Концепция В.Е.Франкла



Воззрения Юнга были подвергнуты критике со стороны основате­ля логотерапии В.Е.Франкла. Считая основной движущей силой по­ведения и деятельности человека стремление к смыслу своего суще­ствования, он видел принципиальную ошибку Юнга в локализации образа бога в сфере бессознательного, а религии — в сфере инстинк­тивного. По Франклу истинная религиозность имеет не инстинктив­ный характер, а характер решения, поскольку религиозность либо эк­зистенциальна, либо ее нет вообще. Бог в логотерапии — «партнер в самых интимных разговорах человека с самим собой» [18]. Для ло­готерапии религия является только лишь предметом, но не основа­нием. Она рассматривает веру в бога как поиск смысла человечес­кого бытия.

 

Психология религии

Традиционно психология религии изучает субъективную сторону религии, т. е. религиозность индивида в его социальных связях, преж­де всего функциональных. Психологический анализ религиозности включает в себя изучение, во-первых, психических мотивов и уста­новок, обусловливающих специфически религиозные представле­ния; во-вторых — состояния сознания (вера, догма, исповедание и т. д.) и, в-третьих — религиозных отношений внутри общины, с внешним миром и т. д. [3].

Основоположником такого подхода в современной психологии религии был W.James. Проведя разграничение религии как учреж­дения и религии как личного переживания, он четко постулировал приоритет последнего. Определяя религию как совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, он тем не менее от­рицал как специфичность религиозного чувства, так и наличие осо­бых «религиозных» механизмов человеческой психики. Признавая наиболее важным объектом исследования экстремальные проявле­ния религиозного опыта, W.James утверждал, что в нем происходит только усиление обычных психических процессов и явлений внут­ренней жизни субъекта. «Если нет особой элементарной религиоз­ной эмоции, а есть только совокупность обыкновенных эмоций, на который религиозные объекты накладывают свой характерный от­печаток,— писал W.James,— то легко допустить, что равным обра­зом нет и специфических религиозных объектов и специфических религиозных действий» [25]. Характернейшей чертой здорового ре­лигиозного переживания он считал восторженность, окрашенную торжественным чувством. Работы W.James, основанные на анализе личных документов, оказали большое влияние на многих исследо­вателей. Так, в 1950 г. G.Allport рассмотрел два типа религиознос­ти: «extrinsic» (внешне ориентированную) и «intrinsic» (внутренне ориентированную). Первая является инструментальной и обеспе­чивает безопасность, социальный статус или служит для самооп­равдания. Что касается внутренней, то она мотивирована религией как таковой, индивид живет своей верой вне зависимости от рели­гиозных институтов [15].


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!