Серебряный век русской культуры



Русский символизм. Поиски целостного интегративного стиля культуры под влиянием концепции «всеединства» Вл. Соловьева и в результате отталкивания от монистического воззрения шестидесятников. Апология и поэтизация противоречий в русской культуре Серебряного века. Влияние концепции «цветущей сложности» К. Н. Леонтьева. Рост культурного плюрализма и эстетизма. Преобладание эстетических интенций культуры над этическими, социально-политическими и т. п. Декадентство и его мировоззренческие истоки. «Мир искусства»; творческие искания С. П. Дягилева. Достижение нового культурного синтеза, включающего философию и искусство, науку и религию, практическую общественность и мистицизм. Русский символизм: духовные и эстетические истоки и тенденции развития. Старшие символисты (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт) и младшие символисты (А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов и др.). Символизм в живописи (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов, Л. С. Бакст, К. А. Сомов, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих и др.), в музыке (поздний Н. К. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, А. Н. Скрябин), в театре (К. С. Станиславский, В. Ф. Комиссаржевская, Вс. Э. Мейерхольд).

Усиление модернистских тенденций во всех областях культуры (искусство, философия, религия, политические доктрины, естествознание и т.д.). Серебряный век как кризисная эпоха в социокультурном развитии России. Рост декадентских, эзотерических, эсхатологических, апокалиптических настроений, мировоззренческого пессимизма, рискованных исканий и экспериментов в культуре и общественной жизни. Основные тенденции развития русского модернизма в Серебряном веке.

Поэзия «старших» символистов – В. Я. Брюсова, Н. М. Минского, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонта, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба, А. М. Добролюбова. Реабилитация «чистого искусства»; «парнасское» самоутверждение; противоречия этического и эстетического, индивидуализма и коллективности. Богоискательские и богоборческие темы и мотивы в поэзии.

«Младшие» символисты – последователи Вл. С. Соловьева (Вяч. И. Иванов, А. А. Блок, А. Белый, Ю. К. Балтрушайтис, С. М. Соловьев и др.). Обоснование теургического искусства; мистические и апокалиптические мотивы поэтического творчества; поэтизация «вечной женственности» (Софии); магия слова и мифотворчество; трагическое предчувствие революции и призывание ее как конца истории; мотивы жертвенности и гибельности искусства и поэта – пророка мировой катастрофы. Символистский театр А. А. Блока, Вяч. И. Иванова, Л. Н. Андреева, Д. С. Мережковского и др.

Проза символистов. Романы Ф. Сологуба, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсова, Трилогия Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист» и его философия мировой истории. «Орнаментальная» проза А. Белого: его «Симфонии» и повести, близкие поэтике авангарда. Романы А. Белого «Петербург» и «Москва», их значение для развития русской прозы в ХХ в. Символизм «подпольной» прозы В. Ропшина (Б. В. Савинкова), экзистенциалистские мотивы обреченности и отчаяния, религиозно-философское и эстетическое оправдание экстремизма. Литературная и культурфилософская эссеистика символистов (Д. С. Мережковский, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Эллис, А. Белый, Вяч. И. Иванов, А. А. Блок): единство художественного и философского в эссеистике русских символистов.

Символизмнеореалистического творчества писателей Серебряного века. Символические образы в прозе В. В. Вересаева, А. И. Куприна, И. А. Бунина, Л. Н. Андреева. Неоромантизм и неореализм в прозе и поэзии М. Горького; символические образы, богостроительские мотивы в его творчестве. Символизм в творчестве пролетарских и «новокрестьянских» поэтов. Непоследовательность условного, «околореалистического» символизма; подспудное преодоление символизма в пограничных литературных течениях и произведениях.

Постсимволизм и авангард в культуре Серебряного века. Кризис русского символизма; становление постсимволизма, органично связанного с символизмом и в то же время рождающегося в полемике с ним. Акмеизм: символика конкретных вещей и характеров, бытовых и психологических деталей, пейзажа, истории (Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам и др., близкие к акмеизму М. А. Кузмин и М. А. Волошин). Соединение неоромантизма и неоклассицизма в акмеистской ветви постсимволизма. Акмеизм как «тоска по мировой культуре» (О. Э. Мандельштам).

