ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕО КОЛЛЕКТИВЕ



ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

(общее)

 

Настоящее Положение регулирует деятельность коллективов любительского художественного творчества, работающих на базе государственных культурно-досуговых учреждений и учреждений других форм собственности.

Настоящее Положение носит рекомендательный характер и разработано на основе:

– Примерного положения о клубном формировании культурнодосугового учреждения (приложение № 2 к Решению коллегии

Министерства культуры Российской Федерации от 29 мая 2002 года № 10 "О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры");

– Методических указаний по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и Методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, утвержденных Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 мая 2006 г. № 229.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Под коллективом любительского художественного творчества (в дальнейшем - коллектив) понимается постоянно действующее, без прав юридического лица, добровольное объединение любителей и исполнителей музыкального, хорового, вокального, хореографического, театрального, изобразительного, декоративно-прикладного, циркового, кино-, фото-, видео- искусства, основанное на общности художественных интересов и совместной учебно-творческой деятельности участников, способствующее развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных и технических ценностей в свободное от основной работы и учебы время.

1.2. Разновидностями коллектива являются: студия – самодеятельный клубный коллектив с преобладанием в содержании работы учебнотворческих занятий и кружок – самодеятельный клубный коллектив (как правило, по приобретению определенных умений и навыков – вязания, вышивания, пения и т. д.), для которого характерен небольшой количественный состав участников, отсутствие подготовительных групп, студий и т. п.

1.3. В своей деятельности коллектив руководствуется:

– действующим законодательством Российской Федерации;

– уставом базового культурно-досугового учреждения;

– планом работы базового культурно-досугового учреждения;

– положением о своем коллективе и (при необходимости) Договором с руководителем базового учреждения. Положение о конкретном коллективе разрабатывается на основании устава культурно-досугового учреждения и утверждается руководителем базового культурно-досугового учреждения.

 

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОЛЛЕКТИВОВ

ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

2.1. Коллектив любительского художественного    творчества     призван способствовать:

– приобщению населения к культурным традициям народов Российской Федерации, лучшим образцам отечественной и мировой культуры; – дальнейшему развитию любительского художественного творчества, широкому привлечению к участию в творчестве различных социальных групп населения;

– организации досуга населения, гармоничному развитию личности, формированию нравственных качеств и эстетических вкусов;

– популяризации творчества профессиональных и самодеятельных авторов, создавших произведения, получившие общественное признание;

– приобретению   знаний, умений и навыков в   различных     видах

художественного творчества, развитию творческих способностей населения; – созданию условий для культурной реабилитации детей-инвалидов и социализации детей из социально неблагополучной среды через творческую деятельность;

– созданию условий для активного участия в культурной жизни и творческой деятельности социально незащищенных слоев населения.

2.2. Репертуар коллектива любительского художественного творчества формируется из произведений мировой и отечественной драматургии, музыки, хореографии и т. д., лучших образцов отечественного и зарубежного искусства, многонационального искусства народов Российской Федерации, произведений современных отечественных и зарубежных авторов; репертуар должен способствовать патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию, формированию толерантности, положительных жизненных установок, пропаганде здорового образа жизни.

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА

ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

3.1. Коллектив любительского художественного творчества создается, реорганизуется и ликвидируется по решению руководителя культурнодосугового учреждения. Коллективу предоставляется помещение для проведения занятий, он обеспечивается необходимой материальнотехнической базой.

3.2. Коллективы могут осуществлять свою деятельность за счет консолидированных средств бюджетного финансирования и внебюджетных средств, полученных от собственной деятельности, оказания платных услуг, средств участников коллективов, в том числе членских взносов, целевых поступлений от физических и юридических лиц, выделенных на цели развития коллектива, а также добровольных пожертвований.

Условия членства в коллективе определяются его Положением. Размер членского взноса (если таковой имеется) ежегодно устанавливается приказом руководителя базового учреждения на основании сметы расходов коллектива.

3.3. Занятия в коллективах проводятся систематически не менее 3-х учебных часов в неделю (учебный час – 45 минут).

3.4. Коллектив осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативами, установленными п. 5.1 настоящего Положения. По согласованию с руководителем культурно-досугового учреждения, вновь созданные коллективы в течение первых двух лет существования могут осуществлять свою деятельность в соответствии с нормативами, установленными п. 5.2 настоящего Положения.

3.5. По согласованию с руководителем культурно-досугового учреждения коллективы могут оказывать платные услуги (спектакли, концерты, представления, выставки и т.д.), помимо основного плана работы культурнодосугового учреждения. Средства от реализации платных услуг могут быть использованы на приобретение костюмов, реквизита, приобретение методических пособий, поощрение участников и руководителей коллективов, а также оплату дорожных и визовых расходов при участии во всероссийских и зарубежных проектах.

