Материалы для тилаки



Существуют некоторые различия в материалах для тилаки. Последователи Господа Шивы обычно используют пепел и наносят его на тело в форме трех горизонтальных линий, три-пундра. Те, кто поклоняются Ганешу, используют красную сандаловую пасту, ракта-чандану. Шакты, поклонники Богини Дурги, наносят тилаку красным порошком турмерика, кум-кум. Они рисуют красную линию или точку между бровями. Однако, красная линия на лбу может означать и другую тилаку. Ее именуют раджа-тилака и используют при коронации царей или во время приема важных гостей.

Однажды во Вриндаване гопи устроили коронацию Шримати Радхарани. «Когда омовение завершилось, гопи вытерли нежное тело Шри Радхи, одели Ее в царские одежды и украсили Ее дорогими украшениями и ароматными цветами. Сидя на троне из драгоценных камней, в окружении Своих подруг, Шри Радха выглядела как императрица божественной любви, которая управляет сердцами всех очистившихся душ. Когда младшая сестра Шри Кришны, Эканамша-деви, нанесла на лоб Шри Радхики Ее раджа-тилаку, она воскликнула: “Джайа Вриндаванешвари!"

В этот момент крики “Джайа! Джайа!”, трубные звуки раковин, звучание музыкальных инструментов и улу-дхвани гопи побудили полубогов пролить с небес поток цветов, который напоминал райский водопад блаженства». (Вену-гита, 4 глава)

Отправляясь в паломничестве по святым местам Индии мы встречаем множество различных вариантов тилаки. Каждая из них имеет свое предназначение и в зависимости от материала, используемого для тилаки, приносит определенные плоды. Поэтому в этой главе мы обратимся к священным писаниям и узнаем о том, какие материалы подходят для тилаки и какими из них пользуются Гаудия-вайшнавы.

Шрила Санатана Госвами приводит следующие цитаты:

Господь Брахма сказал: «О Нарада! Если лоб человека украшает тилака из глины, собранной под корнями Туласи, даже грехи, совершенные под давлением обстоятельств, не влияют на него!»

Такой преданный освобождается от рабства материального существования. В «Гаруда-пуране» говорится, что «если какой-то человек увидит преданного, украшенного тилакой сделанной из земли с основания туласи, грехи, совершенные им за последний год, испарятся без следа» (ХБВ, 4.244).

«Человек, который носит тилаку из глины, которой коснулось копыто коровы, достигает результата омовения в святом месте. Он становится бесстрашным на каждом своем шагу».

В Уттара-кханде «Падма Пураны» приводятся следующие материалы: "Преданный может собрать глину для тилаки с вершины холма, с берега реки, у корня дерева битва, со дна резервуара с водой, с берега океана, из муравейника и особенно со святого места, связанного с Господом Хари".

Человек может собирать глину для тилаки с места, где протекала вода, омывшая Господа Вишну. Преданный может собрать глину с холма Венката, Шри Рангама, Курма-кшетры, Двараки, Праяга, Нрисимха-кшетры, Вараха-кшетры, или из Вриндавана, и затем смешать её с водой, которой омывали лотосные стопы Господа Вишну. Используя эту глину, человек должен украсить своё тело тилакой и предстать перед Господом. Он может также собрать глину в трансцендентной обители Господа Хари" (ХБВ, 4,222 - 226).

Существуют множество святых мест, в которых преданные могут собрать глину для тилаки. Например, когда Господь Шри Чайтанья Махапрабху открыл местонахождение Радха-кунды и Шьяма-кунды, Он совершил омовение в этих озерах и поставил тилаку глиной, собранной со дна Радха-кунды. По милости Госвами Вриндавана открыты множество мест игр Кришны и Его спутников, где можно собирать материалы для тилаки. Одним из таких мест является обитель Вринды Деви, где преданные ИСККОН собирают глину с Гупта-кунды и Вринда-кунды для тех, кто приезжает в это священное для всех Шудия-вайш-навов место. Однако, из всех материалов для тилаки священные писания особенно выделяют гопи-чандану, глину собранную в Двараке. Слава гопи-чанданы безгранична. Поэтому когда ее стали использовать преданные на Западе, Шрила Прабхупада попросил беречь каждую крошку этой глины как величайшее сокровище. Великие святые и преданные выделяют гопи-чандану как лучшую глину для тилаки.

