Культура постсоветской России в канун ХХI века



Эпоха «оттепели» – начало постсоветской культуры. Постепенная ревизия (в том числе в период застоя) основных принципов и критериев советской литературы и искусства, метода социалистического реализма (например, как открытой эстетической системы – акад. Д. А. Марков). Критика идеологических догм, ироническое их переосмысление и снижение героического пафоса.

Демократизация тематики и стиля литературы. Обращение литературы к жизни простого, рядового человека, ее бытовой, повседневной стороне. Усложнение художественной картины мира; жизнь в движении, контрастах и переходах, вне статичной идеологизированной схемы и назойливого дидактизма. Перестройка как вторая оттепель, развивающая достижения первой оттепели и доводящая до конца ее разрушительные тенденции в отношении советского тоталитаризма.

Постепенное возвращение запрещенной литературы, изъятой классики русской литературы; неопубликованных (в том числе архивных) рукописей советских писателей; эмигрантской, диссидентской, самиздатской литературы. Складывание в культуре многомерного и принципиально неоднородного смыслового пространства (в идейно-политическом, философском, нравственно-религиозном и художественно-эстетическом отношении); наступление периода идейно-эстетического эклектизма, переживаемого нередко как духовная смута, бесстилие, литературное безвремение и т. п. Смещение всех критериев оценки литературы. Попытки деидеологизации и реидеологизации постсоветской литературы и искусства 1990-х годов.

Становление посттоталитарного этапа российской истории и истории русской культуры. Возможность осмысления и описания его в терминах постмодернистской парадигмы (равно как тоталитаризма и антитоталитаризма – в рамках парадигмы позднего модернизма - авангарда). Социокультурный прогноз развития русской культуры на рубеже ХХ – XXI веков. Место криминальных и теневых структур в развитии постсоветской культуры, причины мафиозно-криминальных процессов в развитии российской цивилизации и русской культуры и средства преодоления этих опасных и взрывоопасных тенденций. Коммунистическая ностальгия и десекуляризация культуры в современной социокультурной ситуации. Лавинообразный рост плюрализма в постсоветской культуре во время президентства Б. Н. Ельцина. Человек культуры перед проблемой выбора своей новой социокультурной роли в посттоталитарном мире. Обострение проблематики национально-культурной и этнокультурной; рост тенденций культурной автономии и национально-политического сепаратизма в Российской Федерации. Чеченская проблема и фактор чеченской войны в постсоветской культуре России.

Рост авторитарных и командно-административных тенденций в «послеельцинский» период российской истории. Проблема политической и экономической ангажированности деятелей культуры в условиях «управляемой демократии». Возникновение ограничений в области свободы слова, печати, соблюдений прав человека. Регулирование культурных процессов, манипуляций массовым сознанием. Борьба различных политических и финансово-олигархических кругов за контроль над средствами массовой информации и коммуникации. Роль современных политтехнологий и «пиаровских» моделей в постсоветской культуры с началом правления В. В. Путина. Тенденции советского «реваншизма» в культурной политике российского руководства

Истоки и причины драматических коллизий в современной русской культуре и культуре других народов бывшего Советского Союза (как единого цивилизационного поликультурного образования). Созидательные и разрушительные тенденции в постсоветской культуре России. Влияние западной массовой культуры и развитие конвергентных процессов в России. Драматизм современной социокультурной и этнокультурной ситуации в России. Прогнозы и сценарии распада России на рубеже ХХ-ХХI веков.

Постмодернистский дискурс в современной постсоветской культуре России. Своеобразие русского и российского постмодернизма по сравнению с западноевропейским и американским вариантами постмодерна. Русский постмодернизм как «зеркало» современной смуты.

Истоки русского постмодернизма. Первые опыты постмодернистской поэтики: Д. И. Хармс и «обэриуты»; М. А. Булгаков («Мастер и Маргарита»); А. П. Платонов; М. М. Зощенко, С. Кржижановский, Л. Добычин; драматургия Евг. Шварца; роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»; «Поэма без героя» А. А. Ахматовой; «Ни дня без строчки» Ю. К. Олеши; поздняя проза В. П. Катаева.