3.6. За достигнутые успехи в различных жанрах творчества коллективы могут быть представлены к званию "Народный, образцовый коллектив любительского художественного творчества".

Руководители и лучшие участники коллектива, ведущие плодотворную творческую деятельность, могут быть представлены в установленном порядке на награждение всеми принятыми и действующими в отрасли формами поощрения.

 

4. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ТВОРЧЕСКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА В КОЛЛЕКТИВАХ

4.1. Учебно-воспитательная работа в коллективах определяется планами и программами и должна включать:

Во всех коллективах – ознакомление с историей искусств, процессами, происходящими в любительском народном творчестве, тенденциями развития отдельных его видов и жанров; обсуждение вопросов формирования репертуара.

Участники коллективов в учебно-ознакомительных целях посещают музеи, выставки, театры, концерты и т.д.

В коллективах театрального искусства (драматических, музыкальнодраматических коллективах, театрах кукол, юного зрителя, театрах малых форм – театрах эстрады, поэзии, миниатюр, пантомимы и пр.) – занятия по актерскому мастерству, технике речи и художественному слову, музыкальной грамоте, постановке голоса; разучивание вокальных партий; работа с режиссером, драматургом, композитором, концертмейстером; работ над миниатюрой, тематической программой, литературной или литературномузыкальной композицией, прозаическим, поэтическим произведением или циклом стихов.

В коллективах музыкального искусства (хорах, вокальных ансамблях, ансамблях народной песни, ансамблях песни и танца, оркестрах народных инструментов, эстрадных и духовых оркестрах, вокально-инструментальных ансамблях, музыкантов-исполнителей, певцов) – занятия по изучению музыкальной грамоты, сольфеджио, истории и теории музыки, хорового искусства, постановке голоса; разучиванию произведений для хора с сопровождением и без сопровождения, разучиванию произведений с солистами и ансамблями; разучиванию партий ансамблей, хоров, проведению общих репетиций, классическому и характерному тренажу; разучиванию сольных, групповых танцев, хореографических миниатюр; обучению игре на музыкальных инструментах; ознакомлению с начальными принципами инструментовки для музыкальных ансамблей, проведению оркестровых занятий по разучиванию партий.

В фольклорных коллективах (ансамблях) – изучение народной праздничнообрядовой культуры и местных исполнительских традиций, овладение народной манерой пения, разучивание вокальных партий в ансамбле, разучивание произведений с музыкальным сопровождением и без сопровождения народных музыкальных инструментов, изучение основ сценического движения и народной хореографии, овладение навыками игры на традиционных народных (национальных) инструментах, работа с солистами, малыми ансамблевыми составами (дуэты, трио, квартеты), постановочная работа, подготовка фольклорных композиций, театрализованных спектаклей (фрагментов) на основе народных праздников и событий народного календаря.

В коллективах хореографического искусства (народного, классического, эстрадного, спортивного, современного, этнографического и бального танцев) – занятия по изучению истории и теории хореографии; классическому и характерному тренажу; разучиванию сольных и групповых танцев, хореографических миниатюр, композиций, танцевальных сюит, сюжетных постановок.

В коллективах циркового искусства (цирковых, исполнителей оригинального жанра) – занятия по изучению истории циркового искусства; тренажу и физическому развитию; технике циркового искусства, музыкальному и художественному оформлению, режиссерскому решению номера.

В коллективах изобразительного и декоративно-прикладного искусства – занятия по изучению истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства; технике и технологии живописи, графики, скульптуры и прикладных искусств – резьбе, чеканке, инкрустации, художественной вышивке, бисероплетению и т.д.; композиции; выполнению заданий художественно-оформительского характера; организации выставок, работе на пленэре.

В коллективах фото-, кино-, видеоискусства – занятия по изучению истории кино и фотографии; материальной части; технике кино-, видео- и фотосъемки; режиссерскому, операторскому, сценарному мастерству; организации просмотров, разборов и обсуждений любительских фильмов и фотографий; методике организации фотовыставок, просмотров кино и видеофильмов, выполнению работ оформительского характера (с фотолюбителями); созданию фильмов различной тематики.