Шри Нарада Муни говорит в «Падма Пуране»: «Любой человек, будь он даже убийца брахмана, убийца коровы, сухой логик или тот, кто осквернён всеми видами греховной деятельности, может сразу очиститься просто прикосновением к тилаке, сделанной из гопи-чанданы" (ХБВ, 4.227).

Гопи-чандана так могущественна, что просто прикосновение к ней может даровать свободу от ужасных грехов. Она способна даровать даже большее, чем очищение. Давайте же послушаем о славе гопи-чанданы от святых вайшнавов.

«Человек, который дарит кусочек гопи-чанданы вайшнаву, освобождает 100 поколений своих предков» (ХБВ 4.228).

Дхрува Махараджа сказал в «Сканда-пуране»: «Почему же ты боишься греховных реакций (Важно отметить, что всякий раз, когда говорится об освобождении от греховных реакций, подразумевается неосознанные, совершенные по невежеству или вызванные обстоятельствами грехи. Речь не идет о совершении грехов, в надежде на искупительную силу методов практики бхакти. Такие поступки ничто иное как оскорбления, которые вместо очищения от грехов приводят преданного не путь деградации) если ты видишь человека, украшенного тилакой, у кого туласи-манджари на голове и чьё тело умащено гопи-чанданой? Тот, у кого в доме есть пять вещей: гопи-чандана, туласи, раковина, дварака-шила и шалаграма-шила — может не бояться греховных реакций». (ХБВ 4.229-230)

Шри Ямараджа: «Аромат гопи-чанданы не может сравниться даже с ароматом цветов в саду Нанда-канана. Её цвет, консистенция и чистота ни с чем не сравнимы». (ХБВ 4.227)

Цветы из сада Нанда-канана пользуются большой популярностью у полубогов и небесных куртизанок. Эти цветы чаруют своим пьянящим ароматом. Но даже эти небесные запахи не сравнятся с благоуханием гопи-чанданы".

Шри Нарада Муни: «Когда человек украшает свой лоб глиной из Двараки каждый день, он получает в миллион раз большее благо от той деятельности, которую совершает». (ХБВ 4.232)

«Если человек украшает свой лоб тилакой из гопи-чанданы и приступает к благочестивой деятельности, то он получает безграничные результаты. Даже если он совершает эту деятельность с ошибками, неправильно произносит мантры, не имеет веры в эту деятельность или совершает её в Неправильное время». (ХБВ 4.233)

Из этих стихов мы узнаем о том, что использование гопи-чанданы дарует не только благословения в духовной деятельности, но и всячески защищает исполняющего такую деятельность. Даже если им совершены ошибки, все же он обретает все блага, которые приносит эта духовная деятельность. Каждый человек, который носит тилаку из гопи-чанданы обретает благословения, получить которые многие люди стремятся годами, а иногда ради них всю жизнь прилагают огромные усилия. В различных священных писаниях прославляются те преданные, которые ежедневно носят тилаку из гопи-чанданы. Они обретают результат совершения тысячи ашвамедха-ягьи и сотен раджасуйа-ягьи. Они обретают результат раздачи милостыни и следования обетам в святых местах.