Футуризм, одно из течений русского литературного авангарда, прославившееся наиболее резким и вызывающим разрывом с прежними традициями и нормами искусства слова, своей подчеркнутой неклассичностью (В. Хлебников, Е. Г. Гуро, И. Северянин, В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк, Б. Л. Пастернак, В. В. Каменский, А. Е. Крученых и др.). Манифесты ранних футуристов. Поэтический эпатаж, вызов, скандал как эстетические средства поэзии; бунтарский облик лирического героя; оправдание насилия как исторического творчества и др. Притязания футуризма на революционность: как «искусства будущего» и как искусства, стремящегося преобразовать общество, революционизируя свои художественные средства и эстетические формы. Революционная поэтика русского авангарда, берущая свое начало в русском футуризме.

Авангардизм в живописи, музыке, театре (К. Малевич, В. В. Кандинский, М. З. Шагал, П. Н. Филонов; А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев; С. П. Дягилев, Вс. Э. Мейерхольд, Н. Н. Евреинов и др.). Традиции символизма в русском постсимволизме и полемика с ним в русской культуре рубежа веков.

Феномен В. В. Розанова в русской культуре Серебряного века как предтечи русского постмодернизма. Мозаичные произведения Розанова – «Уединенное», «Опавшие листья», «Мимолетное», «Апокалипсис нашего времени». Черты импрессионизма, символизма и авангардизма в его «мозаиках»; смешение жанров, стилей, серьезного и смехового. Система лейтмотивов, полифонизм сюжетов, сквозная символика повествования; противоречивая авторская позиция как сознательный художественный прием. Эпатаж и скандальная исповедальность, демонстративный «аморализм» писателя. Полемика вокруг Розанова. Стиль Розанова как литературное завершение (и исчерпание) Серебряного века. Объективная культурно-историческая обусловленность розановского модернизма и постмодернизма.

Тема 3.

Идейные искания русской интеллигенции на рубеже XIX – XX веков

Богоискательство и богостроительство; концепция «нового религиозного сознания». Образование в Петербурге, Москве и Киеве Религиозно-философских обществ. Усиление мировоззренческих споров по всему кругу социальных и культурных вопросов. Идеи «жизнестроительства». Мировоззренческий эклектизм. Увлечения мистицизмом, эзотерикой, теософией и антропософией. Религиозно-мистическое толкование социализма, революции, террора. Феномен Б. Савинкова – В. Ропшина в русской культуре начала ХХ века. Соединение классического психологизма, символизма и идеологического экстремизма. Религиозно-философский радикализм.

Философско-эстетический и религиозно-духовный интерес к революции, заслонявший для представителей культуры серебряного века истинную (социально-политическую) природу революции. Перерастание социокультурного плюрализма эпохи в болезненный и драматический социокультурный раскол и даже социокультурный взрыв. Разрыв культуры по «вертикали» и «горизонтали» и возникновение в рамках единой русской культуры двух русских культур - элитарной и массовой. Ленинская концепция «двух культур» как закономерное порождение эпохи. Развитие экстремистских, контркультурных тенденций в русской культуре начала ХХ века (в том числе футуризма и других течений авангарда, эстетического и социокультурного нигилизма, политического экстремизма, включая большевизм).

«Вехи» – попытка переосмысления истории русской интеллигенции и ее социокультурной деятельности. «Интеллигенты» и «неинтеллигенты» в русской культуре; внутренняя полемика и борьба между представителями «двух линий» в русской интеллектуальной истории. Отношение к интеллигенции русских радикалов конца XIX века. Феномен «махаевщины». Отношение Ленина и других большевиков к интеллигенции. Споры начала ХХ века вокруг проблемы интеллигенции. Проблема «интеллигенция и революция» до революции и после нее. «Трагедия русской интеллигенции» в интерпретации Д. С. Мережковского, В. В. Розанова, А. А. Блока, М. Горького, Н. А. Бердяева, Г. П. Федотова, С. Л. Франка, П. Н, Струве, Г. В. Плеханова, В. В. Розанова, Л. Шестова, Л. П. Карсавина, И. А. Ильина, М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева и др. «Веховская» традиция в истории российской культуры ХХ века.

Диалектика богоискательства, богостроительства и богоборчества в русской культуре рубежа XIX - XX веков. Взаимодействие и взаимопереход различных форм религиозного творчества (теургии) в духовных исканиях творческой интеллигенции начала ХХ века.

Тема 4.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!