на высших - врожденные, а затем и приобретенные рефлексы и ассоциации. У наиболее развитых животных регулирование жизни приобретает в определенной степени планомерный характер. "...Способность к сознательным планомерным действиям развивается в соответствии с развитием нервной системы и достигает у млекопитающих достаточно высокой ступени" /496/. Однако, в целом это только зародыш целесообразной деятельности, не получивший развития в условиях биологии.
Как способ существования живого биологическая жизнь на высших уровнях ее развития, взятая в совокупности ее существенных сторон, есть, следовательно, осуществляемое под контролем высшей нервной деятельности с помощью биологических средств самосохранение через приспособление к среде, потребление готовых средств существования и размножение. Каждая из сторон биологической жизни необходима, важна, в определенной степени обусловливает возможность других. Однако обмен веществ с природой является средь них превалирующим, определяющим возможности размножения и регулирования жизни животных. /Это аналог экономического детерминизма. /
В процессе биологической жизни возникают, позволяющие более эффективно и экономно осуществлять все ее функции, совместные формы существования животных. Большинство их живет колониями, стаями, кланами, стадами и т.д., что помогает им создавать микроклимат мест обитания, согревать друг друга в холодное время года, успешно добывать пищу, охранять территорию обитания, выращивать потомство и т.п. В таких сообществах наблюдается определенное разделение функций жизни – предпосылка и аналог разделения труда в обществе. На разделение функций биологической жизни указывают многие авторы. См.: Тинберген Н. Поведение животных. М.; Мир, 1969; Тих Н.А. Предыстория общества. Л.: ЛГУ, 1970; Алексеев В.П. От животных – к человеку. М., 1969 и другие. Следовательно, должны иметь место и определенные связи между индивидами, образующими эти сообщества - предпосылка и аналог социальных связей.
Организация обмена веществ с природой представляет совокупность связей, складывающихся в процессе адаптации и потребления готовых средств и условий существования. О наличии связей по поводу средств /пищи и т.д./ и условий жизни /территории обитания и т.д./ свидетельствуют исследования как в нашей, так и в зарубежной литературе. /См.: Гудолл Дж. Хохочущие хищники. "Вокруг света", 1976, № 6; Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1969; Керригер С. Дикое наследие природы, М.: Мысль, 1969; Кроукрофт П. Артур, Билл и другие. /Все о мышах/. М.: Мир, 1970 и т.д./ Как отмечают специалисты, у обезьян, например, наблюдается сильно отрицательная реакция на попытку взять у них какой-либо предмет, в особенности продукт питания. Н. А. Тих, вслед за другими авторами, называет такое отношение к предметам "инстинктом владения, или собственности" /4, 78-80/. Смысл этого инстинкта сводится к удержанию животными относительно скудных средств существования, к рефлекторным связям между животными по поводу естественных условий жизни. Попытки изменить подобные реакции в условиях эксперимента часто терпели неудачу. Обезьяны решительно отказывались отдать предметы даже в обмен на более привлекательные. Очевидно, в условиях биологического существования необходимость в этом просто отсутствует.
Однако, формы сотрудничества могут возникнуть, если условия существования животных существенно меняются в эксперименте. "Эти факты указывают на наличие потенциальных возможностей к изменению даже весьма мощных инстинктов при появлении потребности в новых формах деятельности" /80/.
Поскольку некоторым животным свойственна эпизодическая деятельность с использованием предметов природы в качестве орудий, между животными могут возникнуть, очевидно, связи по поводу этих орудий и средств существования произведенных с их помощью. Однако, в современной, науке взаимосвязи такого рода почти не получили отражения. Частично место и роль такого рода феноменов в жизни животных показана в книге Дж. Гудолл "В тени человека".
Система связей между животными, возникающих в процессах размножения /рождения, вскармливания, передачи опыта и т.д./ образует организацию размножения, или биологическую организацию кровного родства. У наиболее развитых животных размножение включает элементы "обучения" прижизненно накапливаемому опыту поведения /5, 176-181; 4, 230/ и, следовательно, возможность возникновения соответствующих связей. Однако, в условиях зоологического существования эта возможность остается практически не реализованной.
Совместные формы обмена веществ с природой и размножения осуществляются под контролем высшей нервной деятельности животных. Связи, при этом возникающие, образуют организацию биологического регулирования жизни.
Совокупность связей, возникающих между организмами в процессах осуществления ими существенных сторон биологической жизни, образуют биологическую организацию животных.
Как специфический уровень всеобщей связи явлений природы, биологические связи, образующие в совокупности организацию самосохранения живого, есть связи по поводу готовых средств и условий существования, рождения себе подобных с преимущественно врожденными программами поведения, заложенными в генотипе, регулирования биологической жизни на основе преимущественно врожденных рефлексов и ассоциаций.
Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!