Феномен русской культурной эмиграции и формирование культуры русского зарубежья



Русская эмиграция как феномен культуры. Эмиграция как форма «ухода», протеста, социокультурной, политической и религиозной оппозиции официозу. Русская эмиграция XVI-XIX веков, ее политизированный, инверсионный характер. Эмиграция временная и постоянная, внешняя и внутренняя, их социокультурное значение и смысл. Социокультурная активность русских эмигрантов, направленность их политической, идейной и культурной борьбы.

Эмиграция как колыбель русской революции, ее бескомпромиссность и безальтернативность в идейной борьбе. Социокультурный и инонациональный контекст формирования культуры русского зарубежья в дооктябрьский период российской истории. Черты культуры русского зарубежья в эпоху Серебряного века. Характер развития культуры русского зарубежья после Октября 1917 года. Эмиграция и высылка инакомыслящей интеллигенции после Октября.

Гигантский «выброс» эмиграции после революции и гражданской войны. Возникновение «первой волны» русской эмиграции, продиктованной социально-политическими мотивами. Образование культурных центров русского зарубежья. Становление общего оппозиционного характера культуры русского зарубежья относительно большевизма, советской власти, советской культуры. Территориальное и смысловое закрепление «двух культур» в русской культуре – на родине и за рубежом.

Формирование литературы и общественной мысли русского зарубежья. «Гнезда рассеяния» и культурные центры русской эмиграции. «Миссия русской эмиграции» – программная речь И. А. Бунина; попытка сплотить разрозненную – политически, социально, религиозно и литературно – русскую диаспору через неприятие Октябрьской революции, советской власти и ее исходных установок: большевизма, материализма, атеизма, пролетарского интернационализма и пр.). Неприятие советской литературы и писателей, оставшихся в Советской России. Сохранение традиций русской классической литературы в эмиграции.

Оторванность эмигрантской культуры от своей национальной и социальной среды. Двойственность культуры русского зарубежья: с одной стороны, адаптация к инокультурному окружению; с другой стороны, оппозиция к официальной культуре своей страны, к политическому режиму, вызвавшему массовую эмиграцию. Диалогизм отношений русской эмигрантской культуры как с «материковой» культурой, так и со своим социокультурным контекстом. Значение русского зарубежья в истории русской культуры (И. А. Бунин, И. С. Шмелев, М. А. Осоргин, М. А. Алданов, Г. П. Иванов, Г. В. Адамович, В. В. Набоков, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Н. С. Трубецкой и др.). Неизбежность раскола русской эмиграции по идейным основаниям.

Зарубежное литературное творчество классиков прозы (И. А. Бунин, А. И. Куприн, Д. С. Мережковский, И.С. Шмелев, Б. К. Зайцев, А. М. Ремизов и др.). Новое в их творчестве (темы, проблемы, мотивы, герои, сюжет и т. п.). «Культурный шок» как фактор развития русской литературы за рубежом. Новизна творчества русских писателей в инокультурном и иноязыковом окружении. Неославянофильские и неозападнические тенденции. Усиление религиозных мотивов, конфессиональной направленности творчества; (Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев, мать Мария (Е. Ю. Кузьмина-Караваева) и др.). Развитие мемуаристики. Ностальгия в русской зарубежной литературе. Образ России, увиденной «из далека». Черты трагизма в облике невозвратимой родины. Поэты русского зарубежья – Вяч. И. Иванов, З. Н. Гиппиус, Г. П. Иванов, Г. В. Адамович, И. Северянин, В. Ф. Ходасевич. Продолжение традиций Серебряного века в контексте западной цивилизации.

Сатирические и юмористические мотивы в зарубежном творчестве писателей-юмористов Серебряного века (Арк. Т. Аверченко, Тэффи, О. Дымов, Дон-Аминадо, Саша Черный и др.). Советская действительность и эмигрантский быт в зеркале сатиры русского зарубежья.

Кризисные явления в литературе русского зарубежья «первой волны». Раскол русской литературной эмиграции и идейно-политическая борьба в русской зарубежной литературе. Трагические коллизии русской эмиграции в творчестве великого поэта ХХ века Марины Цветаевой.

Тема 7.

