Фантастические птицы и химеры 15 страница



 

Рис. 45. Горгона Медуза. (Из храма Афины в Сиракузах; упрощено).

 

 

Интересную фигуру представляет собой Тифон , но сведения о его внешнем виде противоречивы. На античной вазе Тифон изображен с нормальными человеческими руками, с птичьими крыльями и змеиными хвостами вместо ног (рис. 46). А по Аполлодору, это был великан с головой и телом человека, вместо ног у него были змеи, издававшие пронзительный свист, руки его тоже оканчивались сотнею змей (очевидно, по 50 на каждой), а тело было покрыто птичьими перьями (рис. 47). В любом случае, Тифон — это комбинация человека, птицы и змеи.

 

Рис. 46. Тифон и Зевс. (МБ).

 

 

Рис. 47. Тифон. (Современное изображение, приближенное к описанию Аполлодора).

 

 

Тифону вздумалось занять место среди олимпийских богов, но Зевсу с помощью Гермеса и Пана удалось (не без труда) победить его. На Тифона навалили гору Этну, под которой он существует до сих пор, устраивая время от времени землетрясения и извержения этого вулкана.

Некогда на Земле водились не столь грандиозные, но тоже очень опасные существа — василиски. Василиска называли царем змей, хотя внешне он больше похож на птицу. Он имеет вид чёрного петуха с крыльями летучей мыши, а змеиный у него только хвост. Короче говоря, это летучая мышь+птица+змея (рис. 48а). Самок у василисков нет, старые василиски сами откладывают яйца, а высиживать из них цыплят должны жабы. По описанию Плиния Старшего, василиски, подобно Медузе, убивают (превращают в камень) взглядом и прикосновением (они очень ядовиты). Один всадник, убивший василиска копьем, погиб вместе с лошадью, так как яд дошел до них через копье. А если поставить перед василиском зеркало, он, увидев свое отражение, погибает сам.

 

Рис. 48. Василиск (а) и средневековая гарпия (б). (ЭСС 1997).

 

 

Алхимики XI–XII вв. полагали, что с помощью василисков можно превращать медь в золото, и пытались искусственно их разводить (Беляев 1997; МНМ 1987; ЭСС 1997; МБ 1999).

К тройным птицехимерам относится упомянутый выше Сэнмурв (собака+птица+рыба), а также некоторые монстры из средневековых бестиариев. Это Рыба-дракон , имеющая морду свиньи и птичьи ноги, «Равенская сирена» — женщина с крыльями летучей мыши и единственной ногой — птичьей (рис. 49б). А самый нелепый — это «Папа-осёл» , который имеет голову, одну руку и ногу осла, грудь, живот и одну руку женщины, бородатое мужское лицо «пониже спины» и петушиную голову на кончике хвоста (рис. 49 б) (ЭСС 1997).

 

Рис. 49. Монстры из средневекового бестиария: а — «Папа-осел» и б — «Равенская сирена». (ЭСС 1997).

 

 

У тройных птицехимер тоже чаще всего были представлены крылья — 12 раз, голова — только 5 раз (включая 1 случай, когда имелся только клюв), а ноги — 6 раз.

 

4. Четверных химер мне известно только 6 видов; из них интересны 3.

