Он ответил: «Намаз — это не намаз, если он не удерживает от бесстыдства и грехов»».



Без сомнения, намаз — это большое богатство. И если его читать, как следует, то в результате он удерживает от всего нежелательного. Если этот результат не достигается, тогда что-то не достает в правильном выполнении намаза. Есть очень много других хадисов, передающих этот же смысл. Ибн

‘Аббас (радиаллаху ‘анху) говорит: «Намаз обладает силой останавливать склонность к греху».

Абуль ‘Алия (радиаллаху ‘анху), объясняя этот же аят Корана, пишет:

«Есть три существенные вещи в намазе: искренность, богобоязненность и зикр Аллаха. Намаз — это не намаз, если эти три вещи отсутствуют.

Искренность побуждает к праведным делам, богобоязненность изгоняет мерзости, а вспоминание Аллаха — это Коран, который постоянно

приказывает добро и запрещает зло».

Ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху

‘алейхи уа саллям) однажды сказал: «Намаз, который не предотвращает от плохих и злых дел, отталкивает человека от Аллаха вместо приближения к Нему». Ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что он слышал, как

Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил: «Когда человек не следует своему намазу, то, что это за намаз? Следовать намазу — значит избегать

бесстыдных и греховных дел».

Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «К Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) пришѐл один сахаба, и рассказал о человеке, который имел привычку читать намаз всю ночь и затем воровать до рассвета. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) заметил: «Его намаз скоро отвратит от этого греха»».

Следовательно, от плохих привычек можно избавиться, придерживаясь намаза с надлежащей искренностью. Исправлять каждую плохую привычку по отдельности тяжело и долго. Напротив, легче и быстрее начать читать намаз с надлежащим вниманием, тогда, благодаря его благословению, плохие привычки обязательно исчезнут одна за другой. Пусть Аллах Та‘аля дарует мне силу читать мой намаз как следует!


 

و ط ةولصلا


 

ضفا ملسو هٌلع هلا ىلص الله وسر اا اا هنع الله ىضر رباج نع.٨


ن ع اض ٌا هٌ ف و روث نملا ردل ا ىف اذك ةج ام نب ا و ىذم رتلا و ملس م و ةبٌش ىب ا نب ا هج رخأ(تو نقلا و ط و عو شخلا و عو كرلا تو نقلا ن م ا ا نٌتنا ا للّ او موا و ىلا عت ه لوا ى ف د هاجم

ن م ءا هقفلا نا ك و للّ ةبهرلا و حانجلا ضفخ و رصبلا ضغ و ماٌقلا وط ىنعٌ عوكرلا وا ت فتلٌ نا ىلا عت و هناحب س نامحرلا باهٌ ةولصلا ىف مهدحا ماا اذا ﷺ دمحم باحصا اٌ سان لاا اٌندل ا رما نم ءًشب هسفن ثدحٌ وا ءًشب ثبعٌ وا هرصب دشٌ وا ىصحلا بلقٌ


و متاح نب او رذن ملا نب ا و رٌ رج نب ا و دٌ مح نب دب ع و روص نم نب دٌعس هجرخأ() فرصنٌ ىتح

)نامٌلاا بعش ىف ىقهٌبلا و بٌغرتلا ىف ىناهبصلاا

8. Джабир (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил: «Лучший намаз – это намаз с длинными рака‘атами». Муджахид (радиаллаху ‘анху), объясняя аят:

، نٌتناا للّ اوموا

И стойте (в намазе) с кунутом (почтением) к Аллаху», говорил, что кунут включает в себя правильный руку‘, хушу‘, длинный рака‘ат, опускать взгляд, опускать плечи в смирении (то есть не стоять гордым), и страх перед Аллахом. Когда какой-нибудь из сахабов Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вставал на намаз, то он боялся Аллаха, чтобы смотреть по сторонам, или (идя в сажда) перебирать камешки, или заниматься чем-нибудь бессмысленным, или думать о чем-нибудь мирском (кроме как ненамеренно).

Слову «кунут», которое встречается в Коране и приведено в этом хадисе, дано много объяснений. Согласно одному из толкований кунут значит тишина. В начале ислама разрешалось разговаривать и отвечать на приветствия во время намаза, но когда был ниспослан этот аят, разговор во время намаза был полностью запрещѐн.

Ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) говорит: «Вначале, всегда, когда я приходил к Пророку (салляллаху ‘алейхи уа саллям), я приветствовал его словами «ассаляму ‘алейкум», и он отвечал: «уа ‘алейкум ассалям», даже если он был занят намазом. Однажды я посетил его, когда он был в намазе, и поприветствовал его как обычно, но он не ответил. Я сильно забеспокоился, боясь, что это его отношение возможно из-за недовольства Аллаха мной. Ко мне в голову начали приходить всякого рода тревожные мысли. В один миг я подумал, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) рассердился на меня, и затем появилось ещѐ несколько подобных мыслей. Когда Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) закончил свой намаз, он сказал: «Аллах Та‘аля улучшает Свои приказы, как пожелает. Он сейчас запретил любые разговоры во время намаза». Затем он прочитал аят: «Стойте с кунутом к Аллаху» (2 Бакара: 238), и сказал: «Намаз сейчас означает лишь вознесение славы, хвалы и святости Аллаха Та‘аля».

Муавия бин Хакам Сулами (радиаллаху ‘анху) говорит: «Когда я приехал в Медину, чтобы принять ислам, меня многому научили. Одно из них было то, что когда кто-нибудь чихает и произносит «Альхамду лиллях», я должен говорить «ярхамукаллах». Так как я был новым в исламе, я не знал, что этого нельзя делать в намазе. Однажды мы все стояли в намазе, и кто-то чихнул. Я сразу же прокричал: «Ярхамукаллах». Все уставились на меня. Так как я не


знал тогда, что мы не должны разговаривать в намазе, я возмутился:

«Почему вы все бросаете такие злобные взгляды?» Они знаками показывали, чтобы я замолчал, но я не мог понять их поведения. Все же я

решил молчать. Когда намаз закончился, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) позвал меня. Он не ударил меня, не отругал, и не был со мной груб. Он просто сказал: «Не разрешается разговаривать в намазе. Намаз — это время для прославления и возвеличивания Аллаха, и чтения Корана». Клянусь Аллахом, я никогда не встречал ни до этого, ни после такого

доброго, заботливого учителя, как Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям)».

Другое толкование дано Ибн ‘Аббасом (радиаллаху ‘анху), в котором он говорит, что канитин означает хаши‘ин (богобоязненные), то есть читающие намаз с богобоязненностью. Слова Муджахида (рахматуллахи ‘алейхи), приведѐнные выше, основаны на этом толковании, что в кунут входит все: длинные рака‘аты, чтение с богобоязненностью и смирением, опускание взгляда и страх перед Аллахом. ‘Абдуллах бин ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) говорит: «Вначале Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) привязывал себя веревкой в намазе тахаджуд, чтобы не упасть ото сна. По этому поводу был ниспослан следующий аят Корана:

، ىقشتل نآرقلا كٌلع انلزنا ام هط

«Не ниспослали Мы тебе Коран, чтобы ты был несчастен» (20 Таха: 2). Рассказывается во многих хадисах, что из-за выстаивания долгих часов в

тахаджуде у Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) опухали

ноги. Просто из-за доброты и заботы о своих последователях, он, тем не менее, советовал им быть умеренными в своѐм поклонении, чтобы чрезмерность не привела к отвращению. Поэтому, когда он узнал, что одна женщина начала таким же образом привязывать себя, он запретил ей так делать.

Мы должны, всѐ же, помнить, что намаз с длинными рака‘атами, конечно же, лучше и ценнее, если он не в тягость, и человек может его выдержать. После всего, есть определѐнный смысл в чтении Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) таких длинных намазов, из-за чего его ноги опухали. Когда сподвижники попросили его уменьшить усердия в поклонении, так как ему было заверено Аллахом прощение в суре «Фатх», он говорил: «Почему бы мне не быть тогда благодарным рабом Аллаха?»

Утверждается в хадисе, когда Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал свой намаз, его грудь издавала постоянный стонущий звук, напоминающий звук мельницы. В другом хадисе он сравнивается со звуком кипящего котла.


‘Али (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Накануне битвы при Бадре я заметил, что наш Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) стоял под деревом, читая намаз, и плакал перед Аллахом всю ночь до рассвета». Говорится во множестве хадисов, что Аллах Та‘аля очень доволен некоторыми людьми: один из них тот, кто оставляет свою постель, которую он делил со своей дорогой и любимой женой, и занят тахаджудом в зимнюю ночь. Аллах Та‘аля очень радуется этому и восхищается им. И, несмотря на то, что Он всѐ знает, Аллах спрашивает у ангелов: «Что заставило этого из Моих рабов оставить свою постель и стоять так?» Ангелы отвечают: «Надежда заслужить Твою благосклонность и щедрость, и страх Твоего недовольства». На это Аллах Та‘аля говорит: «Слушайте, Я наделю его тем, на что он надеется, и дарю ему избавление от того, чего он боится».

Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорит: «Никто не получает лучшего подарка от Аллаха Та‘аля, чем тот, кто получил возможность прочитать два рака‘ата намаза».