Советская тоталитарная культура: расцвет и агония

Борьба тоталитарного и антитоталитарного начал в истории русской культуры XX века. Драматизм этой борьбы и ее культурно-исторические последствия для России и русской культуры. Драма российской культуры в ХХ века, связанная с укреплением тоталитаризма как официальной линии государственного и культурного строительства. Превращение культуры в «придаток» политики. Утилитаризм в отношении к культуре и ее деятелям. Проблема «С кем вы, мастера культуры?» (А. Горький). Черты советской официальной культуры и культурной политики в сталинскую эпоху. Концепция «социалистического реализма»; принцип социокультурной селекции; классовость, партийность и народность в социалистической идеологии; борьба с «врагами народа», «шпионами и диверсантами» в сфере культуры; нагнетание комплекса «бдительности» в условиях «осажденной крепости». Политическая апологетика и идейный сервилизм в советской культуре 30-х - 40-х гг. Социокультурный конформизм среди деятелей советской культуры. Феномен «двойного мышления», «двойной морали».

Русская культура на службе у тоталитарного режима и в борьбе с ним. Различные мотивы компромисса с политической властью у деятелей отечественной культуры (М. Горький, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, М. А. Булгаков, А. Н. Толстой, В. В. Вересаев, С. М. Эйзенштейн, К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, Вс. Э. Мейерхольд, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Н. И. Вавилов, И. П. Павлов, В. И. Вернадский, и др.). Культурная политика тоталитарного государства в отношении интеллигенции (Ленин, Троцкий, Бухарин, Луначарский, Богданов, Сталин, Жданов и др.).

Основные противоречия советской литературы: художественное творчество – на службе утилитарно-политических целей; свободная индивидуальность и выполнение «социального заказа»; отражение действительности и агитационно-пропагандистское воздействие на читательскую аудиторию с организационными или мобилизационными целями. Политические коллизии «советской классики» в процессе советской истории. Смысловая противоречивость классических произведений советской литературы как свидетельство неполного и неорганичного подчинения литературы тоталитаризму («Жизнь Клима Самгина», «Тихий Дон», «Василий Теркин» и др.).

Неизбежность возникновения оппозиционных направлений и течений в советской литературе. Проблема творческой и политической свободы. Писатели с идеологически негативным, неопределенным или переменным статусом: мотивы отторжения от советской литературы. Формирование корпуса оппозиционной (запрещенной, «табуированной») литературы (Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, С. А. Клычков, Е. И. Замятин, Б. А. Пильняк, А. П. Платонов, М. А. Булгаков и др.).

Внутренние противоречия метода «социалистического реализма» (конфликт сущего и должного, изображение действительности и идейная переделка трудящихся). Технократическое и милитаристское понимание культуры советской властью (В. И. Ленин, И. В. Сталин, А. Д. Жданов и др.). Официальная советская культура между Сциллой нарастающей «классовой борьбы» и Харибдой «бесконфликтности», беспринципным политиканством и конформистской апологетикой советского строя. Кризис советской культуры в период агонии сталинизма (конец 1940-х – начало 1950-х годов). «Холодная борьба» в литературе и искусстве. Борьба с буржуазным «безродным» космополитизмом и «низкопоклонством перед Западом». Ждановские постановления по вопросам идеологии 1940-х годов. Преследования инакомыслящих писателей. Борьба тоталитарного государства за власть над литературой и искусством, наукой и философией как способ контролировать политическое сознание масс и управлять им как религиозным.

Создание централизованных и подконтрольных партии и государству тоталитарных органов управления культурой – Академии наук, творческих союзов, государственных издательств, вузов и т.д. Роль партгосноменклатуры в регулировании социокультурных процессов в стране. Репрессивно-карательные органы как инструмент социальной и культурной политики тоталитарного режима. Культурная оппозиция и духовное сопротивление тоталитаризму в отечественной культуре советского времени. А. А. Блок, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, Е. И. Замятин, Б. А. Пильняк, И. Э. Бабель, М. М. Зощенко, Д. И. Хармс, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, М. А. Булгаков, А. П. Платонов, Б. Л. Пастернак и др. Нонконформизм в рамках советской культуры и судьбы его носителей в истории ХХ века.

Роль авторитарно-государственного, «самодержавного» начала в советской социокультурной истории. «Культ личности», культ государства и личной власти как традиционный феномен русской культуры («светская святость», политическая религия). Роль советской культуры - литературы, кино, театра, живописи, скульптуры, архитектуры, философии, общественных наук – в формировании тоталитарного культа (государства, партии, вождей – Ленина и Сталина).

Тема 8.

Культура «оттепели» и кризис тоталитаризма

Роль Второй мировой войны в развитии отечественной культуры второй половины ХХ века. Отношение к германскому нацизму как путь сближения различных цивилизаций и культур ради достижения общих глобальных целей. Импульсы патриотизма и космополитизма в советской культуре периода Великой Отечественной войны. Экзистенциалистские мотивы военной темы.

