В последующие годы религиозность как отдельный объект иссле­дования изучалась нечасто и рассматривалась в рамках других пси­хологических концепций.



Подход, основанный на идеях бихевиоризма, характеризовался признанием обусловленности поведения исключительно внешними факторами, откуда следовал вывод, что оно может контролироваться различными изменениями внешних условий. Значительное влияние на формирование этого направления оказало учение И.П.Павлова об условных рефлексах [11]. Религиозное поведение в рамках бихе­виоризма понималось как комплекс реакций на определенные сти­мулы, включающие в себя религиозное обучение, семейное воспита­ние, давление социального окружения.

Рассмотрение поведения, в том числе и религиозного, в исследо­ваниях бихевиористской школы производилось по схеме «стимул — реакция». В книге B.F.Skinner «По ту сторону свободы» религия оп­ределялась как увеличение управляемости поведения при помощи специальных вербальных регуляторов [37]. В отличие от государ­ственных регуляторов, понимаемых как «законно — незаконно», ре­лигиозные обозначены как «богоугодно — греховно». Дополнитель­ными вербальными регуляторами здесь являются «рай», «ад», «небо», «преисподняя». Субъективные факторы, выявляемые методом инт­роспекции, бихевиористская школа принципиально не рассматри­вала, считая их ненаучными.

Совершенно в ином аспекте понималась религиозность психоло­гами психоаналитического направления, которые центральное зна­чение в формировании религиозных представлений придавали ран­нему развитию, видя во взаимоотношениях младенца с отцом и матерью прообраз будущего отношения к богу. По E.H.Erixon пси­хологическое развитие личности проходит восемь стадий, каждая из которых последовательно сменяет другую. Шесть из этих стадий при­ходятся на два первых десятилетия жизни. Религиозная вера, фор­мирование которой генетически связано с базовым доверием к мате­ри в грудном периоде, положительно влияет на развитие человеческой индивидуальности [17].

Английский психоаналитик D.Winnicot рассматривал станов­ление личности через призму взаимоотношений матери и ребенка [40]. По D.Winnicot противопоставление субъекта объекту или дифференциация внутреннего и внешнего мира формируется пу­тем последовательных переходов от погруженности в символичес­кую орбиту «мать— дитя» до осознания внешней реальности. По мере продвижения к реальности, в переходной стадии, содержанием которой является мир символов, творческого воображения, ребенок обнаруживает объекты, с которыми он не идентифицирует себя, со­здавая тем самым предпосылки творчества, фантазии, религии.

Становление психологии религии как науки характеризовалось стремлением, с одной стороны, к объективизации изучаемых явлений, ас другой — к непосредственному, целостному постижению религиоз­ного опыта. Первый подход был отражен в «биологическом» направ­лении, разрабатываемом T.Flurnua [14]. Здесь внимание фокусирова­лось в основном на биологических факторах: возрасте, поле, темпераменте, расе — как на мозговых коррелятах религиозности. Вто­рой подход базируется прежде всего на описательной психологии.

W.Dilthey утверждал невозможность изучения религиозного пере­живания таким же образом, как изучаются природные явления в есте­ственных науках. Он писал: «Всякий анализ факта религии, приводит к понятиям: чувство, воля, зависимость, свобода, мотив, которые мо­гут быть разъяснены исключительно в психологической связи. Тут приходится иметь дело с определенными комплексами душевной жиз­ни, так как в ней зарождается и укрепляется понятие божества. Но эти комплексы обусловливаются общей планомерной связью душевной жизни и понятны только из этой связи» [2].

Исторически идея бога не представляет собой нечто застывшее, не­изменное. В фундаментальной монографии «История бога» американ­ская исследовательница К.Армстронг указывает, что представления о боге, которых придерживается одно поколение, могут оказаться для другого совершенно бессмысленными [1]. Идея «бога» вмещает ши­рочайший спектр значений, причем некоторые из них могут полнос­тью отрицать друг друга и даже оказаться внутренне противоречивы­ми. Без такой гибкости идея бога никогда бы не заняла одного из главных мест в истории человеческой мысли. С другой стороны, эта «гибкость» создавала некий тупик, поскольку всякий раз возникала необходимость нового осмысления религиозности в каждом последу­ющем историческом контексте. Выходу из этого тупика способство­вало появление нового аспекта — феноменологии религии.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!