Идам тилакам клим кришнайа намах.



Варшана дас - Тилака. Теория и практика. 2011

Моему духовному учителю, который посвящает свою жизнь обучению преданных осознанной практике сознания Кришны, основанной на вере в священные писания

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Что это у Вас на лбу?» — наверное, самый распространенный вопрос, который люди задают преданным при встрече. Каких только предположений не услышишь? И боевой раскрас, и птичка нагадила, и то что не умылись утром, может цветы нюхали, где-то вымазались наверное... Многие люди, конечно, задают корректный вопрос типа «это у Вас какой-то отличительный знак?», но только лишь немногие даже из преданных знают о истинном значении сияющей тилаки на лбу вайшнавов, Именно этому и посвящена книга которую Вы держите в руках.

Много раз я становился свидетелем того, что преданные не придают значения ношению тилаки, сомневаются в том, как правильно объяснять ее наличие на лбу у всех вайшнавов и не учитывают чистоты и правил для нанесения тилаки. Большинство из этих ошибок я совершал сам, не имея должного понимания и знания о тилаке. Получая все больше вопросов на эту тему и не обладая квалификацией дать авторитетные разъяснения, я решился изучить священные писания и труды ачарьев, которые описывают тему тилаки подробно и предоставить плоды этого изучения всем вайшнавам. Для меня было важно самому разобраться в том, какую роль тилака играет в моей духовной жизни. Я стал задавать вопросы Харидеву Прабху, изучил лекцию Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами о тилаке и ачамане, собрал переводы посвященные тилаке вайшнавов из «Хари-бхакти-виласы» и так появилась идея систематизировать эти знания для того, чтобы каждый, соприкасаясь с ними, получал ответы на возникающие вопросы о тилаке и обрел воодушевление украшать свое тело тилакой.

На страницах этой книги будет описано значение тилаки. После этого будет рассказано о различных видах тилаки, о том, какие из материалов более благоприятны для преданных, а также как правильно наносить тилаку на различные части тела. Для того чтобы сконцентрироваться на этом служении будет сказано об умонастроении и значении каждого из имен Кришны в мантрах для тилаки. Таким образом, каждый читатель получит необходимые знания о тилаке ГАудия-вайшнавов и сможет, исполняя это преданное служение, удовлетворить Кришну.

Глава 1

ЗНАЧЕНИЕ ТИЛАКИ

Тилака это священный знак, который защищает и приносит удачу. Даже Кришна, Верховная Личность Бога, ежедневно носит тилаку на Своем теле. Хотя Он — Властелин Удачи и Тот, у кого ищут прибежища и защиты все живые существа, все же Он с огромным удовольствием носит знаки тилаки. Тилака дарует защиту от негативных явлений этого мира. Он абсолютно независим и не подвластен никаким осквернениям и другим негативным влияниям, но Его возлюбленные преданные так поглощены служением Ему, что забывают о Его исключительном положении и ежедневно располагают сияющие знаки тилаки на трансцендентном теле Кришны. «Пусть же сегодня эта тилака защищает Тебя и приносит удачу!»,

идам тилакам клим кришнайа намах.

Поклоняясь Божествам мы следуем по стопам вечных спутников Кришны, Каждый день, после того, как Божества приняли омовение, мы с любовью украшаем Их тела священными знаками тилаки. Тилака используется не только после омовения, но и во время различных благоприятных церемоний.

Однажды, когда Кришна посетил жителей Вриндавана, они устроили по этому случаю пышное арати. На этом празднике брахманы произнесли благоприятные речи и совершили много других форм поклонения, Женщины-брахмани со слезами на глазах касались головы Кришны травой дурба и молились об исполнении Его желаний. Церемония должна была завершиться нанесением тилаки — знаком удачи — Кришне на лоб. Но Яшода, парализованная и ослепленная слезами экстаза, не могла этого сделать. Нанда, Атулья, дяди и тетки Кришны были не в лучшем состоянии и тоже не годились для такого ответсвенного служения. И хотя старшие опустили этот заключительный ритуал нанесения тилаки, все собравшиеся сошлись на том, что любовь родителей Кришны является вечной тилакой, которая гарантирует Кришне защиту и удачу» '. (Кришна-сангита)

Помимо больших празднеств и особых случаев, каждое утро слуги Кришны украшают Его тилакой. «Сначала мальчики-слуги, такие как Рактака, омывают Кришну водой, собранной из множества священных рек Враджи, затем Патри тщательно вытирает Его нежное тело и после этого надевает на Него сияющее золотое дхоти. Кумуда ароматизирует Его волосы дымом агуру, причесывает их и делает из них красивую косу с золотой перевязью. Макаранда наносит на Его лоб тилаку из горочаны, раскрашивает Его лицо мускусом, а затем покрывает тело Кришны чатух-шамой (красный порошок, мускус, сандал и агуру). Премаканда надевает на Его запястья золотые браслеты, на Его уши подвешивает серьги в форме козерога, на Его шею помещает драгоценное ожерелье, а на Его стопы — ножные колокольчики* звон которых похож на воркование лебедей». (Вену-гита, гл.7)