Во-первых, это херувимы , относящиеся к христианским ангелам самого высокого ранга. Херувим впервые упоминается (без описания его внешнего вида) в 1-й книге Ветхого Завета. После грехопадения и изгнания людей из Рая херувим был поставлен с огненным мечом у входа в Рай, чтобы охранять пути к Древу Жизни, плоды которого приносят бессмертие. Иногда херувима представляют себе в виде крылатого быка с человеческой головой вроде ассирийского алада, но как он, не имея рук, мог бы держать меч? А подробное описание херувимов мы находим в книге пророка Иезекииля, которая была написана приблизительно в V в. до н. э. Четыре херувима явились этому пророку в видении. У этих животных (так назвал их сам Иезекииль) был облик, как у людей, из чего можно заключить, что у них было человеческое тело и только две ноги, а не четыре, но вместо ступней у них были копыта. Они имели по 4 лица (человека и льва справа, орла и тельца слева) и 4 крыла, два из которых смыкались сверху друг с другом, а два других покрывали тело. Под этими крыльями находились человеческие руки. Кроме того, перед лицами херувимов находились 4 колеса из топаза, в которых содержался дух этих странных существ. «И все тело их, и спина их, и руки их, и крылья, и колеса кругом были полны очей — все четыре колеса» (Библия, Книга Иезекииля:812). Головы серафимов имеют определенные символические значения: человеческая символизирует разум, львиная — силу, орлиная — небесное парение, а голова тельца — жертвенность. Позднее эти головы стали символами евангелистов — Матфея, Марка, Иоанна и Луки (МНМ 1987). По этой же причине в христианской иконографии Матфея изображают как человека с крыльями птицы, Марка — как крылатого льва, Луку — как крылатого быка, а Иоанна — как орла или как человека с орлиной головой. Зооморфные детали этих изображений имеют, разумеется, не анатомическое, а символическое значение. Не найдя в литературе изображения херувима, я попыталась нарисовать его сама (рис. 50), но прекрасно сознаю несовершенство этого рисунка: херувим изображен не как величественный ангел, внушающий священный трепет, а как зоологическая диковинка).

 

Рис. 50. Херувим.

 

 

Во-вторых, это Гиртаблулу — люди-скорпионы из шумеро-аккадской мифологии, которые охраняют вход в царство мертвых (вернее — выход из него). Они имеют голову человека, передние лапы льва, крылья орла и брюшко скорпиона (рис. 45а: человек+лев+птица+скорпион) (Немировский 2001а: МБ 1999).

А третий, совершенно нелепый пример четверной химеры дает нам персонаж из цыганского фольклора — Порескоро . Эта химера имеет тело (и ноги?) птицы, змеиный хвост и 8 голов: 4 собачьи и 4 кошачьи (собака+кошка+птица+змея). Считается, что это странное существо приносит эпидемии чумы и холеры (МБ 1999).

У четверных химер птичьи головы встретились 3 раза, тело (вместе с ногами?) и ноги 2 раза, а птичьи крылья только 2 раза.

 

5. Пятерных, шестерных и т. д. птицехимер так мало, что их можно рассматривать вместе. К пятерным химерам относится Кокатрис , который имеет тело ящерицы, голову и ноги петуха, крылья летучей мыши и два хвоста с жалами скорпиона на конце. Он убивает своим взглядом и умирает, увидев свое отражение в зеркале (Сапковски, Инт.). По-видимому, это усложненный вариант василиска.

Пятерной химерой является средневековая гарпия , изображенная на рис. 48б. В отличие от древнегреческих гарпий, которые были просто крылатыми женщинами, у этой руки, грудь и живот женщины, лицо льва, крылья летучей мыши, ноги птицы и хвост змеи (ЭСС 1997).

К шестерным птицехимерам относится добрый дракон волжских булгар Зилант , это был дух, охраняющий дом, в котором он поселился, хозяина дома, его семью и имущество. По описанию Д. Хафизова (1999), у Зиланта были «рога оленя (сайгака, лося), глаза зайца, голова волка (собаки, лошади, верблюда), крылья птицы (орла), тело и лапы барса (тигра), когти орла, хвост змеи»; короче говоря, это была комбинация из четырех зверей, птицы и змеи.

У китайцев был дракон, условно названный Лунем-9 (Иванова-Казас 2004), в теле которого комбинировались 6 разных зверей, а когти у него были птичьи; он к тому же имел жемчужину под подбородком, какие-то шипы и гору Бошаань на спине.

Из названных пятерных и шестерных химер птичьи крылья имеются только у Зиланта; вообще, по мере увеличения числа видов животных, участвующих в построении тела химеры, значение птичьего компонента уменьшается, и птичьи крылья часто заменяются крыльями летучей мыши.