 

«О Гаруда! Благочестие брахмана, которое он достиг посещением Праяга во время полнолуния в месяц Магха, или благодаря посещению Курукшетры во время солнечного затмения, легко обретается тем, кто каждый день просто украшает свой лоб прекрасной тилакой, используя гопи-чандану. Такие преданные становятся способны подняться в обитель Господа Вишну. Шри Хари, убийца Камсы, обитает в домах тех, кто держит гопи-чандану для тилаки». (ХБВ 4.234-235)

«Гопи-чандана всегда чиста. Она уничтожает осквернение века Кали. Тот, кто регулярно украшает свой лоб тилакой из гопи-чанданы, никогда не увидит Ямараджа, даже будь он самым греховным человеком. Тот, чьи руки, лоб, грудь и живот украшены тилакой из гопи-чанданы во время смерти, переносится в трансцендентную обитель Господа Вишну, даже если он убийца ребенка, коровы или брахмана". (ХБВ 4.236-237)

«О, самая прославленная из птиц [Гаруда]! человек, который помещает на свой лоб тилаку из гопи-чанданы, по милости Шри Хари освобождается от всех несчастий из-за влияния планет, а также ракшасов, якшей, пишачей, змей, привидений и демонов» (ХБВ 4.238)

Гопи-чандана дарует такие блага, не только тому, кто носит ее на своем теле в форме тилаки. Но и все, кто встречает такого человека получают освобождение от грехов. Об этом говориться в «Падма-пуране»:

«О Махараджа Амбариша, чтобы освободиться от всех греховных реакций, достаточно просто посмотреть на того, чей лоб украшен тилакой, сделанной из гопи-чанданы». (ХБВ 4.339)

Она обладает такой очищающей силой, что Ямарадж устанавливает закон для своих подчиненных:

«О посланцы, обходите стороной, как пылающий огонь, тех, чей лоб украшен тилакой из гопи-чанданы». (ХБВ 4.340)

Во Вриндаване есть три вещи, которые могут даровать чистую любовь к Богу. Это Ямуна, Говардхан и пыль Вриндавана. Глина Читракута в два раза священнее, чем глина Ганги. А глина Панчавати-тиртхи в десять раз священнее. Гопи-чандана однако священнее в сто раз. Пожалуйста, знайте же, что гопи-чандана приравнивается к земле Вриндавана. Даже крупица этой глины может освободить самого греховного из людей и даровать ему благословение вечно служить Господу в Его трансцендентной обители.

Давным-давно в Синдху-деше жил царь по имени Диргхабану. Он был жесток, греховен и любил посещать проституток. Во время своего правления он убил сто брахманов и десять беременных женщин. Однажды он оседлал коня и поскакал на охоту. Выпуская одну стрелу за другой, он убивал различных животных.

Так, под потоком стрел, выпущенных из его лука, погибла бурая корова. Грехи копились день ото дня и этот груз становился все более тяжким, У таких завистливых и греховных людей как правило много врагов. И этот царь не был исключением. Одним днем, когда он был уязвим, министр, желающий заполучить его царство, в гневе заколол царя острым мечом. В этот момент пришли ямадуты и, связав царя, потащили на суд к Ямараджу.

«Какого же наказания заслуживает этот грешник?», — спросил могущественный повелитель смерти, Ямарадж, у своего секретаря Читрагупты.

Шри Читрагупта ответил: «О великий царь, он должен быть брошен в восемь миллионов четыреста тысяч адов на срок, пока солнце светит в небе, поскольку он не совершил ни одного благочестивого деяния на земле. Он убил десять беременных женщин, бурую корову, тысячи оленей в лесу. Он оскорблял полубогов и брахманов. Он великий грешник*.

Затем, по приказу Ямараджа, ямадуты схватили того грешника и швырнули в жуткий котел с кипящим маслом в ад Кумбхипака. Ширина этого котла достигала восемь тысяч миль. Как только тело грешника попало в котел, масло, раскаленное как огонь, вдруг остыло. Подобно тому как Махараджа Прахлада остался цел и невредим в кипящем котле благодаря защите Господа Хари, так и этот грешник охладил собой огромный котел в аду, причем не имея никаких заслуг. Он даже не занимался благочестивой деятельностью. Ямадуты никогда не видели подобного. Они поспешили к Ямараджу и рассказали эту новость, прогремевшую на все адские планеты. Ямарадж и Читрагупта еще раз тщательно просмотрели личное дело грешника и убедились — даже в долю секунды он не совершал ни одного благочестивого деяния. За помощью Ямарадж решил обратиться к Вьяса-деве. Ум Ямараджа был обеспокоен, поскольку это был очень необычный случай.

