Методы обследования больных с психопатологическими феноменами религиозного содержания



Психиатрия является естественнонаучной дисциплиной. Поэто­му ее методологической основой является свободомыслие — та фор­ма духовной культуры, исходным пунктом которой признается пра­во разума на критическое рассмотрение религии и свободное исследование окружающего мира. Исследователь сам по себе может исповедовать какое угодно мировоззрение, но как представитель на­учной дисциплины он рассматривает все явления, в том числе и ре­лигиозный опыт, в системе тех взглядов, которые общеприняты в дан­ной науке. Рассматривая религиозное содержание, исследователь выносит за скобки вопрос об их истинности, оставляя его теологии и философии. Здесь следует отметить, что и атеизм при определенных условиях может быть патологическим.

Основным методом исследования в психиатрии является клинико-психопатологический. Он заключается в расспросе больного, сборе субъективного (от больного) и объективного (от родственников и лиц, знающих больного) анамнеза и клиническом наблюдении. С помощью этого метода производится оценка психического здоровья — выявля­ются симптомы, синдромы, нозологические формы, особенности тече­ния, степень тяжести, этиология, патогенез. В результате устанавлива­ется клинический диагноз. Религиозный анамнез включает сведения о религиозном воспитании в семье, религиозных интересах, религиоз­ном поведении, религиозных переживаниях. Главной целью сбора ре­лигиозного анамнеза является выяснение вопроса, как влияет религи­озная деятельность данного человека на его психическое здоровье.

Оценочные шкалы. В последние годы клинико-психопатологический метод дополняется методами стандартизации — оценочными или рейтинговыми шкалами, охватывающими определенный диапазон психопатологических проявлений. В психиатрии религии использу­ется шкала PDI, позволяющая изучать особенности бредовых идей у религиозных пациентов [34].

Изучение текстов. Являясь неотъемлемой частью человеческого бытия, религиозные переживания нашли свое отражение в Библии. В Ветхом и Новом Заветах проводится разделение на «сумасшествие» как наказание Божие (Втор. 28:15,28) и отличные от него откровения, видения. Вместе с тем священные тексты наполнены символами, ме­тафорами; значения слов в них значительно шире, чем в общеприня­том толковании. Поэтому описания особых психических состояний у библейских персонажей могут служить материалом для размышле­ний, но не для психиатрических заключений и выводов. То же можно сказать и о текстах, посвященных религиозным переживаниям свя­тых, например Жанны Д′Арк, слышавшей «небесные голоса».

Гораздо более репрезентативны личные документы: дневники, письма. Например, лишь основываясь на переписке Н.В.Гоголя и воспоминаниях современников, можно судить о его депрессивных приступах с идеями греховности, самоуничижения и ступорозных состояниях.

Значительную ценность для психопатологии религии представ­ляют клинико-психологические методы, особенно те, которые направ­лены на исследование личности. Использование анкет, опросов, интервью, несмотря на высокую доступность для статистической обработки, ограничено. Их информативность зависит от поставлен­ной задачи, например, изучение влияния религиозности на перено­симость тяжелых заболеваний, употребление наркотиков и т. д.

Популяционный метод заимствован из социальной психиатрии и включает в себя изучение сект, религиозных движений, а также на­блюдение и клинический анализ религиозного поведения адептов и лидеров. Уже в начале XX в. России были опубликованы исследова­ния на эту тему, среди которых наиболее известными являются рабо­ты Н.В.Краинского [9] и Д.Г.Коновалова [7]. В настоящее время про­блема изучается Ф.В. Кондратьевым [6] и Ю.И. Полищуком [12].

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!