Фантастические птицы и химеры 11 страница



 

***

Жаворонки относятся к певчим птицам; к ним обращались и многие композиторы. В музыкальном цикле П.И. Чайковского март отмечен «Песней жаворонка».

 

***

Существует прекрасный романс (слова Н.В. Кукольника, музыка М.И. Глинки):

 

Между небом и землей песня раздается,

Неисходною струёй громче, громче льется.

Не видать певца полей, где поёт так громко,

Над подруженькой своей жаворонок звонкий.

Ветер песенку несёт, а кому не знает…

 

и т. д.

 

***

А стихотворение-песня Ф.П. Савинова (1885) «Родное» начинается так:

 

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья…

Это — русская сторонка,

Это родина моя!

 

(Русские романсы и песни 1995)

 

***

По привычному образу жизни люди (или только научные работники?) делятся на сов и жаворонков. «Совы» любят работать по вечерам, засиживаясь до глубокой ночи, а «жаворонки» предпочитают встать пораньше, чтобы на свежую голову приступить к работе.

 

 

Сорока

 

Однако следует упомянуть и сороку-белобоку.

 

***

Она имеет интересное символическое значение: «Радость, счастливый брак, сексуальный успех — счастливый знак в Китае, где крик сороки предвещал встречу с друзьями; однако в западной традиции сорока — птица, связанная со стяжательством, зловредной болтливостью и колдовством. Любовь сороки к собиранию блестящих предметов, похоже, стала причиной того, что в Китае появилась традиция, согласно которой находящиеся в разлуке супруги разбивали зеркало и хранили его половинки. Если один из них изменял другому, то его кусок зеркала превращался в сороку и спешил сообщить обманутому супругу эту новость. Знак принципа „ян“ и священной птицы Манчуса, сорока часто появляется на китайских поздравительных открытках» (Тресиддер 1999:354).

 

***

Сорочье стрекотание действительно вызывает ассоциации с пустой женской болтовней, а о какой-нибудь сомнительной новости говорят: «Сорока на хвосте принесла». Из-за отмеченной выше склонности сороки собирать и приносить в свое гнездо блестящие предметы, ее называют также сорокой-воровкой. А в общем, в русских сказках отношение к сороке, хотя и ироническое, но благожелательное.

 

***

«Приснившаяся сорока всегда предупреждает о возможных долгих ссорах. Постарайтесь более тщательно обдумывать свои слова и поступки, чтобы избежать подобного» (Миллер 2003:387).

 

 

Ворон

 

Но самой значительной фигурой из отряда Воробьинообразных, бесспорно, является Ворон.

 

***

Его символика очень сложна и противоречива. По Тресиддеру (1999:49), из-за того, что в кельтской мифологии бога войны Одина всегда сопровождали два ворона, которые доносили ему о событиях в мире смертных, они символизировали такие понятия, как разум и память. «Символизм ворона в еврейской традиции <…> носит двойственный характер. Как пожиратель отбросов, ворон считался нечистой птицей, но также символизировал проницательность, так как выпущенный Ноем из ковчега летал, пока не нашел сухую землю. Вороны также кормили Илию и нескольких святых христианских отшельников. Вообще ворон — символ солнца и прорицания, его блестящее черное оперение, возможно, предполагало способность выжить при близком контакте с солнцем. Он считался птицей-вестником Аполлона и богини Афины и был связан с солнечным культом Митры. В Китае трехногий ворон был эмблемой династии Шу и символизировал восход, зенит и заход солнца (на котором, как полагали, и жил этот легендарный ворон). И в Китае, и в Японии ворон — эмблема семейной любви. Синтоизм приписывает ворону роль посланца богов. В Африке и некоторых других местах ворон считается проводником, предупреждающим об опасности, а среди индейцев Северной Америки — героем многих сказок, хитрецом и обманщиком. Для канадских эскимосов ворон — Отец народа, бог-творец; убийство ворона может испортить погоду.