Переосмысление тоталитаризма в свете военного противоборства гитлеровского и сталинского режимов. Общее и особенное тоталитарных режимов, их культурной политики, их понимания и использования культуры в утилитарно-политических целях. Победа над фашистской Германией как испытание сталинской тоталитарной модели. Агония позднего сталинизма как проявление кризиса тоталитаризма во всемирно-историческом масштабе. Плюрализация советской культуры послевоенного времени. Обострение идеологической и политической борьбы в стране. Ждановские идеологические кампании конца 1940-х годов и их социокультурные последствия. Смерть Сталина как социокультурный феномен и ее значение для истории культуры России ХХ века. Конец эпохи классического советского тоталитаризма.

«Оттепель» и «перестройка» как формы относительной «либерализации» социокультурной политики (ослабление политического давления и контроля; преобладание «разрешительной» тактики над «запретительной»; допущение некоторого политического «вольномыслия» и т.д.) – ради сохранения в конечном счете тоталитарной системы «с человеческим лицом» (за счет «косметической» модернизации и гуманизации внешних атрибутов тоталитаризма). Пересмотр наследия сталинизма и осуждение «культа личности» Сталина. Альтернатива «Ленин – Сталин» для советской интеллигенции и ее культурный смысл.

Столкновение идеологического нормативизма и политического схематизма с реальностью хаоса повседневности; идейно-эстетические противоречия советской догматики с социальной действительностью. Первый опыт подобного эксперимента: «встраивание» в эпическую «книгу про бойца» «Василий Теркин» сатирической поэмы «Теркин на том свете».

Процесс «десоветизации» и «детоталитаризации» советской культуры после окончания второй мировой войны и смерти Сталина. Литература, рожденная «оттепелью». Рост тематического и стилевого многообразия. Развитие лирической прозы, исповедальности, психологизма, индивидуализма. Появление в литературе течений, альтернативных советскому официозу. «Молодежная» проза и поэзия. Образ «юности», «молодых» как символ обновления страны и советской культуры в 50 – 60-е годы. «Военная проза»:экзистенциалистские проблемы испытания героя в «пограничной» ситуации плена, окружения, оккупации и т. п. «Деревенская проза»: противопоставление советскому образу жизни и партийно-идеологическим схемам патриархальной идиллии. «Городская проза»: нравственно-психологическая рефлексия городской интеллигенции. Переосмысление советской истории в ее официальном изложении. Возрождение литературного авангарда; появление рок-поэзии. Аналогичные процессы в истории советского кино, театра, изобразительного искусства, музыки (появление абстракционизма, увлечение джазом и рок-музыкой, развитие интеллектуального кино). Обострение борьбы между зарождающимися либеральными и демократическими тенденциями «шестидесятничества» и советским охранением, неосталинизмом, пытающимся сохранить тоталитаризм в относительно неизменном виде. Поиск путей преодоления тоталитаризма и тоталитарного стиля в культуре. Появление литературного и политического диссидентства.

Драматические судьбы произведений «опальной» советской литературы (Б. Л. Пастернак, В. С. Гроссман, В. Т. Шаламов, Ю. О. Домбровский, И. А. Бродский, А. Д. Синявский и Ю. М. Даниэль и т. д.). Уроки журнальной борьбы: столкновение охранительно-официозных и модернизаторско-либеральных тенденций в литературе, критике и публицистике («Новый мир», «Октябрь», «Юность», «Молодая гвардия», «Огонек», «Наш современник» и др.). Возникновение диссидентской литературы и формирование нового «критического реализма». Феномен А. И. Солженицына. Начало гонений на «оппозиционную литературу» и возникновение «Самиздата». «Третья волна» литературной эмиграции из СССР.

«Оттепель» и «перестройка» как кризисные этапы в развитии советского тоталитаризма, аналогичные периоду нэпа в 1920-е годы. Неизбежная и неуправляемая плюрализация социокультурных процессов в периоды ослабления репрессивных методов руководства страной и культурой. Возникновение правозащитного и диссидентского движения в СССР, ускорявших распад имперских и партийно-государственных структур тоталитарного государства. Андеграунд в СССР. Развитие контркультурных течений и появление культурных альтернатив. Третья «волна эмиграции» и усиление диалога советской культуры с культурой русского зарубежья. «Знаковые фигуры» хрущевской «оттепели»: А. Т. Твардовский, И. Г. Эренбург, Ю. В. Трифонов, В. С. Гроссман, Б. Ш. Окуджава, Евг. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, А. Г. Битов, Ф. А. Искандер, Ю. П. Любимов, А. А. Тарковский, А. Д. Синявский, И. А. Бродский, А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын, И. Р. Шафаревич и др. Роль культурной оппозиции в преодолении советского тоталитаризма. Крах тоталитаризма в России и СССР, его внутренние и внешние причины и последствия.

