Фантастические птицы и химеры 8 страница



 

***

Символом бессмертия павлин стал из-за суеверных представлений, что повредить его тело нельзя и что перья павлина по мере его старения обновляются и становятся ещё красивее. «Павлины, пьющие воду из вазы или другого сосуда, символизируют причастность христиан к воде жизни, то есть к прощению грехов, жизни и спасению» (Символы и их значение 2004:32).

 

***

Кроме того, «В ирано-суфийском мифе бог сотворил мировой дух в образе П. и дал ему посмотреть на собственное отражение в чудесном зеркале, отчего П., потрясенный величием увиденного, пролил капельки пота, из которого произошли все остальные существа». Некоторые европейские поверья связывают «глазки», усеивающие павлиний хвост, с «дурным глазом», а самого павлина с несчастьем и бесплодием. (МНМ Т. 2:373).

 

***

Упомянутая выше мельком история Аргуса состоит в следующем. Аргус — это стоглазый великан; когда его 50 глаз были закрыты и спали, остальные 50 бодрствовали, поэтому он был превосходным сторожем. Гера, ревнивая жена Зевса, превратила его возлюбленную Ио в телку и приставила Аргуса ее стеречь. Но Гермесу, по поручению Зевса, удалось усыпить Аргуса своими рассказами и наигрываемыми на свирели песенками, а потом убить его. Тогда Гера перенесла его глаза на хвост своего павлина.

Но зоологи назвали аргусом (Argusianus argus ) другую (хотя и родственную павлину) птицу, у которой глазчатые пятна располагаются на маховых перьях крыльев.

 

***

«Увидеть павлина во сне — к сложностям в общении с окружающими. Если во сне вы слышите крики павлина, то Вам следует быть готовым к тому, что неприятности могут отразиться на благополучии Вашей семьи. Если Вам приснилось, что вы видите, как павлин распустил свой хвост, то наяву Вам не следует верить обещаниям, которые дают Ваши знакомые» (Миллер 2004:275).

С житейской точки зрения, естественно перейти от Курообразных к Гусеобразным (отряд Anseriformes), к которым, кроме гуся, относятся утка и лебедь.

 

 

Гусь

 

Гусь, возглавляющий этот отряд, птица солидная.

 

***

Его символика: «Бдительность, болтливость, любовь, счастье в браке, верность; солнечный символ, особенно в Египте. Знак свободы, просвещенности и, благодаря сезонным перелетам, символ осени и весны. Солнечный и благотворный символизм дикого гуся во многом совпадает с символизмом лебедя, и они, в сущности, взаимозаменяемы. <…> В Древнем Риме гусь был также связан с богом войны Марсом и стал триумфальной эмблемой бдительности после известного случая в 390 г. н. э. Тогда крики священных гусей из храма Юноны оповестили защитников Капитолийского холма о нападении галлов. Древние греки связывали гуся с Герой, Аполлоном, Эротом и богом-вестником Гермесом. В Древнем Египте гусь считался посланцем богов, а также птицей, отложившей яйцо, из которого появилось Солнце. <…> Дикий гусь был мужским, солнечным знаком в Китае, но в искусстве Китая и Японии более важным было значение гуся как лунной осенней птицы. В представлении азиатских шаманов и индийских браминов гусь был „ездовым животным“, на котором души стремились вырваться из непрерывного круга существования» (Тресиддер 1999:69).

 

***

Вышеупомянутый исторический факт послужил И.А. Крылову поводом для написания басни «Гуси»:

 

Предлинной хворостиной

Мужик гусей гнал в город продавать,

 

 

а гуси сочли себя оскорбленными и пожаловались прохожему, ссылаясь на то, что «Наши предки Рим спасли!». Но прохожий им ответил:

 

«Оставьте предков вы в покое:

Им по делам была и честь;

А вы, друзья, лишь годны на жаркое».