В Европе вороны-стервятники были эмблемой войны, смерти, заброшенности, зла и несчастья, символизм, распространенный также и в Индии. Американская разновидность воронов, живущих стаями и питающихся в основном зерном и насекомыми, имела позитивную и даже героическую репутацию, как, например, в мифах индейцев тлингатов, где ворон является солнечной, созидательной, воспитанной птицей; в легендах индейцев навахо ворон — Черный Бог, участник всех событий в мире животных. <…> В древнем Риме, где его крик напоминал латинское слово „крас“ („завтра“), его связывали с надеждой».

 

***

Обстоятельная мифологическая характеристика ворона и вороны дана в «Мифах народов мира» (Т.1:245–247). Ворон функционально связан с разными частями мироздания — с наземным миром, землей, водой, небом, солнцем. Это обусловлено его чёрным цветом и резким криком: «Чёрный цвет В. часто воспринимается как приобретенный от соприкосновения с огнём или дымом. <…> Поедание В. падали <…> способствует тому, что В. функционирует в мифах как культурный герой: падаль — уже не животная, но и не растительная пища, поэтому В. олицетворяет некий компромисс между хищниками и травоядными, противопоставление которых друг другу оказывается, в конечном итоге, смягчением фундаментальной антиномии между жизнью и смертью.

Как трупная птица чёрного цвета и зловещим криком В. хтоничен, демоничен, связан с царством мертвых и со смертью, с кровавой битвой (особое развитие получает мотив выклёвывания В. глаз у жертвы), выступает вестником зла». Ворон встречается на земле, но, как каждая птица, он связан и с небом. Это наделяет его шаманским могуществом, что особенно видно в мифологии индейцев Северной Америки и палеоазиатских народов — он служит посредником между мирами — небом, землёй и подземным (загробным) миром. Не будучи перелетной птицей, он является также медиатором между летом и зимой, между сухим и влажным, соленой и пресной водой.

«Умение подражать человеческой речи, а возможно и долголетие, способствовали возникновению представлений о В. как о мудрой вещей птице. <…> Наряду с этим (особенно в северных мифологиях), В. воспринимается как посредник между мудростью и глупостью (он „мудрый“ шаман и плут-трикстер, попадающий впросак или совершающий „безумные“ поступки). В. выступает медиатором между мужским и женским началом (ср. его попытки изменить пол, „выйти замуж“ и т. п.). Выступая в мифах как существо двойной антропо-зооморфной природы, В. выполняет медиативную функцию между человеческим и животным».

«Трикстерский цикл» сказаний о вороне возник, по-видимому, позднее, чем мифы, в которых он участвует в роли творца. Выступая в роли тотема какой-то фратрии (рода), ворон часто противопоставляется птице-тотему другой фратрии (например, лебедю, гагаре, орлу). У некоторых индейцев Северо-Западной Америки племена делятся на фратрию ворона и фратрию орла или волка.

Ворон участвует и в мифах о всемирном потопе. Так, в вавилонском эпосе о Гильгамеше «Ут-напиштим посылает из ладьи (на которой он спасается от потопа) последовательно ласточку, голубя и В., чтобы узнать, обнажилась ли суша. Первые две птицы возвращаются, не найдя сухого места, а В. не возвращается — свидетельство того, что он нашел сушу. В библейском описании потопа (восходящем к вавилонскому) В. не вернулся, а посланный затем голубь прилетел с листом оливы, т. е., в отличие от вавилонской версии, В. выступает как дурной вестник, а голубь — как хороший. Эта же трактовка становится ярче в поздних еврейской (постбиблейской) и мусульманской традициях (Ной проклинает В., делает его чёрным, благословляет голубя). В средневековой христианской традиции В. становится олицетворением сил ада и дьявола, а голубь — рая, святого духа, христианской веры (Крещения)». Интересны некоторые европейские приметы: «Появление В. на левой стороне дома было дурной приметой, во время сева его появление предвещает неурожай, встреча двух В. в воздухе — войну».