В буддийской мифологии упоминается ещё Стоглав — рыба, имеющая 100 голов разных животных: собаки, обезьяны, лошади, свиньи и др. В предшествующей жизни это был большой знаток священных книг брахман по имени Капила, но он имел неблаговидную привычку ругать своих учеников за разные провинности, обзывая их: «Собачья голова!», «Обезьянья голова!» и т. д. За это после смерти он, по закону кармы, и был превращен в такое многоглавое существо. Мы не знаем, была ли среди этих голов и птичья (хотя не исключено, что Капила упрекнул кого-нибудь в том, что у него куриные мозги), и поэтому не принимаем его во внимание.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в составе тела 65-и птицехимер голова птицы встретилась 21 раз, ноги птицы тоже 21 раз, а крылья — 41 раз (сумма этих цифр превышает количество рассмотренных видов потому, что часто голова и крылья или крылья и ноги, или же голова и ноги встречались вместе).

В качестве приложения к вышесказанному рассмотрим ещё несколько изображений птицехимер из китайского бестиария, которые ещё не упоминались и не были учтены при подсчете разных категорий мифозоев. На рис. 51 изображены: ашуюй — рыба с четырьмя головами, тремя хвостами и тремя парами птичьих ног; она имеет красное оперение, ее голос напоминает крик сороки; человек, съевший мясо шуюя, избавляется от грусти; б — крылатая рыба вэньяо-юй , летающая только ночью, а её кисло-сладкое мясо является лекарством от безумия; в — змея миншэ , имеющая две пары крыльев.

 

Рис. 51. Птицехимеры из китайского бестиария: а — шуюй, б — вэньяо-юй, в — миншэ. (Терентьев-Катанский 2004).

 

 

На рис. 52 изображены птицехимеры, имеющие человеческие головы: а — хуаше — неизвестный зверь с головой человека и птичьими крыльями; бпаньмао , похожая на наших сирен и сиринов, съевший её мясо не будет страдать от жары; вшуху — существо, похожее на крылатого кентавра. «Оно имеет лошадиное туловище, птичьи крылья, человеческое лицо и змеиный хвост; любит хватать людей» (Терентьев-Катанский 2004:133).

 

Рис. 52. Китайские человекоголовые птицехимеры: а — хуаше, б — паньмао, в — шуху. (Терентьев-Катанский 2004).

 

 

В этом бестиарии содержится ещё много разных мифозоев.

Заслуживает внимания также чудо-дерево (из Buchers Bestiarium 1978), растущее на берегах водоемов, из плодов которого развиваются птицы (чёрные казарки). Плоды этого дерева похожи на двустворчатых моллюсков; когда они созревают, створки раскрываются, и птицы падают в воду (рис. 53). Очевидно, список известных нам фантастических животных (и растений) может пополняться до бесконечности.

 

Рис. 53. Средневековое чудо-дерево. (Buchers Bestiarium 1978).

 

 

Итак, фантастические птицы и птицехимеры занимают видное место в мифологическом бестиарии и составляют приблизительно 30 % всех мифозоев. После того, как мы рассмотрели ряд конкретных примеров, у нас, естественно, возникает вопрос, каким образом такие фантастические существа появляются в человеческом воображении. Самое вероятное, что эти химеры «комплектуются» в мозгу на подсознательном уровне. При этом многие из них не являются просто «игрой воображения», а имеют определенный, даже символический смысл. Так, например, грифон — объединение льва (самого сильного зверя) и орла (самой сильной птицы) — символизирует, очевидно, могущество на земле и в воздухе, (хотя, с зоологической точки зрения, присоединение к телу орла задней части льва не делает его более сильным и ловким, скорее обратное — добавляет ему ненужный вес). Христианские ангелы и другие крылатые добрые духи осуществляют связь между земными людьми и небесными богами. И вообще, крылья не только дают ряд упомянутых выше биологических преимуществ, но помогают также оторваться от грешной земли и подняться в заоблачные сферы. Более сложен и перенасыщен символикой херувим, явившийся в «видении» (фанатическом воображении) пророка Иезекииля. Тифон — комбинация человека, птицы и змеи, но змеиное начало в нем явно доминирует. Это существо, безусловно, принадлежащее к низшему (почвенному, подземному или подводному) миру. Крылья понадобились ему, чтобы подняться на Олимп, но он был свергнут оттуда, чтобы занять подобающее ему место в недрах земли. Горгона Медуза — существо не только страшное, но отталкивающе безобразное; трудно придумать для молодой красивой женщины более жестокое наказание, чем превращение в такое чудовище.