Шри Вьясадева сказал: «По воле судьбы этот грешник совершил один поступок, который полностью очистил его. О благородный Ямарадж, послушай какая история произошла с ним. Однажды брахман присел нанести гопи-чанданой тилаки на свое тело. С его руки капля глины упала на землю. Последние мгновения своей жизни этот грешник лежал как раз в этом месте. Коснувшись гопи-чанданы он стал абсолютно чист. В священных писаниях говорится, что тот, кто носит тилаку из гопи-чанданы, обретает тело, подобное Господу Наравне. Просто глядя на такого человека можно очиститься от греха убийства брахмана».

Услышав это объяснение Вьяседевы, Ямарадж посадил грешника на виман, управляемый желанием пассажира, и отправил на Вайкунтху. Такова слава и могущество гопи-чанданы. (История из Васудева-упанишад)

Почему же гопи-чандана так выделяется среди всех материалов для тилаки и столь прославлена в священных писаниях? С этим связана следующая история.

Кришна покинул Вриндаван, но обещал Своим возлюбленным преданным вернуться. Гопи ждали возвращения Кришны днями и ночами, но когда их разлука стала нестерпима, они отправились в паломничество в Двараку. Когда гопи подошли к Двараке они остановились в безмятежном месте под названием Сиддха-шрам. Здесь ГЬсподь Капила совершал свою аскезу сидя под большим деревом баньяна. Когда-то на берегу этого озера вместе со своей супругой Умой жил Господь Шива. А сегодня гопи пришли в это место и им было суждено встретиться здесь с Кришной.

Гопи никогда не хотели идти в Двараку. Видеть Кришну на троне, не дай Бог, с четырьмя руками, в окружении множества слуг и почитателей не было приятным для гопи. потому что они не могли бы проявить свои чувства любви по отношению к Кришне. Поэтому гопи решили остаться на берегу этого озера. Кришна знал о каждом их движении из Вриндавана, поэтому отправился к Сиддхашраму в сопровождении Ядавов и цариц Двараки. Пока гопи ждали, в их сердцах разбушевалась буря эмоций. Они сидели на берегу озера и плакали, рассказывая друг другу о Кришне. Это был самый жаркий день в году, акшая-тритья. В этот день все желания сбываются. И гопи не случайно выбрали этот день для встречи с Кришной.

Когда желание гопи было исполнено и они остались наедине с Кришной, каждая из них уподобилась пчеле, вьющейся вокруг цветка ранней весной. Гопи стали говорить Кришне: «Зачем ты живешь здесь? Ведь Ты не счастлив. Пойдем же во Вриндаван! Разве есть место лучше?» У Кришны комок встал в горле. Он еле сдерживал слезы.

Одна из гопи дотронулась до Кришны и почувствовала, что Его тело горячее, как раскаленный прут, от жара разлуки с гопи. Гопи стали омывать Кришну своими слезами, чтобы остудить этот жар. Они стали умащивать тело Кришны приносящей облегчение сандаловой пастой. Кришна вошел в пруд, у которого происходила встреча. Паста смылась с тела Кришны и так осталась в этой кунде. Кришна даровал такие благословения: «Если кто-то омоется в этой кунде и проведет рядом с ней время, то он избавится от всех болезней». По сей день люди со всей Индии съезжаются в это место, чтобы обрести благословение Кришны. Но преданные Кришны приходят туда для того, чтобы соприкоснуться с любовью гопи и Кришны, пропитавшей атмосферу этого места. Из этой кунды добывается гопи-чандана и приносит благо каждому кто, носит ее на своем теле в форме тилаки.

