Основные психоаналитические концепции



Концепция З.Фрейда

Крайняя точка зрения на природу религии высказывается в клас­сическом психоанализе. Свое убеждение о том, что «религия — об­щечеловеческий невроз навязчивости», З.Фрейд обосновывал не толь­ко внешним, но и внутренним сходством между отправлениями религиозного культа (молитвы, посты, заклинания, жертвоприноше­ния и т. д.) и приобретающими защитный характер ритуалами при обсессивно-фобическом неврозе [19]. Используя метод аналогий, Фрейд утверждал, что в основе невроза и религиозного переживания лежит подавление природных инстинктов человека. В работе «Вос­поминания Леонардо да Винчи о раннем детстве» [20] рассматрива­ется идея взаимосвязи образа собственного отца и индивидуального образа Бога. В исследовании «Тотем и табу» [21] говорится о возник­новении первобытных религиозных представлений. Ядром концеп­ции Фрейда является положение о бинарной роли религии как явле­ния, генерирующего невроз и одновременно являющегося средством защиты от него. Видя в культуре, социальности человека основную причину невроза, автор полагает, что не будь религии, невроз принял бы еще более грубые формы и протекал бы тяжелее.

Концепция К.Г.Юнга

Иных взглядов придерживался К.Г.Юнг. В религии он видел уста­новку человеческого ума на внимательное рассмотрение, наблюде­ние за некими динамическими факторами, понятыми как «силы, духи, демоны, боги, законы, идеалы — и все прочие названия, дан­ные человеком подобным факторам, обнаруженным им в своем мире в качестве могущественных и опасных» [28]. Создав новое направ­ление в психоанализе — аналитическую психологию, он исследовал роль прошлого опыта и первобытных архетипов (символов, представ­лений, идей, образов) в формировании стадий сознания. Многие из концепций Юнга о религии были погружены в суеверие и оккуль­тизм, так что в итоге его роль в психоаналитическом движении ста­новилась все более двойственной и неоднозначной. В отличие от З.Фрейда, он не только не рассматривал религию как «невроз навяз­чивости», но и считал одним из факторов возникновения психичес­ких расстройств утрату религиозных взглядов. Причину психичес­ких расстройств он видел в динамическом факторе: рассогласовании между сознательным и бессознательным. Он рассматривал религию в качестве необходимого условия психического здоровья личности и эффективной системы психотерапии.

Концепция Э.Фромма

Для Э.Фромма религия была важна как предшественница психо­терапии, накопившая тысячелетний опыт заботы о душевном здоро­вье человека. Он считал, что в настоящее время две группы людей занимаются душой человека — священники и психоаналити­ки. Понимая религию как систему взглядов и действий, которой при­держивается определенная группа людей и которая дает индивиду систему ориентации, он подразделял ее на авторитарную и гуманис­тическую. Авторитарная религиозность состоит в подчинении и по­слушании. Утрачивая независимость и цельность, индивид приоб­ретает чувство безопасности и защищенности. В гуманистической религиозности, напротив, человек достигает веры в себя, собствен­ные силы, полную самореализацию. Религиозность по Фромму зак­лючается в служении не только божеству, но и вождям, классам, на­ции, партии, успеху, силе [22].


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!