Не исключено, что некоторые животные обросли устрашающими подробностями и превратились в химер в результате «охотничьих рассказов», когда рассказчик хотел сделать свое повествование более красочным, преувеличить значение своих побед и оправдать свои неудачи, а при повторных рассказах и при передаче из уст в уста количество фантастических подробностей еще больше увеличивается. Но, конечно, не все мифозои так легко поддаются психологическому анализу. До сих пор речь шла о фантастических существах, которые, так сказать, стихийно появились в мифологии и фольклоре. Но существуют и специально созданные химеры, авторы которых сознательно вкладывают в них какой-то символический смысл (например, геральдические чудовища), и так называемые «мистификации», придуманные для развлечения. Такие химеры выше не рассматривались, но к ним приближаются средневековые монстры, изображенные на рис. 48 и 49. Если нарисовавший их художник и имел какие-нибудь идеи, то вкуса, чувства меры и элементарного здравого смысла ему явно не хватало. Но средневековые европейцы находились ещё во власти суеверных представлений, и потому эти картинки тоже не лишены интереса (жаль только, что в ЭСС 1997, откуда они взяты, их не сопровождают никакие словесные пояснения).

 

 

Литература

 

А лексеев 1966 — Алексеев В.М. Китайская народная картинка. М, 1966. 260 с.

Асов А. 1992 (см. Бус Кресень).

Асов 1998 — Асов А. Мифы и легенды древних славян. М., 1998. 320 с.

Асов 2001 — Асов А. Славянская астрология. М., 2001. 584 с.

Атлас мифологии 2001 — Атлас мифологии. М, 2001. 224 с.

Афанасьев 1985 — Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3-х т. Л., 1985.

Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 5-ти т. М., 1999–2000.

Б альмонт 1990 — Бальмонт К. Созвучные песни. Ярославль, 1990. 335 с.

Белова 2001 — Белова О.В. Славянский бестиарий. М., 2001. 319 с.

Беляев 1997 — Беляев Ю.А. 100 чудовищ древнего мира. М., 1997. 140 с.

Библия 1991 — Библия. М., 1991. 925 с.

Брюсов 1955 — Брюсов В. Избранные сочинения. М., 1955. Т. 1, 2.

Бунин 1915 — Бунин И.А. Собрание сочинений. Пг., 1915. Т. 3. 221 с.

Бус Кресень 1992 — Бус Кресень (Асов А.). Русские веды. М., 1992. 368 с.

Былины 1986 — Былины. М., 1986. 559 с.

В сеобщая история искусств — Всеобщая история искусств. М., 1956. Т. 1. 456 с.

Г ауф 1988 — Гауф В. Сказки. М., 1988. 287 с.

Гейне 1957 — Гейне Г. Собрание сочинений. М., 1957. Т. 3. 355 с.

Горький 1950- Горький A.M. Собрание сочинений. М., 1950. Т. 5.

Грибова 1975 — Грибова Л.С. Пермский звериный стиль. М., 1975. 148 с.

Грейвс 1992 — Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992. 624 с.

Гримм 2002 — Гримм В., Гримм Я. Сказки. М., 2002. 895 с.

Гумилев 1988 — Гумилев Н. Стихотворения и поэмы. Л., 1988. 632 с.

Д иксон 2000 — Диксон О. Шаманские учения клана Ворона. М., 2000. 291 с.

Е вреи шутят 2001 — Евреи шутят / Сост. Л. Столович. СПб., 2001. 256 с.

Ершов 1975 — Ершов П.П. Конек-Горбунок. М., 1975. 125 с.

Есенин 1957 — Есенин С. Избранные произведения. Л., 1957. 417 с.

Ж изнь животных 1986 — Жизнь животных. М., 1986. Т. 6. 527 с.

Жуковский 1956 — Жуковский В.А. Стихотворения. Л., 1956. 846 с.

З аболоцкий 1990 — Заболоцкий Н. Столбцы. Стихотворения. Поэмы. Л., 1990. 366 с.

И ванов 1954 — Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX–XX вв. // Труды Института Этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. 1954. Т. XXII. 383 с.