Нам хорошо известно что Кришна в Своих бесчисленных воплощениях украшен знаками тилаки, которые с огромной любовью наносят Его преданные. Конечно, тилака имеет предназначение не только для Верховного ГЬспода, но и для Его преданных. Этот важный аспект духовной практики укоренился во множестве ветвей религиозных течений. Священные писания говорят о значении тилаки и о том благе, которое получает носящий ее.

Верховный Господь в «Падма Пуране» утверждает: « Чтобы удовлетворить Меня, преданные будут наносить тилаку с умиротворенным умом каждое утро и вечером, а также во время поклонения Мне и совершения жертвоприношений. Тилака приносит благоденствие, защищает от опасности и уничтожает страх. Поэтому всегда следует носить тилаку*-. (ХБВ, 4.177)

«Разумный человек, который ежедневно носит двенадцать знаков тилаки на теле, знает, что есть религия, дхарма, а что есть безбожие, адхарма. Он понимает разницу между религиозными и нерелигиозными принципами. Тот, кто видит разницу между религиозными и нерелигиозными принципами, называется Вайшнавом».

В «Брахманда Пуране» говорится: «Если человек нечист, лишен должного этикета или совершает грехи в уме, он всегда остается чистым, если носит тилаку».

Если человек осквернен, то его сознание также легко подвержено осквернению. Это приводит человека к дурному поведению и появлению греховных желаний в уме. Но, если человек носит тилаку, то он всегда остается чистым и защищен от осквернений.

Поэтому Ямараджа предупреждает своих слуг: «О, мои посланники! Слушайте внимательно! Когда вы увидите кого-либо с тилакой из гопи-чанданы на лбу, бегите от него, как от полыхающего пламени».(Кеши-кханда «Падма-пураны»)

Ямадуты приходят к греховным людям и забирают их на суд Ямараджи. Тот, кто украшен тилакой, не привлекает ямадутов. Как правило, деятельность и условия смерти живого существа влияют на его будущее. Однако если человек умирает с тилакой на лбу, неблагоприятное влияние устраняется на нет. Более того, Верховный Господь утверждает:

«Даже если человек, который украшает своё тело тилакой, родился в семье собакоедов или оставил своё материальное тело не в святом месте, он отправится на небесном корабле в Мою трансцендентную обитель, где будет наслаждаться вечной блаженной жизнью».

Почему же тилака приносит величайшие блага? Господь Шива объясняет Парвати Деви эту сокровенную истину:

«Прекрасное место между двумя параллельными линиями тилаки — обитель Шри Лакшми и Шри Джанарданы, Господина Господ. Тело, украшенное тилакой»— это священный храм Верховного Господа». (ХБВ, 4.194-195 цитата из Уттара-Кханды)

Украшая свое тело тилакой, преданный приносит вечное благо не только себе, но и тем, кто с ним соприкасается. Это подтверждается словами Господа в следующих текстах:

«Если человек украшенный тилакой, ест в чьем-либо доме, Я освобождаю от ада двадцать поколений хозяина этого дома." (ХБВ, 4. 203)

«Просто увидев брахмана, украшенного тилакой, человек освобождается от всех греховных реакций. Просто вспоминая имя такого человека с преданностью, человек обретает результат от раздачи всех видов милостыни. Предки того человека, который во время церемонии шрадцха кормит брахмана, украшенного тилакой, становятся полностью удовлетворёнными на миллион кальп. Нет в этом сомнений. Тот, кто совершает церемонию шраддха после нанесения тилаки, будет жить на Вайкунтхе вечно. Любая деятельность, включая совершение жертвоприношений, раздачу милостыни, совершение аскез или воспевание мантр, совершаемая после украшения тела тилакой, несомненно, принесет в результате безграничное благочестие». (ХБВ, 4.197-200)

Как видно из приведенных выше цитат ношение тилаки имеет очень важное значение. Однако следует также сказать о том, что отсутствие тилаки на теле осуждается священными писаниями.