Есть и другая причина явления гопи-чанданы. Когда гопи узнали об уходе Кришны они вошли в озеро в Сидцхашраме и оставили свои священные тела на этой земле. С тех пор это место стало носить название Гопи талава. Золотого цвета глина из этих мест, которая после соприкосновения с гопи стала священной, известна как гопи-чандана. Она очищает и тело, и ум, и душу. ("Гарга-самхита", 6.15.15-21)

Если человек желает ощутить, что собой представляет разлука с Кришной, то полностью погруженный в имена Кришны он должен нанести гопичанданой на тело тилаку и почувствовать прикосновение випра-ламбха-бхавы, любви в разлуке. (Кришна-сангати, стр.676)

Глава 4

СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ

Сегодня существует множество литературы и информации в интернете, где можно встретить иногда противоречивые мнения. Для того чтобы не сбивать с толку читателя, в этой главе будут представлены правила нанесения тилаки, описанные в священных писаниях и принятые всеми Гаудия-вайшнавами. Поскольку эта работа создается для участников Международного общества сознания Кришны, далее речь пойдет о способе нанесения урдхва-пундры в нашей цепи ученической преемственности.

«Совершив омовение и очистив тело с помощью пра-наямы, бхута-шуд дхи и других процессов, следует нанести на тело священную тилаку для защиты. После этого нужно поклоняться Верховной Личности Бога». (Бхаг., 11.3.49)

Форма

Раньше уже было описано какой формы должна быть тилака у Гаудия -вайшнава. Преданным Кришны запрещено носить горизонтальную трехлинейную тилаку. В ведической традиции брахманам также запрещается носить подобную тилаку. Это могли делать остальные люди, но только не брахманы. «Если человек видит или касается брахмана, носящего три-пундру, то он должен немедленно омыться прямо в одежде. Вайшнав не должен носить трехлинейную тилаку, поскольку это вызывает недовольство Господа Хари». (ХБВ 4.189)

Также в «Хари-бхакти-виласе» перечисляются сева-апарадхи, или оскорбления которые совершаются в поклонении Господу. К ним относят следующие: «поклоняться Господу не отметив свое тело тилакой, носить круглую тилаку, использовать для тилаки пепел, ставить ее в неправильном месте» (ХБВ 4.218-219).

Две части тилаки должны быть соединены между собой. В средней части на лбу между двумя линиями пребывает Сам Вишну, поэтому пространство между ними должно оставаться свободным. Шрила Санатана Госвами цитирует на эту тему такой текст: «Нижайшие из брахманов, которые рисуют тилаку, не оставляя пространства в середине нее, прогоняют оттуда Вишну и Лакшми».

Однако женщины носят между двумя линиями бинди. Представители некоторых вайшнавских сам-прадаи носят линии или точки между этими двумя линиями тилаки. Это является допустимым и практикуется вайшнавами согласно указаниям ачарьев.

Процесс

Для того чтобы поставить тилаку необходимо сесть в чистом месте. Лучше не делать этого стоя и в ванной комнате, особенно совмещенной с туалетом. Эти места осквернены. Перед нанесением тилаки сделайте ача-ман. После этого правой рукой из панчапатры (стаканчик с ложечкой для ачамана) налейте несколько капель воды в левую руку. Возьмите правой рукой глину и круговыми движениями по часовой стрелке (Вайшнавы все круговые действия совершают по часовой стрелке, тскда как деконы против часовой.) разбавьте ее в воде так, чтобы получилась мягкая и не слишком жидкая по консистенции паста. Сегодня можно встретить разные приспособления для нанесения тилаки.(Раньше помимо пальца использовались кисти или тонкие ветви деревьев. Сегодня стала популярны штампы и понемногу в моду входят татуировки в форме тилаки. Хотя в штампе нет ничего плохого, татуировки все же неблагоприятны. Это не является гаудия-вайшнавской традицией. Более того, тот кто делает такую татуировку должен быть достаточно чист, чтобы пригласить Божество в этот храм Господа. Возможно некоторые старшие вайшнавы пользуются таким способом нанесения тилаки, но это не являемся обязательной примером для подражания. Путь бхакти основывается на следовании наставлениям шастр. В случае тилаки шастры предлагают палец и гопи-чандану Другие способы являются индивидуальными и могут быть применимы в соответствии с наставлениями гуру. Но никакая краска из машинки для тату никогда не заменит гопи-чандана.)