Кризисные явления в культуре русского Зарубежья. Противоречивость культуры русского зарубежья. Стремление сохранить национальные корни и менталитет русской культуры и необходимость противостоять коммунистическому режиму в Советской России. Возникновение течений и доктрин, сочувствующих советской власти и тоталитаризму. Трагедия М. И. Цветаевой – великого поэта, жившего на «разломе» русской культуры, между советской и эмигрантской ее составляющими.

«Возвращенство», «сменовеховство», «евразийство» (в его правых и левых вариантах). Оправдание большевистского режима и революции идеей сохранения российской империи как великого и могущественного государства (Н. В. Устрялов, Ю. В. Ключников, Ю. Н. Потехин, А. В. Бобрищев-Пушкин; Н. С. Трубецкой, Н. Н. Алексеев, П. Н. Савицкий, Г. В. Вернадский). Проникновение агентуры ОГПУ-НКВД в эмигрантскую среду и вербовка сторонников большевизма (феномен С. Я. Эфрона). Возникновение русского фашизма. Территориальное и смысловое закрепление «двух культур» в русской культуре - на родине и за рубежом. Цепная реакция раскола русской культуры, продолжающаяся как в советской, так и в зарубежной культуре. Двойная (парная) конфронтация и «перекрестное» (попарное) смыкание отколовшихся частей «двух культур»: прототалитарных установок и течений и антитоталитарных. Возникновение противоречивых идейных течений зарубежья. Кризис русского зарубежья накануне Второй мировой войны (столкновение просоветских и антисоветских настроений в эмигрантской среде).

Великая Отечественная война как трагическое испытание русской эмиграции: конфронтация антифашизма и антисталинизма, патриотизма и антикоммунизма; изживание либерализма в культуре русского зарубежья. Появление второй и третьей "волн" русской эмиграции; сближение оппозиционной советской культуры и антисоветски настроенной эмигрантской культуры. Три волны русской эмиграции и их культурное значение. Связь диссидентского движения в СССР с культурой русского зарубежья. Культура русского зарубежья как анклав традиционных ценностей русской классической культуры, подвергавшихся гонениям и истреблению в условиях тоталитарного режима в СССР. Роль русской эмиграции в развитии русской культуры.

«Молодая поросль» русской литературной эмиграции. Появление незнакомых литературных имен: М. А. Алданов, М. А. Осоргин, И. С. Лукаш, Г. И. Газданов, П. Н. Краснов, Н. Н. Берберова, Б. Ю. Поплавский, В. А. Смоленский, И. Елагин и др. Новые пласты проблематики русской зарубежной литературы и ее художественные открытия. Творчество В. В. Набокова в истории русской литературы: синтез реализма, модернизма и постмодернизма в его произведениях; европейский и американский периоды. Романы «Дар» и «Лолита» как произведения постмодернизма. Влияние Набокова на мировую и отечественную литературу второй половины ХХ века. Феномены Г. И. Газданова и В. Яновского как представителей «молодого поколения» «первой» волны эмиграции, развивавшихся целиком в контексте западноевропейской культуры. Синтез традиций русской и западноевропейской, американской культур в культуре русского зарубежья.

«Вторая» (послевоенная) и «третья» (диссидентская) волны русской эмиграции; размывание границ между советской и зарубежной русскими литературами. Феномен «оттепели» в культуре русского зарубежья. Возникновение ситуации «сообщающихся сосудов» между СССР и русским зарубежьем (радиоголоса, «Самиздат», «Тамиздат»). Зарубежное творчество эмигрантов «третьей» волны (В. П. Аксенов, Ю. Алешковский, Г. Н. Владимов, В. Н. Войнович, А. Т. Гладилин, Ф. Н. Горенштейн, С. Д. Довлатов, А. А. Зиновьев, В. Е. Максимов, Ю. В. Мамлеев, А. Д. Синявский). Новое по сравнению с советским периодом литературной и художественной деятельности. Киноискусство А. Т. Тарковского. Поэзия И. А. Бродского как высшее достижение русской поэзии конца ХХ века. Постмодернизм в культуре русского зарубежья (от В. В. Набокова до И. А. Бродского).

Значение литературы русского зарубежья в истории русской культуры ХХ века и для истории постсоветской литературы. Борьба с идеологической нормативностью и заданностью советской литературы. Политическая и духовная оппозиция советской тоталитарной системе. Коррекция тенденциозной идеологизированной информации. Поддержание традиций русской культуры, искорененных или искаженных в советской культуре. Место культуры русского зарубежья в истории русской культуры ХХ века и российской цивилизации в целом.

 

РАЗДЕЛ 3.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!