«В античных мифологиях В. (или ворона) сопровождает богов и героев, связанных с небом и солнцем, с культом земледелия, с войной и подземным царством <…>. По Овидию, Аполлон, узнав от В. об измене любимой нимфы, в горе делает его чёрным».

Возможно, не все здесь звучит логично и убедительно, но таково мнение специалистов-мифологов. К этому я могу добавить некоторые подробности, относящиеся к мифологии палеоазиатских народов, а также несколько сказок и стихотворений.

 

***

Великий Ворон уже упоминался выше в цитате из книги О. Диксона (см. «Орел»), но в этой книге много надуманного уже в наше время, и потому гораздо больший интерес представляют архаические мифологии, сложившиеся еще в то время, когда палеоазиатские народы, обитающие в Северо-Восточной Сибири и на Аляске, еще не имели своей письменности. В них Ворон играет роль творца Вселенной, культурного героя, прародителя людей и первого шамана, т. е. посредника между людьми и духами), а в сказках его образ снижается до роли трикстера (хитреца, плута, шута и обманщика). Орел упоминается в мифологии этих народов гораздо реже и не играет столь значительной роли, как пишет Диксон (см. выше). А. Мелетинский (1979), из книги которого почерпнуты приведенные здесь сведения, сообщает только, что в какой-то сказке или легенде Ворон и Орел имели общую жену, которая родила, соответственно, вороненка и орленка.

Так, в мифологии чукчей, которая была изучена В.Г. Богоразом в начале XX в., Ворон-творец часто работает в паре с другим Творцом, иногда играя при нем подчиненную роль, а иногда вступая с ним в соперничество.

Считается, что земля и горы образовались из испражнений Ворона, упавших в океан, а озера и реки — из его мочи. Из щепок разных деревьев Ворон создал собаку, оленя, тюленей, китов и птиц. У чукчей существует несколько версий происхождения людей. По одной из них, люди были созданы Творцом из костей нерпы, по другой — из глины и травы. «Иногда говорится, что приморские коряки сами сделались из собачьего помета, тунгусы — из забытой рукавицы, русские — из огнива» (Мелетинский 1979:21). По другой версии, люди образовались из пыли, получившейся при трении краев земли о небо. Существует также легенда, что Творец или Ворон встретили человека-оленя (химеру?) и разделили его на человека и оленя.

Но первые люди были весьма несовершенными, и их пришлось дорабатывать. «Творец создал людей первоначально волосатыми, не знающими огня, не умеющими говорить, все вокруг уничтожающими, а затем, по требованию Ворона, он их переделал. <…> Творец и Ворон учат людей говорить, давая им разные языки, учат есть тюленя, моржа, дикого оленя, отправлять естественные надобности, совершать половой акт, делают человеку одежду и деревянный снаряд для добывания огня — важнейший сакральный предмет» (там же). Ворон добыл также свет. Он пробил отверстие, ведущее в другую вселенную, принадлежащую злому духу юле, и похитил мячи, которыми играла маленькая девочка (дочь кэле). Ворон расколол эти мячи и извлек из них солнце, луну и звезды. В чукотских сказках Ворон часто состязается с лисой в плутовстве и хитрости и всегда выходит победителем. А Творец (образ которого не конкретизирован) после завершения дела Творения больше не упоминается; не упоминается он и в мифологии других родственных народов, так что очень вероятно, что этот персонаж возник в мифологии чукчей в результате сравнительно недавней христианизации.

 

***

Определенную (более или менее значительную) роль играет Великий Ворон в мифологии коряков, ительменов, эвенков, юкагиров, эскимосов, алеутов и индейцев Северо-Западного побережья Америки (у чукчей он называется Куркыль, у других народов — иначе).

