Взаимоотношения психиатрии и религии



По мере своего развития каждая наука создает новые направле­ния, рассматривающие определенные срезы действительности с ее точки зрения. В психиатрии таким образом сложились отрасли со­циальная психиатрия, судебная психиатрия, военная психиатрия. Несмотря на то, что взаимоотношения религии и психиатрии имеют давнюю историю и традиции, по крайней мере, в отечественной пси­хиатрии комплекс проблем «психиатрия и религия» не приобрел са­мостоятельного исследовательского статута, эти вопросы не вклю­чены в учебные программы вузов и системы последипломного медицинского образования. Вместе с тем, нельзя сказать, что этому вопросу не уделяется внимания в мировой психиатрии. Во Всемир­ной психиатрической ассоциации (WPA) работает секция психиат­рии и религии, проводятся конференции, встречи. Одна из после­дних конференций на эту тему, состоявшаяся в октябре 2000 г. имела полемическое название: «Психиатрия и религия. Партнеры или про­тивники». За последние десятилетия напечатаны сотни статей, изда­ны фундаментальные руководства и монографии [10, 24, 32].

Однако вопросы, связанные с религиозными переживаниями в патологических условиях, разработаны еще недостаточно. Во мно­гом это обусловлено сложностью изучаемого объекта. Обращение к богу — это обращение к трансцендентному, а «трансцендентное», по И.Канту, — это то, что существует вне сознания и непознаваемо, вы­ходит за пределы всякого опыта, чему в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет [5].

Таким образом, содержание религиозных переживаний не подчи­няется законам формальной логики, не тестируется категориями «ис­тинно — ложно». В этой связи становятся размытыми критерии та­кого понятия, как «религиозный бред», поскольку утрачивается один из важнейших компонентов общепринятого определения бреда — не­соответствие субъективных убеждений объективной реальности.

Другая трудность связана с социальным контекстом. Религия имеет два аспекта: внешний и внутренний. Внешняя сторона — это теологи­ческие системы, обрядность, церковная организация, общепринятые каноны религиозного поведения. Институциональные основы рели­гии, общественные закономерности ее возникновения и ее истори­ческие аспекты изучают философия, социология и история религии. Психиатрическое исследование в этом случае, прежде всего, обра­щено к внутренней стороне религии или религиозности, под которой понимается отражение той или иной религиозной системы в инди­видуальном сознании здорового и больного человека. Поэтому пси­хиатрию интересует, как влияет религия на психическое здоровье в целом и каковы особенности психических расстройств с психопатологическими феноменами религиозного содержания.

Внутренняя сторона выражается, прежде всего, индивидуальным религиозным опытом. В классической работе русского религиозного философа И.А.Ильина указывается, что «религиозность слагается у каждого человека по-своему, — в особом сплетении и сотрудничестве чувства, воображения, мысли, воли, чувственных ощущений, и, мо­жет быть смирения и гордости, благодарности и черствости, радости и горя, страха и предчувствия и т. д.

История личной религиозности начинается у каждого с раннего детства и имеет на протяжении жизни свое особое строение и свой уровень. Согласно этому «субъективность» религиозного опыта вооб­ще не следует понимать в смысле отрицания Церкви и ее религиозных даров. Напротив, храм, икона, Св. Писание и предание, догмат бого­словия, словесная ткань молитв, обряд, таинство, каноны и канони­ческое право, сан, иерархия, пастырство, мудрость покаянных пра­вил и советов, — все это есть совокупное достояние верующих в Церкви, как в историческом отношении, так и в порядке многолико­го одновременного существования. Но все эти религиозные сокрови­ща суть не живой опыт религиозности, а «содержания», «предметы», тексты вещи, смыслы и правила, даруемые живому опыту души, взы­вающие к нему, воспитывающие, очищающие и религиозно вознося­щие его к богу. Живой религиозный опыт человека может быть лишен этих сокровищ; и было время, когда он их не имел; и не имея их, чело­век тем не менее обращался к богу. Субъективность земного человека, и, соответственно этому, субъективность его существования, его теле­сных, душевных и духовных состояний — есть первый аксиоматичес­кий закон религиозного опыта. Ибо человек есть личный, свободный и ответственный дух и религия начинается с личной духовности» [4].

Индивидуальный религиозный опыт не дается человеку генетичес­ки, при рождении, а формируется под влиянием факторов:


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!