Кризис реализма в русской культуре конца XIX века



Писатели демократической и народнической ориентации. Приоритет «правды жизни» и бытописания над художественным обобщением и творческим переосмыслением жизни; позитивизм в русской литературе. Возникновение натуралистических тенденций в русской демократической литературе, в том числе и манифестируемых как новое художественное направление в русской литературе (П. Д. Боборыкин). Отличие русского «натурализма» от соответствующего литературного направления в западноевропейских литературах (французской, немецкой и др.).

Кризис русского реализма; исчерпание тематики и проблематики, методов и средств художественной типизации; разочарование в просветительских, воспитательных и преобразующих социально-политических возможностях реалистической литературы. Вырождение реалистического повествования в поверхностное бытописание, дидактизм или речевую стилизацию, в изучение психопатологии личности и общества. Усиление роли подтекста и интертекста, символических деталей, углубление и утончение психологизма, открытие «диалектики души» и «потока сознания», интеллектуализация литературы, ее сближение с философией и психологией, публицистикой и эссеистикой.

Возникновение модернистских тенденций в рамках реалистической литературы. Предвосхищение литературного символизма и авангарда в позднем творчестве Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. А. Фета, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Г. И. Успенского, А. П. Чехова.

Творчество А. П. Чехова как яркое проявление кризиса русского реализма (черты импрессионизма и символизма в чеховской поэтике; ассоциативность сюжета, «размытость» авторской точки зрения, усиление роли подтекста и читательской инициативы в восприятии, интерпретации и оценке текста, значение чеховских юмора и иронии для понимания авторского отношения к изображаемым реалиям жизни и др.). Черты кризиса реализма, различно проявляющиеся в творчестве В. Г. Короленко, И. А. Бунина, А. И. Куприна, В. В. Вересаева, Л. Н. Андреева, М. Горького и др. русских писателей-неореалистов рубежа XIX – XX века.

Рост религиозно-философских исканий в русской классической культуре. Духовные искания Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Традиционное и нетрадиционное в их религиозной философии. Культурологические и религиоведческие концепции Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, Вл. С. Соловьева. Понятие «культурно-исторического типа» и типология мировых цивилизаций Н. Я. Данилевского. Философия «всеединства» Вл. С. Соловьева и ее культурно-историческое значение для истории русской культуры. Суровый «византизм» К. Н. Леонтьева и его теория «цветущей сложности» применительно к истории культуры и локальных цивилизаций. Рождение богоискательства как формы русского религиозного модернизма.

Тема 2.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!