Социального, включающего влияние общества, религиозного обучения;



2) природного, характеризующегося восприятием красоты и гар­монии окружающего мира;

3) морального, выражающего переживания ценностного конф­ликта;

4) эмоционально-аффективного, отражающего потребность в пре­одолении уязвимости перед враждебными силами внешнего мира и утешения перед лицом смерти;

Интеллектуального, отражающего установку на существование воздействия на человека сил за пределами пространственно-временного физического мира [39].

Вариабельность проявлений религиозного опыта зависит от умо­настроений эпохи, социальной среды, особенностей личности. Од­нако, как указывает W.James, во все времена существовало два типа верующих. Одни, их большинство, внешним образом придержива­лись религиозных обрядов своего народа и соблюдали вошедшие в привычку установленные формы религиозного поведения. Другие же часто проявляли симптомы нервной неустойчивости: «Эмоцио­нальная сторона их повышена до экзальтации; очень часто их внут­ренняя жизнь раздираема противоречиями, многие из них подверже­ны меланхолии в течение большей части своей жизни. Они не знают ни в чем меры, страдают одержимостью, навязчивыми идеями; они впадают в экстаз, слышат голоса, у них бывают видения, словом они дают ряд симптомов патологического характера. И нужно прибавить, что эти болезненные явления в большинстве случаев усиливают их религиозный авторитет» [25].

Религиозное, чувство в прямом наблюдении не дано и не может быть измерено как, например, предпосылки интеллекта: память, вни­мание, зрительно-моторная координация и т. д. Полемизируя с W.James, E.D.Starbuck писал, что иметь четко обоснованную типо­логию для оценки религиозных феноменов так же важно, как иметь стандарты в физике, формулы в математике и законы в химии. В то же время он осознавал трудности обоснования критерия нормы: «Даже для двух человек затруднительно согласиться в том пределе, за которым нормальный религиозный опыт переходит в патологи­ческий. Демаркационная линия зависит от общего отношения лич­ности к религии, темперамента, узости или широты суждений» [38].

Религиозный опыт представляет собой сложное, многогранное и недостаточно исследованное явление. Одни его проявления, несом­ненно, принадлежат здоровой психике, другие лежат в пограничной между здоровьем и болезнью зоне, третьи позволяют предположить психотическое расстройство. Выявление этих зон и является основ­ной задачей психиатрии. Для этого необходимо исследовать не толь­ко религиозные переживания как таковые, но и их связи с обстоя­тельствами, в которых они возникают, а также формы, в которых они выражаются.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 10; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!