 

***

В мифологии коряков и ительменов Великий Ворон (Куткынняку, Кутх, эти имена не созвучны названию ворона-птицы) тоже считается творцом, но особенно большое значение он имеет как первопредок людей и первый шаман. У него есть жена (Мити), дети и внуки. Его старший сын имел вид человека, но мог превращаться в ворона, а внуки уже мало отличались от людей. «Ворон в качестве патриарха опекает и защищает свое потомство, в особенности от злых духов (т. е. „людей“ от „нелюдей“), сватает своим детям жен и мужей» (Мелетинский 1979:41). При этом женами его сыновей бывали разные животные (дятел, белый кит, лиса, горностай, волчица, овца, мышь, ящерица), растения (мухомор, черемша, осока), духи (хозяйка погоды) и такие предметы и явления природы, как облака, луна, заря, буря, река, огонь. Так же разнообразны и мужья дочерей Ворона; одна из них, особенно неразборчивая, имела мужьями пса, блоху, горбушу, мертвеца и какой-то крючок. Но это не так нелепо, как кажется на первый взгляд, так как эти женихи и невесты перевоплощаются в людей (Меновщиков 1974). Все это говорит о крайней архаичности этой мифологии.

 

***

Считается, что мифологический Ворон живет на небе недалеко от Полярной звезды и может быть вызван оттуда шаманом. Но в сказках образ его сильно снижается, и он живет в таких же ярангах и землянках, как люди, и ведет себя, как человек. На охоту и рыбную ловлю он отправляется с таким же снаряжением, как люди. Ворон ездит на санях с оленьей или собачьей упряжкой, причем иногда он превращает в ездовых собак мышей или рыбу (горбушу). Из этого следует, что большую часть времени он проводит в человеческом виде. Выше уже упоминалось (см. «Орел»), что в палеоазиатских сказках многие животные могут снимать свою шкуру и при этом становятся похожими на людей. А Ворон вообще способен к разным превращениям.

 

***

Трикстерская природа Ворона нашла свое выражение в коряцкой сказке: «Охота Ворона на волка происходит под видом охоты волка на Ворона. Ворон принял вид оленя, разбросал на дороге свои члены и был съеден волком. Находясь в его чреве, он убивает волка изнутри и просит его идти к дому, где Мити (жена Ворона) распарывает волку брюхо» (там же, с. 45).

 

***

Эта сказка известна в разных вариантах. У кереков в сказке «Куки и волк» Куки (Ворон) превратился в кусок жирного мяса из задней части оленя и был съеден волком. Оказавшись в животе волка, он стал выбрасывать оттуда одну за другой его внутренности: кишки, почки, легкие и, наконец, сердце (в котором заключена душа), после чего волк умер. Вышел Куки наружу и притащил выпотрошенного волка в свою землянку. Младший брат волка стал его искать и нашел мертвого в пищевом запаснике у Куки. Тогда он увел с собой дочь Куки. Узнав об этом, Куки сделал из мяса волчьи внутренности, вшил их внутрь волка и оживил его. После этого волк вернулся домой, а дочь Куки была возвращена отцу (СМНЧК 1974).

В любом случае, Великий Ворон палеоазиатов не обыкновенная птица, а могущественный дух.

 

***

В мифологии финно-угорских народов упоминается волшебный вороний камень, который помогает от всех болезней. «Его можно было добыть, если забраться в гнездо к ворону, вынуть ненасиженные яйца, сварить их и положить обратно. Ворон, чтобы оживить яйца, отправляется в дальние страны и приносит в гнездо чудесный камень. Тогда птенцы вылупляются из яиц. Надо дождаться, когда они оперятся, и забрать камень из гнезда. <…> Счастливчик, которому достается вороний камень, также оказывается наделенным чудесными способностями врачевателя» (Мифы финно-угров 2003:146,147).

 

***

В европейском фольклоре есть сказка «Про бедного человека и вороньего царя». У одного человека была большая семья и пара волов. Однажды он со старшим сыном пахал в поле. Вдруг прилетел огромный ворон и накрыл своими крыльями и людей, и волов, и плуг. Он сказал: «Говори, человече, что у тебя взять, потому что мои птенцы очень голодны». Пришлось бедняку отдать волов, но ворон обещал ему за это хорошо заплатить — «Пришли своего сына в мой дворец и я ему отдам, что он захочет».