В писаниях, в частности в «Падма Пуране» говориться о том, что тилаку нужно ставить пальцем. После этого возьмите эту пасту с левой руки на кончик безымянного пальца правой руки. Затем, произнося соответствующую мантру поставьте тилаку на определенные места на теле. Мантры и части тела для тилаки будут описаны ниже.

Безымянный палец это не единственный вариант для нанесения тилаки. В Смрити говорится: «Использование безымянного пальца дарует достижение цели жизни, среднего пальца — долгую жизнь, использование мизинца дарует здоровье, а большого пальца — освобождение*'. Хотя здесь не упоминается указательный палец, следует отметить, что вайшнавы не используют его в духовной деятельности. В писаниях объясняется, что он олицетворяет ложное эго и в отдельных случаях его применяют для проклятий.

Поэтому он не подходит для нанесения тилаки. Важно отметить, что ногти, будучи нечистыми, не должны касаться тилаки (Упоминается в ХБВ 4.204-206).

Хотя им очень удобно оставлять пространство между двумя линиями тилаки, все же следует научиться обходиться без него.

Для того чтобы поставить хорошую тилаку, лучше использовать зеркало или отражение в воде. Чтобы получилась ровная и аккуратная тилака, сильно прижмите палец к телу и проведите его вверх, чтобы получились две вертикальные линии. Если тилака ставится на лоб, то движение должно быть от переносицы вверх (а не вниз) до вершины лба и может быть повторено несколько раз, чтобы получить правильное начертание: две прямые, точно параллельные линии с чистым пространство между ними. «Искренний преданный никогда не должен ставить тилаку криво». (ХБВ, 4.183 цитата из Уттара-кханды "Падмы-пураны")

Шрила Санатана Госвами говорит: «Если человек носит тилаку без свободного пространства между двумя линиями, то такая тилака след не Бога, а дога (собаки). Поэтому и женщины и мужчины украшают свое тело тилакой состоящей из двух параллельных линий» (ХБВ, 4.214-215). Далее он объясняет что представляет из себя тилака. «Тилака, начинающаяся от носа и доходящая до волос на голове с прекрасным пространством между линиями, считается храмом Господа Хари. Господь Брахма обитает с левой стороны, Садашива - с правой, а Господь Вишну - в центре тилаки. Поэтому не следует занимать это пространство чем либо еще». (ХБВ, 4.2116-217)

«Тот, кто носит тилаку с пространством между двумя параллельными линиями, несомненно, достигает освобождения". (ХБВ, 4.220 цитата из Яджур-веды)

Затем поместите пасту для тилаки на нос движением вниз, соединив ее с первой. Правильная длина второй части тилаки это три четверти длины носа (то есть не очень короткая, но и не на всю длину носа). Две части тилаки (на носу и на лбу) должны быть соединены вместе в районе межбровья. Между ними не должно быть пространства. Не следует разлучать Шри Шри Радху и Кришну с Вриндаваном.

На других частях тела будет не так легко ставить пальцами аккуратную тилаку, которая по праву может называться храмом Господа, Вначале может уходить много времени на это, но с практикой обязательно придет совершенство. Процессы преданного служения Господу вечны и не стоить жалеть о потраченном на них время. Если приложить усилия, то можно научиться ставить аккуратные тилаки на все тело. Даже на спине.

Мантры

Для каждой части тела существуют соответствующие мантры. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шрила Прабхупада приводит мантру, состоящую из двенадцати имен Господа Вишну. Ее надо произносить украшая тело тилакой.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!