Свобода как обладание благами 5 страница



Аномический презентизм, представленный в значительно меньшей степени в этой группе (2 человека из 12) характерен, как показывают интервью, прежде всего для материально неуспешных людей, хотя этот вывод нуждается, на мой взгляд, в более глубоком изучении.

Презентизм – конструкт, в котором соотносятся настоящее и будущее. Вместе с тем достаточно важно и соотношение настоящего с прошлым. Я уже говорила, что наиболее распространенные «метки» структурирования времени – это индивидуальные жизненные события, «переломные» вехи, открывающие новые периоды для индивида. В этой связи события детства, юности, наделяемые большинством опрошенных статусом прошлого, как показывает исследование, воспринимаются в исключительно «розовых» тонах. Здесь, видимо, можно говорить об индивидуальном психологическом явлении ностальгии, окрашивающем конструирование человеком в рассказе этих безвозвратно ушедших «кусков» жизни в грустные и одновременно теплые тона.

Вместе с тем интерес для социологии представляет, на мой взгляд, прежде всего соотношение интерсубъективного настоящего и интерсубъективного прошлого, которое в большинстве наших интервью представлено жизнью «до перестройки» и «после»: известно, что в кризисные периоды общественного развития это взаимодействие приобретает свою специфичность. П. Бер­гер и Т. Лукман убедительно доказали, что в эти периоды «разлома» основанием для ресоциализации, для успешного «вписывания» в резко меняющуюся социальную реальность выступает настоящее, в котором происходит перетолковывание прошлого, его переосмысление [18, с.258]. При этом идеализация прошлого, наделение его исключительно положительными чертами – свидетельство неприятия настоящего, равно как и наоборот: наделение прошлого исключительно отрицательными свойствами говорит скорее о положительных смыслах настоящего.

Наиболее значимым для судеб страны и каждого отдельного человека в этом контексте является феномен социальной ностальгии, понимаемый как «социальное чувство, характерное для определенных социальных общностей и связанное с их рациональной и эмоциональной ориентацией на идеализируемый и ушедший в прошлое общественный порядок» [49, с.32]. Следует согласиться со Г. Збо­ров­ским и Е. Широковой, полагающими, что социальная ностальгия «предстает своего рода индикатором нарушения взаимосвязи времен, когда переживание реальной действительности обращено к прошлому и настоящее оценивается лишь в связи с ним» [48, с.31].

Анализ транскриптов интервью показал, что социальная ностальгия как целостное явление, когда, как выразилась одна из моих информантов, люди не живут в настоящем, но только мирятся с ним, присутствует (прежде всего в группе неработающих пенсионеров), но не является преобладающей. В социальных группах опрошенных (исключение составляет молодежь) распространены скорее отдельные ностальгические ноты восприятия прошлого, порой парадоксально сочетающиеся с положительными смыслами настоящего. Наиболее типичными являются следующие: «сейчас родители не принимают участия в воспитании детей», «учитель сейчас не ценится», «сейчас нет уважения к старшим» (женщ., 50 лет, учитель); «в экологическом отношении продукты были гораздо чище, и рыба, и мясо», «когда страна была, Советский Союз, не было такого националистического разделения людей», «раньше не было такого, чтобы люди ходили по контейнерам и собирали эти куски, которые недоедают некоторые» (мужч., пенс.,.69 лет); «се йчас молодежь даже за собой не убирает, накурит, набросает, за собой не уберут, возле станка не уберут» (женщ., работница, 52 г.); «жизнь была легче, каждый год в санаторий можно было съездить» (мужч., 70 лет, пенс.); «была какая-то защищенность у трудящихся» (мужч., пенс., 67 лет); «я считала, что живу в самой лучшей стране, я очень этим гордилась, сочувствовала этим угнетенным», «тогда было какое-то чувство гордости» (женщ., педагог, 51 г.). Вместе с тем эмпирическое схватывание социальной ностальгии как определенного переживания времени - достаточно сложная и одновременно очень значимая в современной России исследовательская задача, нуждающаяся, на мой взгляд, в пристальном внимании социологов.

Литература

1. Козлова Н.Н. Как работать с советским архивом // Методологический потенциал качественной социологии. Самара: Самарский университет, 2000.

2. Магун В.С., Гимпельсон В.Е. Стратегии адаптации рабочих на рынке труда // СоцИс. 1993. №9.

3. Шабанова М.А. Массовые адаптационные стратегии и перспективы институциональных трансформаций // Мир России. 2001. №2.