«Неблагоприятно видеть лицо человека, которое не обозначено тилакой вайшнава, направленной вверх, подобно пламени. Если вдруг, по воле судьбы, кому-то доведется увидеть такое лицо, ему следует очиститься, взглянув на солнце». (ХБВ, 4.186 цитата из Карттика-махатмьи)

Шрила Нарада Муни предупреждает всех, кто занимается деятельностью рекомендованной священными писаниями: «Если человек совершает жертвоприношение, даёт пожертвование, проходит аскезы, изучает Веды или предлагает подношения предкам без тилаки, то все его действия будут тщетны. (ХБВ, 4.178 цитата из Падма-пураны)

Более того, не следует смотреть на человека, который не украшает свое тело тилакой, поскольку его тело так же нечисто, как крематорий». (ХБВ, 4.182 цитата из Падма-пураны)

В «Адитья Пуране» говориться на эту тему так: «Падшего брахмана, чье тело не обозначено тилакой, раковиной и чакрой, царь должен посадить верхом на осла и отправить за пределы царства».

Таковы предостережения священных писаний для тех, кто не придает ношению тилаки должного значения, либо полностью игнорирует этот аспект преданного служения.

Каждый день матушка Шачи подводила Нимаю глаза черной сурьмой, а на лоб наносила яркую желтую тилаку. (Упоминается в Чайтанья-Бхагавате) Нимай рос день ото дня. Вскоре Он стал набирать учеников и преподавать санскрит. Его тола изучения санскрита славилась повсюду. Нимай держал Себя в классе требовательно и строго. Обычно Нимай приходил пораньше и, поджидая остальных, садился во дворе перед храмом Дурги. Если кто-нибудь из учеников появлялся без тилаки на лбу, Нимай никогда не оставлял его без внимания.

— Я вижу, Мой дорогой, у тебя нет тилаки на лбу! Что послужило тому причиной? Веды говорят что лоб, не украшенный тилакой, также хорош как крематорий. Видно, ты не совершал утренние обязанности, раз на твоем лбу нет тилаки.

Забывчивый ученик молчал, от стыда опустив голову, и без тилаки уже никогда не появлялся на глаза учителю. Как объясняет Сам Шри Чайтанья Махапрабху Санатане Госвами — тилака наносится в знак признательности духовному учителю.

Эта история из «Чайтанья-бхагаваты» очень поучительна. Когда преданные совершают омовение и другие очистительные церемонии заканчивается все это нанесением тилаки на двенадцать частей тела. Нимай Пандит сомневался, на самом ли деле ученики совершили эти очистительные обряды, поскольку на их лбу не было тилаки. «Возможно, вы просто не моетесь?» — высказал Он сомнение. Конечно, ученикам было неудобно слышать такое, потому что все они были родом из брахманских семей. Обучаться у гypy, при этом оставаясь весь день оскверненным после сна не подобает поведению не только брахманов. Вайшнавы еще более тщательно следуют этим предписаниям, поскольку все утренние обязанности и нанесение тилаки на тело приносят удовольствие Господу Кришне.

В письмах 3 августа и 11 октября 1967 года Шрила Прабхупада написал своим ученикам о значении ношения тилаки:

«Как солдат, Вы знаете, что каждый из вас имеет униформу в соответствии с армейским этикетом и предписанием. Поэтому армия сознания Кришны независимо от условий должна иметь, тилаку на лбу. Для Вашей работы Вы одеваете военно-морскую форму; подобно этому если у Вас тилака на лбу, как у солдата сознания Кришны, то Вы не должны возражать против этого, ибо таково предписание». «Все из вас, кроме санньяси, могут одеваться словно современный американский джентльмен, но каждому, как я упоминал, необходимо иметь тилаку и т. п.»

Тилака — это храм, который возводится в двенадцати частях нашего тела. Тилаки располагают в двенадцати энергетических центрах, через которые человек связан с тонкой энергией вселенной. Нанося тилаку на эти двенадцать мест он одухотворяет свое бытие. Две вертикальные линии — это стены храма, внутри которого восседают Шри Шри Радха и Кришна. Это знак того, что мы отдаем свое тело в распоряжение Бога.

И наоборот, если это тело не украшено знаками тилаки, оно сохраняется как инструмент для наслаждений. Каждый человек, который имеет принадлежность к сампрадае, должен носить три атрибута — тилаку, шикху и кантхи-малу. Даже когда тело ушедшего вайшнава погружают в самадхи на его лоб наносят тилаку (Самадхи во вриндаване). Шрила Рупа Госвами называет ношение тилаки бхава-анукула, тем, что благоприятствует преданному служению. Для всех, кто получил дикшу, ношение тилаки является обязательным, поскольку это способствует духовному продвижению. Процесс дикши состоит из пяти обрядов, панча-самскар. Цель исполнения этих обрядов в том, чтобы создать как можно больше духовных самскар, которые способны заменить греховные привычки человека. Эти пять самскар таковы: тапа, урдхва-пундра, нама, гаятри, йага. Вайшнавская тилака носит название урдхва-пундра. Смысл этого обряда в том, что преданный хочет идти только вверх (урдхва), т. е. по направлению к Кришне «Васудева-упанишад»). Согласно «Яджур-веде» урдхва-пундра символизирует отпечаток стопы Господа, который в первую очередь вайшнав ставит на лоб. Так он объявляет о своем предании Кришне. В области лба расположена агья-чакра, один из энергетических центров человека. Агья означает «воля» или "желание". Эта чакра заведует волеизъявлением человека. Сосредоточенность на цели происходит в месте расположения этой чакры. Когда в этом месте вайшнав ставит урдхва-пундру он обозначает свое главное желание — полное предание Кришне. Свои желания вайшнав приносит к стопам Кришны. Таков смысл и значение урдхва-пундры, или вайшнавской тилаки. Пшна, которая используется для тилаки охлаждает не только тело, но и огонь бесконечных материальных желаний.