Гротескные формы художественного осмысления проблем и конфликтов советской действительности в творчестве В. П. Аксенова, В. Н. Войновича, С. Д. Довлатова, Ф. А. Искандера, А. А. Вознесенского, Л. Петрушевской и др. Рождение концептуалистской модели «соцарта» (воссоздание имиджей и стереотипов советской тоталитарной культуры в контексте обыденности, пошлости или парадоксального столкновения с альтернативной – прозаической или зарубежной – реальностью).

Маргинализация норм и ценностей. Смешение высокого и низкого, серьезного и смешного, пародийного; использование стилизации, нарратива, фантастики и гротеска для снижения пафоса и «культовых» ценностей советской идеологии. Советская антиутопия (А. и Б. Стругацкие, В. Войнович, А. Кабаков). «Другая проза» как форма контркультуры по отношению к официальной советской литературе. «Иронический авангард» (В. Пьецух, Евг. Попов, Вик. Ерофеев и др.).

Своеобразие современного русского постмодернизма; его отличие от западного постмодернизма. Творчество Вен. Ерофеева, А. Битова, А.Терца / А.Синявского. Проза Саши Соколова, В.Сорокина, В.Пелевина и др. Поэзия И. Бродского, Д. Пригова, А. Парщикова, Т. Кибирова, Л. Рубинштейна и др. Продуктивность русского постмодернизма, демифологизирующего советскую и постсоветскую действительность, играющего с ней и в нее.

Единство русской культуры, ее противоречия и драма раскола. «Две культуры» в русской культуре новейшего времени как взаимодополнительные тенденции культурно-исторического развития и модель цивилизационного равновесия. Драматизм социокультурного раскола и его плодотворность для дальнейшего развития отечественной культуры. Диалог и взаимодействие двух русских культур, разделенных «железным занавесом». Феномены сменовеховства, евразийства, русского фашизма, диссидентства, андерграунда, третьей волны русской эмиграции в свете борьбы прототалитарных и антитоталитарных тенденций в русской культуре.

Своеобразие русского тоталитаризма и его культурно-исторические истоки. Отличие российско-советского тоталитаризма от западных его вариантов. Предрасположенность русской и российской культур к тоталитаризму как их культурно-типологическая черта («тоталитарность» – Н. А. Бердяев). Влияние советского тоталитаризма на развитие мировой культуры и цивилизаций Запада и Востока. Образование «социалистического лагеря», Варшавского договора, СЭВ. Крах советского тоталитаризма как объективная закономерность и как субъективная заслуга русского зарубежья, трех поколений русской эмиграции и отечественного диссидентства. Сохранение прежних и возникновение новых культурных предпосылок возможного возрождения тоталитарных тенденций в отечественной культуре.

Внутренняя противоречивость русской культуры, на протяжении веков и вплоть до настоящего времени сохраняющего антиномию тоталитарных и антитоталитарных (демократических) тенденций, направленных, с одной стороны, на достижение всеединства, с другой, - на социокультурный плюрализм и свободу. «Нереформируемость» России как социокультурная и цивилизационная проблема. Место посттоталитарной России в ряду современных мировых цивилизаций и культур; Россия на пути к постиндустриальному обществу. Итоги и методологические уроки истории русской культуры и российской цивилизации в конце ХХ века. Россия как фактор мощного «возмущения» в истории мировой цивилизации как целого

Влияние русской культуры ХХ века на развитие мировой культуры, на взаимоотношения Востока и Запада, на развитие социально-политической, философской, научной и художественной мысли. «Всемирная отзывчивость» русской культуры и ее мессианство как факторы всемирно-исторической значимости. Россия как противоречивый культурно-цивилизационный фактор мировой истории в контексте современного «столкновения» цивилизаций.

 

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!