4. Готлиб А.С. Адаптация россиян к новым экономическим условиям: масштабы, условия, факторы успешности // Проблемы экономической психологии: В 2 т. М.: Институт психологии РАН, 2004. Т.1.

5. Общественное время – 2000 // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Декабрь, 2000.

6. Варшавская Е., Донова И. Вторичная занятость населения // Занятость и поведение домохозяйств: адаптация к условиям перехода к рыночной экономике в России. М.: РОССПЭН,1999.

7. Темницкий А. Л., Бессокирная Г. П. Вторичная занятость и ее социальные последствия // СоцИс. 1999. №5.

8. Перова И. Дополнительная занятость: масштабы, структура, характер // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1999. №4 (42).

9. Клопов Э.В. Вторичная занятость как форма социально-трудовой мобильности // СоцИс. 1997. №4.

10. Арсентьева Н.М. Вторичная занятость городского населения // Общество и экономика: социальные проблемы трансформации. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1998.

11. Шюц А. Социальный мир и теория социального действия // Шюц А. Смысловая структура повседневного мира. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2003.

12. Готлиб А. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология, исследовательские практики. Самара: Самарский университет, 2002.

13. Шюц А. Проблема рациональности в современном мире // Шюц А. Смысловая структура повседневного мира. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2003.

14. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Поли- и монозанятые в российском обществе: социально-структурный анализ // СоцИс. 2004. №2.

15. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (Введение). М.: Стратегия, 1998.

16. Попова И.П., Седова Н.Н. Дополнительная занятость в успешных адаптационных стратегиях населения // СоцИс. 2004. №2.

17. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996.

18. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.

19. Кант И. Критика чистого разума. М.,1994.

20. Микешина Л. А. Философия познания. М.: Прогресс-Традиция, 2002.

21. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999.

22. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. №4.

23. Нестик Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время // Вопросы философии. 1998. №10.

24. Бергсон А. Материя и память. Собрание соч. М.: Прогресс, 1992. Т.1.

25. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Гуссерль Э. Соб. соч. М.: Гнозис, 1994. Т. 1.

26. Молчанов В. Предисловие // Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. См. [25].

27. Шюц А. Основной аргумент идей «Идей II» Гуссерля // Шюц А. Смысловое строение повседневного мира. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2003.

28. Шюц А. Тиресий или наше знание о том, что произойдет завтра // Там же.

29. Шюц А. Аспекты социального мира // Там же.

30. Хайдеггер М. Бытие и время М.: Ad Marginem, 1997.

31. Аскольдов С. А. Время онтологическое, психологическое и физическое // Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Политическая литература, 1990.

32. Бердяев Н.А. Время и вечность // Там же.

33. Наумова Н.Ф. Время человека // Социологический журнал. 1997. №3.

34. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1994.

35. Попова И.М. Представления о настоящем, прошедшем и будущем как переживание социального времени // СоцИс. 1999. №10.

36. Давыдов А.А. Модель социального времени // СоцИс. 1998. №4.

37. Лычковская О.Р., Баш Е.В. Трансформирующаяся реальность в субъективных представлениях о времени (теоретические и эмпирические аспекты исследования) // Харьковские социологические чтения. Харьков: Харьковский госуниверситет, 1998.

38. Брентано Фр. Избранные работы. М.: Прогресс-Традиция, 1996.

39. Бергер П.Л., Коллинз Р. Личностно ориентированная социология. М.: Академический проект, 2004.

40. Ярская-Смирнова Е. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997. №3.

41. Голофаст В.Б. Многообразие биографических повествований // Социологический журнал. 1995. №1.

42. Качанов Ю.Л. Рефлексивное жизнеописание // Социо-Логос постмодернизма. М.: Инст. экспериментальной психологии, 1997.

43. Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи: голоса из хора. М.: Институт философии РАН, 1996.

44. Ядов В.А. Социальные и социально-психологи­чес­кие механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3–4.

45. Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина, ресурс человечества? М.: УРСС, 1999.

46. Tatkovska E. Uncertainty of the Future and Domination of Presentists Orientation: a New Lasting Phenomen? // Sysyphus. Sociological Studies. Vol.6, Varshava: PWN,1989.

47. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1998.

48. Зборовский Г.Е., Широкова Е.А. Социальная ностальгия: к исследованию феномена // СоцИс. 2001. №8.

Приложение к главе 7

 

ИНТЕРВЬЮ С СОЦИОЛОГОМ (Зарина, 24г.)


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!