Становление тоталитарной культуры в Советской России



Предыстория русской советской культуры (до Октября). Истоки русской советской культуры в Серебряном веке. Творчество революционно-народнических и пролетарских писателей; пролетарские поэты-песенники. Агитационное и сатирическое творчество Д. Бедного; его басни. Революционно-романтическое и неореалистическое творчество М. Горького как «пролетарского писателя»; его произведения с революционной тематикой. Проза А. С. Серафимовича. Происхождение «социалистического реализма» из политизированной ветви русского символизма (в том числе символического неореализма и неоромантизма).

Возникновение марксистской литературной критики. Литературный манифест большевизма – статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература»; задача подчинения литературы политическим целям; превращение литературы и искусства в «придаток» политики и средство агитации и пропаганды в массах. Ленинская концепция «двух культур» - господствующей (эксплуататорской) и культуры трудящихся, содержащей «демократические и социалистические элементы». Значение ленинских эстетико-политических идей в становлении будущей советской культуры.

Октябрьский переворот и «запретительная» политика большевиков в области культуры и литературы. Принцип идеологической селекции в отношении литературы настоящего и прошлого. «Зеркало революции» (Ленин) как критерий отбора социалистической культурой «своего» в истории русской и мировой литературы. Идеи «монументальной пропаганды» средствами изобразительного искусства; кино как «важнейшее из искусств» (Ленин). Средства культурной селекции (запрещение оппозиционных к советской власти изданий и частных издательств; образование государственного издательства (Госиздата) и советской цензуры (Главлита); гонения на инакомыслящих писателей и деятелей культуры; высылка из Советской России неугодных писателей и мыслителей. Эмиграция антисоветских настроенных литераторов и приспособление к советским условиям оставшихся. Раскол русской культуры ХХ века на зарубежную и советскую культуры.

Тоталитаризм в Советской России. Подавление культурного плюрализма и инакомыслия в тисках политической диктатуры. Ленинская концепция «партийности литературы» как важнейший источник советского тоталитаризма. Богдановская концепция «пролетарской культуры». Теория «перманентной революции» Л. Д. Троцкого и ее культурологическое приложение. Бухаринская теория исторического материализма и ее распространение на историю культуры. Политизация культуры в условиях диктатуры пролетариата.

Установление политической цензуры и гонения на инакомыслящих. Превращение репрессивно-карательных органов (ВЧК, ГПУ, позднее НКВД) в социокультурный фактор повседневной общественной жизни. Тотальная слежка, контроль, провокации, акции «устрашения», показательные процессы против интеллигенции и буржуазных «спецов», а также конкурентов в борьбе за единоличную власть.

Российский тоталитаризм: «Истоки и смысл русского коммунизма» (Н.Бердяев). Происхождение отечественного тоталитаризма и его типологическое отличие от других национальных его разновидностей - германского, итальянского, испанского, арабского, иранского и т.д.; их глубинное тождество. Тоталитаризм как политический режим и тип цивилизации, тоталитарная культура, тоталитарное сознание. Идейные теоретики и защитники тоталитаризма в России; многомерность и многозначность его социокультурных истоков. Борьба тоталитарного и антитоталитарного начал в истории русской культуры, в том числе XVIII, XIX, начале XX века. Драма российской культуры в ХХ века, связанная с укреплением тоталитаризма как официальной линии государственного и культурного строительства. Русская культура на службе у тоталитарного режима и в борьбе с ним как культурно-историческая проблема.

1920-е годы как переходный период в истории русской литературы. Формула партийной политики в области культуры: культурный (в том числе эстетический, художественный, стилевой) плюрализм при политической диктатуре Коммунистической партии и советской власти. Многообразие литературных течений и художественных группировок, борющихся между собой за приоритет и политическую гегемонию: пролетарские и военно-коммунистические (Пролеткульт, «Кузница», «Октябрь», РАПП и т. п.); авангардистские (комфуты, ЛЕФ, имажинисты, конструктивисты и пр.); умеренно-традиционалистские («Перевал», «Серапионовы братья» и др.).

Деление писателей на «пролетарских», «попутчиков» и «внутренних эмигрантов». Концепция развития революционной литературы и культуры в книге Л. Д. Троцкого «Литература и революция» и ее влияние на становящуюся советскую литературу и ее критическую и теоретическую рефлексию. Завершение литературно-политической борьбы в советской литературе 1920-х годов победой РАППа (аналогично - в области изобразительного искусства, музыки, театра); подавление политических противников и попытка установления политической диктатуры большевизма в литературе. Опасность потерять «попутчиков»; восстание беспартийных писателей против гегемонии РАППа во главе с Л. Авербахом. Ликвидация РАППа и создание Союза советских писателей СССР во главе с М. Горьким под жестким партийно-государственным контролем ЦК ВКП(б) и ГПУ – НКВД. Политика большевиков в отношении науки и Академии наук; монополия большевизма в области общественных наук (М. Н. Покровский, Н. И. Бухарин, А. В. Луначарский, Н. Я. Марр, В. М. Фриче и др.).

Тема 6.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!