Иванова-Казас 2004 — Иванова-Казас О.М. Мифологическая зоология. СПб., 2004. 263 с.

Измайлов 1893 — Измайлов А.Е. Избранные басни Александра Ефимовича Измайлова. М., 1893. 31 с.

Интернет-1 http://gods2.narod.ru/mif/creaturesbook/simurg.htm.

Интернет-2 http://hogsmead.voldemort.ru/zap/animals/9/63.html.

Иорданский 1991 — Иорданский В.Б. Звери, люди, боги: Очерки африканской мифологии. М., 1991. 319 с.

ИМС 2001 — Иллюстрированный мифологический словарь. Калининград: Янтарный сказ. 2001. 384 с.

К айсаров 1993 — Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Саратов, 1993. 319 с.

Книга тысячи и одной ночи Т. 5 — Книга тысячи и одной ночи. М., 1959. Т. 5. 470 с.

Крылов 1910 — Крылов И.А. Басни. М., 1910. 270 с.

Куприянов В. Интернет, www.Kosmetichka.ru./pub351.

Л агерлёф 1987 Лагерлёф С. Удивительное путешествие Нильса Хольгерсона. М, 1987. 528 с.

Левкиевская 2003 — Левкиевская Е. Мифы русского народа. М, 2003. 527 с.

Липин 1956 — Липин Л., Белов А. Глиняные книги. Л.,1956. 350 с.

М альчевский 1987 — Мальчевский А.С. Кукушка и ее воспитатели. Л., 1987.

Маркова О. Оппозиция верх-низ в мифологическом сознании степного кочевья // http://www.aiba.ru/history/articles/2000208-8.html.

Мелетинский 1979 — Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. М., 1979. 229 с.

Менсгетти 2003 Менегстти А. Мир образов. М., 2003. 222 с.

Меновщиков 1974 — Меновщиков Г. Об устном повествовательном творчестве народов Чукотки и Камчатки. М., 1974. 646 с.

Миллер 2004 — Миллер Г.Х. Полный сонник Миллера. Ростов-на-Дону, 2004. 479 с.

МБ 1999 — Мифологический бестиарий. Калининград, 1999. 240 с.

МСА 1965 — Мифы и сказки Австралии. М., 1965. 167 с.

МНМ Т. 1, 2 Мифы народов мира. М., 1987. Т. 1, 2.

Мурад Аджи. Европа, тюрки, Великая Степь // http://www.tatural.ru/turop/tengri.htm.

Н аши любимые песни 1995 — Наши любимые песни. Ярославль, 1995. 447 с.

Невеста обезьяны. Японские народные сказки. М., 1991. 304 с.

Немировский А.И. Мифы древности. Ближний Восток. М., 2001. 351 с.

Нидхэм 1947 — Нидхэм Д. История эмбриологии. М., 1947. 342 с.

О борин 1988 — Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудесные древности Рифея. Пермский звериный стиль. Пермь, 1988. 153 с.

Овидий 1994 — Овидий. Собрание сочинений. СПб., 1994. Т. 2:Метаморфозы. 527 с.

П С 1987 — Персидские народные сказки. М., 1987. 503 с.

Петискус 1913 — Петискус А.Г. Олимп. Мифология греков и римлян. СПб.; М., 1913. 432 с.

Петрухин 2003 — Петрухин В. Мифы финно-угров. М., 2003. 463 с.

Плутовка из Багдада. М., 1963. 575 с.

По 1958 — По Э. Избранное. М., 1958. 343 с.

Поле заколдованных хризантем. Японские народные сказки. М., 1994. 237 с.

Потапов 1991 — Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991.

Пукинский 1977 — Пукинский Ю.Б. Жизнь сов // Жизнь наших птиц и зверей. Л., 1977. Вып. 1.

Путь к заоблачным вратам 1989 — Путь к заоблачным вратам… Старинная проза Китая. М., 1989. 606 с.

Пушкин 1949–1950 — Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10-и т. М.; Л. 1949–1950.

Р остан 1983 Ростан Э. Пьесы. М., 1983. 622 с.

Русские романсы и песни 1995 — Русские романсы и песни XVIII–XX веков. Красноярск, 1995. 286 с.

Рыбаков 1987 — Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. 753 с.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!