Часто утверждается в Коране и хадисах, что ангелы постоянно заняты поклонением. Часть из них будет находиться в руку‘е, и некоторые в сажда, а третьи — стоя в кыяме до Судного Дня. Аллах Та‘аля соединил все эти положения ангелов в нашем намазе, так что мы можем получить нашу часть от каждого вида их поклонения. Чтение Корана в намазе — это дополнение к их поклонению.

Так как намаз — это сочетание всех положений в способах поклонения ангелов, он доставляет наслаждение, когда читается так, как его совершают ангелы. Поэтому Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил: «Для хорошего намаза держите свою спину и желудок налегке». Говорится, что спина человека легкая, когда у него очень мало мирских забот, а его желудок легкий, когда он ест умеренно, чтобы избежать лености, которая обязательно появляется от переедания.

Шейхи пишут: «Существует 12 тысяч ценностей в намазе, которые можно достичь через 12 пунктов. Их нужно соблюдать для того, чтобы намаз был совершенным, и он принѐс полную пользу. На каждом шаге также существенен ихлас (искренность).

1. Знание. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что маленький поступок, совершѐнный со знанием, лучше большого, совершѐнного с невежеством. Поэтому мы должны знать:

а) какие религиозные требования являются фарзом, какие суннатом;

б) что является фарзом, а что суннатом в омовении и намазе;

в) как шайтан чинит препятствия в правильном выполнении намаза.

2. Омовение. Мы должны стараться:


а) очистить сердце от злобы и зависти так же, как мы моем другие части нашего тела;

б) держать части тела в чистоте от грехов;

в) не быть расточительным и не жадничать в использовании воды.

3. Одежда. Она должна быть: а) получена честным заработком; б) чистой;

в) соответствующей сунне. Например, не должна ниспадать на щиколотки, не должна показывать гордость и высокомерие.

4. Время. Мы должны:

а) следить за солнцем и звѐздами, чтобы всегда знать правильное время (в наше время вместо них используют часы);

б) всегда быть внимательным к азану;

в) внимательным ко времени намаза, чтобы оно не прошло, а мы бы не знали об этом.

5. Кыбла. Есть три момента, которые нужно заверить при обращении в сторону кыблы:

а) нужно повернуться к кыбле всем телом;

б) иметь сердце, связанное с Аллахом, потому что Он кыбла сердец;

в) быть внимательным, как раб перед своим Хозяином.

6. Намерение. Здесь нужно позаботиться о трех вещах:

а) определить, какой намаз мы читаем;

б) постоянно осознавать своѐ присутствие перед Аллахом, что Он видит нас;

в) иметь совершенную веру, что Аллах знает всѐ, что в наших сердцах.

7. Такбир Тахрима. Существенные моменты в такбире тахрима:

а) произносить слова правильно;

б) поднимать обе руки до ушей; подчѐркивая этим, что мы порвали наши связи со всеми, кроме Аллаха;

в) чувствовать величие Аллаха в своих сердцах, когда говорим «Аллаху акбар».

8. Кыям. В кыяме (в положении стоя) мы должны:

а) держать взгляд на месте сажда;

б) помнить, что мы стоим перед Аллахом;

в) не думать ни о чѐм другом.

Говорится, что тот, чьѐ внимание в намазе обращено то туда, то сюда, подобен человеку, который с большими трудностями, умоляя стражу,


добрался до самого короля. И когда король приготовился его внимательно слушать, он начал вертеться и смотреть по сторонам. В таком случае, будет ли король проявлять к нему своѐ внимание?

9. Кыра’ат (чтение Корана). Важные моменты в кыра’ате:

а) читать Коран с тажвидом (по правилам)

б) размышлять над смыслом того, что мы читаем;

в) то, что читаем, надо выполнять.

10. Руку‘. Существенные моменты в руку‘е:

а) держать спину прямой, всѐ тело выше ног должно быть на одной прямой линии;

б) жестко обхватить колени растопыренными пальцами;

в) читать тасбих с благоговением и почтением.

11. Сажда. Существенные моменты в сажда:

а) положить ладони плашмя на уровне ушей б) локти держать приподнятыми над землей; в) читать тасбих с благоговением.

12. Ка‘да (положение сидя между двумя сажда): Существенные моменты в ка‘да:

а) сидеть на левой ступне, держа правую стоймя;

б) читать ташаххуд со всей важностью, держа в голове смысл, так как он содержит приветствие для Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и ду‘а для братьев мусульман;

в) делать намерение для саляма ангелам, а также людям справа и слева.

Также у ихласа есть три части:

1. читать намаз с единственной целью, чтобы Аллах был доволен;

2. понимать, что только благодаря тому, что Аллах дал нам возможность, мы прочитали намаз.

3. надеяться на награды, обещанные Аллахом Та‘аля.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!