Гаудия-вайшнавы дают различные толкования урдхва-пундре, различая ее по форме. Например, последователи Гопал Бхаты Госвами дают следующее объяснение. Две вертикальные линии и треугольник олицетворяют пять таттв, описанных в «Бхагавад-гите»: кала (время), карма (деятельность), пракриты (материальный мир), джива (живое существо), ишвара (Господь). Нижняя точка треугольника это пракрити, правая часть кала, левая — карма. От правой части вверх идет линия. Она олицетворяет ишвару. Отсюда появляется значение — Бога можно увидеть выйдя за пределы времени. От левой части идет линия олицетворяющая собой дживу. Когда мы выходим за пределы кармы сознание устремляется вверх.

В нашей сампрадае урдва-пундра имеет вид двух вертикальных линий идущих вверх, соединенных у основания третьей части, расположенной на носу и напоминающей форму листка Туласи. Эти две линии олицетворяют Шримати Радхарани и Кришну. Божественная Чета всегда встречается во Вриндаване. Вриндаван это лес Вринда-деви. Поэтому под двумя линиями располагается листик Туласи. Тилака на лбу вайшнава это символ ценностей. Обозначение того, кто посвящает свою жизнь служению Шри Шри Радхе и Кришне.

Глава 2

ВИДЫ ТИЛАКИ

В этой главе будет рассказано о различных видах тилаки. В большинстве своем вайшнавские тилаки очень похожи по форме, но если рассмотреть их подробно, то различия становятся существенными. Как говорилось выше, вайшнавская тилака называется урдхва-пундра. По форме и виду тилаки можно определить к какой сампрадае принадлежит вайшнав. Последователи Рудра-сампрадаи наносят тилаку в виде одной красной линии, которая символизирует Ямуну-деви. Процесс поклонения Кришне в этой сампрадае осуществляется через Ямуну.

В Мадхва-сампрадае тилака состоит из двух вертикальных линий, олицетворяющих лотосные стопы Кришны. Последователи Мадх^-сампрадаи ежедневно проводят жертвоприношения и пеплом из ягья-кунды ставят третью линию посередине. Эта линия черного цвета. Под ней добавляют желтую или красную точку, олицетворяющую Лакшми-деви. Те, кто не совершают ежедневно огненные жертвоприношения, носят тилаку состоящую из двух вертикальных линий.

В Шри-сампрадае тилака также состоит из двух белых вертикальных линий, символизирующих стопы Нараяны, красной линией посередине, олицетворяющей Лакшми, и маленькой белой линией на переносице, представляющей собой гуру. Последователи Кумара-сампрадаи носят тилаку состоящую из двух вертикальных линий, олицетворяющих храм Бога. Для них используется гопи-чандана (Глина из Гопи-кунды в Двараке. О ней будет рассказано подробно в главе " Материалы для тилаки"). Между бровей ставится черная точка землей с Вартаны, места игр Шримати Радхарани, Такая тилака олицетворяет союз Шримати Радхарани и Кришны.

Гаудия-вайшнавы носят тилаку подобно той, что принята в Мадхва-сампрадае. Однако черная линия, наносимая пеплом, не используется гаудия-вайшнавами. Вместо красной точки ГЬудия-вайшнавы рисуют листок Туласи, пред ложенный стопам Кришны, хотя в некоторых ветвях Гкудия-сампрадаи есть различия в форме этой части тилаки (расположенной на носу). Например, в линии, идущей от Господа Нитьянанды последовали носят тилаку в форме листка бамбука. В линии Адвайты Ачарьи используется тилак в форме листка баньяна. А последователи Нароттама Даса Тхакура носят тилаку в форме бутона лотоса. Все эти формы тилаки считаются авторитетными и согласно «Падма Пуране» благоприятными (ХБВ, 4.190).

Также могут быть различия в цвете тилаки, как уже упоминалось на примерах приведенных выше. «Черная тилака дарует умиротворение, красная помогает контролировать других, желтая дает богатство, а белая приводит к благополучию и освобождению» (ХБВ, 4.208).

Далее будет рассказано о материалах, которые можно использовать для тилаки.

Глава 3


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!