4.2. Творческо-организационная работа в коллективах предусматривает: – привлечение в коллектив участников на добровольной основе в свободное от работы (учебы) время;

– организацию и проведение систематических занятий в формах и видах, характерных для данного коллектива (репетиция, лекция, урок, тренировка и т.п.), обучение навыкам художественного творчества;

– мероприятия по созданию в коллективах творческой атмосферы; добросовестное выполнение участниками поручений, воспитание бережного отношения к имуществу учреждения;

– проведение творческих отчетов о результатах своей деятельности (концерты, выставки, конкурсы, соревнования, показательные занятия и открытые уроки, творческие лаборатории, мастер-классы и т.п.);

– участие в общих проектах, программах и акциях культурно-досугового учреждения, использование других форм творческой работы и участия в культурной и общественной жизни;

– участие в муниципальных, областных, региональных, общероссийских и международных фестивалях, смотрах, конкурсах, выставках и т.п.;

– проведение не реже одного раза в квартал и в конце года общего собрания участников коллектива с подведением итогов творческой работы;

– накопление методических материалов, а также материалов, отражающих историю развития коллектива (планы, дневники, отчеты, альбомы, эскизы, макеты, программы, афиши, рекламы, буклеты, фото-, кино-, видеоматериалы и т.д.) и творческой работы.

 5. НОРМАТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВОВ

5.1. Коллективы любительского художественного творчества в течение творческого сезона (с сентября по май) должны представить:

 

Наименование жанра творческого коллектива

Показатели результативности
Театральный    – не менее 1 одноактного спектакля или 4 номеров (миниатюр); – не менее 4 номеров (миниатюр) для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры; – ежегодное обновление репертуара – выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал
Хоровой, вокальный   – концертная программа (продолжительностью не менее 60 минут); – не менее 6 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры; – ежегодное обновление не менее 4 части текущего репертуара; – выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал
Инструментальный   – концертная программа (продолжительностью не менее 60 минут); – не менее 6 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры; – ежегодное обновление не менее 4 части текущего репертуара; – выступление на других площадках не мене 1 раза в квартал
Хореографический   – концертная программа (продолжительностью не менее 60 минут); – не менее 6 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры; – ежегодное обновление программы не менее 1 массовой постановкой или не менее 4 сольных (дуэтных, ансамблевых) постановок; – выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал
Фольклорный    – концертная программа в одном отделении (1 час 15 минут), ежегодно обновляя не менее четвертой части текущего репертуара;  – 8–10 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры;  – выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал; – творческий отчет перед населением – обязательным условием является наличие в репертуаре не менее 70% регионального (местного) материала (песни, танцы, народные игры, инструментальные наигрыши, фрагменты народных праздников и обрядов) 
Цирковой   – концертная программа (продолжительностью не менее 60 минут);  – не менее 6 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры; – ежегодное обновление не менее 3 номеров репертуара; – выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал

Изобразительного       и декоративно-прикладного искусства 

– не менее 2 выставок в год 

Фотоискусства

– не менее 2 выставок в год

Кино-,видеоискусства

– не менее 2 сюжетов

 

5.2. Для вновь созданных коллективов в течение первых 2 лет существования могут быть установлены минимальные нормативы. В течение творческого сезона они должны представить:

 

Наименование жанра творческого коллектива Показатели результативности
Театральный  – не менее 2–3 миниатюр
Хоровой, вокальный – не менее 6 номеров
Инструментальный – не менее 6 номеров
Хореографический – не менее 1 массовой постановки или не менее 3 сольных (дуэтных, ансамблевых) постановок
Фольклорный  – не менее 6 номеров
Цирковой – не менее 4 номеров
Изобразительного     и декоративно-прикладного       искусства   – 1 выставка в год  
Фотоискусства – 1 выставка в год
Кино-,видеоискусства – не менее 2 сюжетов

 

6. НАПОЛНЯЕМОСТЬ КОЛЛЕКТИВОВ

РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Численность (наполняемость) коллективов любительского художественного творчества определяется руководителем культурнодосугового учреждения с учетом следующих минимальных нормативов:

 

Наименование жанра творческого коллектива Для городских культурно-досуговых Для культурно-досуговых учреждений, расположенных в сельской местности  
Театральные не менее 14  не менее 8  
Вокальные – хоры – ансамбли   не менее 15 не менее 5   не менее 12 не менее 3
Инструментальные – ансамбли – оркестры   не менее 6 не менее 15   не менее 3 не менее 12
Хореографические не менее 15 не менее 10
Фольклорные не менее 10 не менее 6
Цирковые не менее 10  не менее 5
Изобразительного искусства   не менее 10 не менее 6
Декоративно-прикладного искусства не менее 10 не менее 6
Фото-, кино-, видеоискусства не менее 12 не менее 5

 

<*> Данная норма не распространяется на вокальные и инструментальные ансамбли в форме дуэта, трио, квартета.