Дали парню кукурузную лепешку и луковицу и отправили искать дворец ворона. По дороге ему встретилась хромая ворона (которая знала, где дворец) и попросила есть, но он с ней не поделился. Тогда она попросила хотя бы донести её на плече до дворца, — а то крылья болят, но парень отказался; пошел дальше и пропал.

То же произошло со 2-м сыном, а 3-й исполнил обе просьбы вороны, она показала ему дорогу во дворец, а на прощанье сказала: «Когда Вороний царь будет показывать тебе свои богатства и спросит, что ты хочешь за своих волов, проси то, что у него под подушкой». Так все и произошло, а под подушкой у него была ручная мельница. Взял ее хлопец и пошел домой. Захотелось ему по дороге есть, покрутил он от нечего делать ручку у мельницы и говорит сам себе: «Вот кабы теперь передо мной появился такой стол с разной едой, как у Вороньего царя» — и оказался перед ним такой стол. Понял он, что мельница волшебная, потребовал от нее обоих братьев, вернулся с ними домой, и зажили они всей семьей счастливо (УС Кн. 1). Но в этой сказке (как и во многих других) содержится логическая неувязка: поскольку Вороний царь имел чудесную мельницу, то непонятно, зачем ему понадобилось отнимать волов у пахаря.

 

***

Пословица: Ворон ворону глаз не выклюет.

 

***

В сказке «Коршун, воробей, голубь и ворон» птицы собрались как-то, чтобы отпраздновать весну, и решили устроить пирушку. Коршун полетел наловить рыбы, воробей отправился за вином в харчевню, голубь ножом стучит — готовит закуску, а ворон пошел взять в долг столики и чашки. И решили они до еды устроить концерт. Коршун достал флейту, заиграл и засвистел: «Тонбироро-тонбироро! Хёроро-хёроро!». Воробей подыгрывал на трехструнном сямисэне и чирикал: «Тинтико-тинтико, тинтикотин!», а голубь пустился в пляс, напевая: «Хаттоборо-хаттоборо! Хаттобо!». А пока они пели и плясали, ворон — «Гао-гао, гао-гао!» — все съел и улетел (СЯ 2002).

 

***

Ворон упоминается в стихотворениях очень многих современных поэтов, но я приведу только два из них, занимающих по своему настроению прямо противоположные позиции. Вполне реалистично представлены вороны (если не считать того, что эти птицы разговаривают человеческим языком) в стихотворении А. С. Пушкина:

 

Ворон к ворону летит,

Ворон ворону кричит:

Ворон, где б нам пообедать?

Как бы нам о том проведать?

Ворон ворону в ответ:

Знаю, будет нам обед;

В чистом поле под ракитой

Богатырь лежит убитый.

Кем убит и отчего,

Знает сокол лишь его,

Да кобылка вороная,

Да хозяйка молодая.

Сокол в рощу улетел,

На кобылку недруг сел,

А хозяйка ждет милого

Не убитого, живого.

 

(Пушкин 1949 Т. З)

 

***

А «Ворон» Эдгара По — это сумрачная птица, полная мистической загадочности, отвечающая на все вопросы и замечания одним словом: «Nevermore!» («Никогда»). Я привожу это довольно длинное стихотворение с некоторыми купюрами:

 

Как-то в полночь, в час угрюмый, утомившись от раздумий,

Задремал я над страницей фолианта одного,

И очнулся вдруг от звука, будто кто-то вдруг застукал,

Будто глухо так застукал в двери дома моего.

«Гость, — сказал я, — там стучится в двери дома моего,

Гость — и больше ничего».

 

 

Но когда автор открыл дверь, за ней никого не оказалось. Вернувшись в свою комнату, автор предался грустным размышлениям о своей недавно умершей возлюбленной Линор. Однако, через некоторое время стук повторился, и снова за дверью никого не оказалось. Потом ветер распахнул окно, в комнату влетел ворон и уселся на белый бюст Афины Паллады.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!