 

7. РУКОВОДСТВО КОЛЛЕКТИВОМ

7.1. Общее руководство и контроль за деятельностью коллектива осуществляет руководитель культурно-досугового учреждения. Для обеспечения деятельности коллектива руководитель учреждения создает необходимые условия, утверждает положение о коллективе, планы работы, программы, сметы доходов и расходов, график публичных выступлений, расписание учебных занятий.

7.2. Непосредственное руководство коллективом осуществляет специалист, имеющий специальное образование и (или) опыт работы в коллективе художественного творчества – режиссер, дирижер, хормейстер, балетмейстер, художник, руководитель студии изобразительного, декоративно-прикладного искусства и т.д., который может быть назначен руководителем коллектива (далее руководитель).

7.3. Руководитель коллектива принимается на работу и освобождается от нее в порядке, установленном действующим законодательством.

7.4. Руководитель коллектива несет персональную ответственность за организацию творческой работы, программу, содержание деятельности коллектива, его развитие и финансовые результаты.

7.5. Руководитель коллектива:

– проводит набор участников в коллектив и формирует группы по степени подготовки;

– формирует репертуар, учитывая качество произведений, исполнительские и постановочные возможности коллектива;

– направляет творческую деятельность коллектива на создание художественно полноценных спектаклей, представлений, концертных программ, произведений изобразительного, декоративно-прикладного

искусства, кино- видео- и фоторабот и т.п.;

– готовит выступления коллектива, обеспечивает его активное участие в фестивалях, смотрах, конкурсах, концертах и массовых праздничных мероприятиях;

– осуществляет творческие контакты с другими любительскими и профессиональными коллективами;

– организует творческий показ работы коллектива за отчетный период (отчетные   концерты, спектакли, представления любительских художественных коллективов, выставки работ участников формирований изобразительного и декоративно-прикладного искусства);

– представляет руководителю культурно-досугового учреждения годовой план организационно-творческой работы;

– ведет в коллективе регулярную творческую и учебно-воспитательную работу на основе утвержденного плана; ведет Журнал учета работы коллектива;

– представляет годовой отчет о деятельности коллектива с анализом достижений и недостатков, с предложениями об улучшении работы

коллектива;

– составляет другую документацию в соответствии с уставом культурнодосугового учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, договором с руководителем культурно-досугового учреждения и Положением о коллективе;

– постоянно повышает свой профессиональный уровень, участвует в мероприятиях по повышению квалификации не реже 1 раза в 5 лет.

 

8. ОПЛАТА ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОЛЛЕКТИВА 8.1. Должностные оклады руководителей (специалистов) коллективов, работающих в государственных учреждениях культуры, устанавливаются в соответствии с регламентирующими документами органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 

8.2. Должностные оклады руководителей (специалистов) коллективов, работающих в муниципальных учреждениях, устанавливаются в соответствии с системой оплаты труда, установленной органами местного самоуправления.

8.3. Продолжительность рабочего времени для штатных руководителей коллективов установлена в размере 40 часов в неделю.

В рабочее время штатных творческих работников коллективов засчитывается время, затраченное на:

– подготовку и проведение концертов, спектаклей, специальных занятий, групповых и индивидуальных репетиций;

– подготовку и участие коллектива в культурно-массовых мероприятиях, организуемых базовым учреждением;

– мероприятия по выпуску спектаклей, концертных программ, организацию выставок и т. п.;

– гастрольные выезды с коллективом;

– работу по подбору репертуара, созданию сценарных материалов;

– научно-исследовательскую и экспедиционную деятельность по профилю народного коллектива;

– участие в учебных мероприятиях (семинарах, курсах повышения квалификации);

– хозяйственную деятельность по благоустройству и оформлению рабочего помещения;

– художественное оформление спектаклей, концертов, подготовку реквизита, костюмов, эскизов декораций, запись фонограмм.

8.4. Должностные оклады руководителям кружков устанавливаются за 3 часа кружковой работы в день, а аккомпаниаторы за 4 часа работы в день. Для указанных работников устанавливается помесячный суммированный учет рабочего времени. В тех случаях, когда руководители кружков и аккомпаниаторы не могут быть полностью загружены работой, оплата их труда производится за установленный объем работы по часовым ставкам.

 В тех случаях, когда руководителю кружка или аккомпаниатору поручается кружковая (аккомпаниаторская) работа, сверх установленного настоящим пунктом рабочего времени, оплата за переработанные часы производится по часовым ставкам в одинарном размере.

 Расчет почасовой оплаты производится путем деления месячного должностного оклада руководителя кружка на 76,2 (среднемесячное количество рабочих дней – 25,4, умноженное на 3 часа); аккомпаниаторам – на 101,6 (среднемесячное количество рабочих дней – 25,4, умноженное на 4 часа). 

 

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!