 

 

***

Согласно одному из египетских сказаний о происхождении мира, из вод океана, омывающих землю со всех сторон, появился нильский гусь. Никем не сотворенный, он создал себя сам; своей белизной он прорезал извечную тьму, а своим гоготом нарушил безмолвие мира. Этот Великий Гоготун снес яйцо, из которого вышел бог Солнца — Ра (Немировский 2001).

 

***

В русской сказке «Гуси-лебеди» родители, уходя из дома, поручили девочке присматривать за совсем маленьким братишкой. Девочка посадила мальчика на травку, а сама заигралась и не заметила, как прилетели гуси-лебеди и похитили ее братика. Бросилась девочка его искать, спрашивая всех, не видели ли они, куда птицы унесли его. Наконец, по совету ежика она пришла к избушке на курьих ножках. Зашла она в избушку и видит: «В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками». Схватила она братца и бросилась бежать, а гуси за нею, но ей все-таки удалось благополучно добежать до дому.

 

***

Поговорка: Гусь свинье не товарищ!

 

***

Существует также детская песенка, начинающаяся словами:

 

Жили у бабуси два веселых гуся:

Один белый, другой серый

Два веселых гуся…

 

 

***

Мне известны 2 хокку и 4 танки о гусях, привожу одну:

 

Опережая ветер, прозвучали

И стихли крики пролетающих гусей,

Что скрылись в облаках, —

А мне привета нет.

Которого я от любимой жду…

 

(ЯЛЛ 1988:143)

 

***

Шведская писательница Сельма Лагерлёф написала интересную повесть-сказку «Удивительное путешествие Нильса» (1987). Эта повесть была задумана как занимательная география Швеции для детей, но в русских переводах печатается с большими сокращениями. Нильс был довольно озорной и ленивый 14-летний мальчишка. Однажды, когда он оставался дома один, появился маленький гном-домовой ростом не больше ладони. Нильс схватил сачок-мухоловку, поймал его, как насекомое, и долго не хотел отпускать. Вдруг он почувствовал, что кто-то сильно ударил его по щеке, а когда очнулся, оказалось, что он сам стал таким же маленьким, как гном. Пока он осматривался и выяснял отношения с домашними животными, которых он часто обижал, гном исчез.

В это время (а дело было весной) мимо пролетала стая диких гусей с Юга, где гуси зимовали, в Лапландию, где происходит их размножение, а предводительствовала ими старая мудрая гусыня Акка из Кебнекайсе. Дикие гуси спустились пониже, стали дразнить домашних гусей и предлагать им лететь вместе с ними. Один молодой домашний гусак по имени Мортен решил к ним присоединиться. Нильс хотел его удержать и, забыв, что стал таким маленьким, обнял Мортена за шею, а когда тот взлетел, Нильс оказался висящим у него на шее. Так получилось, что Нильс полетел вместе с дикими гусями в Лапландию. По пути Нильс испытал много приключений. Он встречался с разными животными (лисой, крысами, зайцами, аистами, журавлями, воронами, вороном, сорокой и т. д.). Были среди них и такие, которые при маленьких размерах Нильса представляли для него большую опасность, но гуси выручали его, а с некоторыми животными он даже подружился, так как Нильс был в сущности незлым мальчиком и иногда помогал им в критических обстоятельствах. Особенно большим его другом стал Мортен, который все время носил его на себе, да и мудрая гусыня Акка относилась к нему очень хорошо. Пролетев через всю Швецию, он познакомился с ее географией и некоторыми историческими достопримечательностями (но в русских переводах для детей эта историко-географическая часть представлена в сокращенной форме).

Нильс прожил в Лапландии все лето, а осенью вместе с гусями направился на Юг. Когда гуси приблизились к той деревне, где жили родители Нильса, Акка тайком слетала туда, нашла гнома, заколдовавшего Нильса, и узнала у него, что нужно сделать, чтобы снять заклятье. Оказалось, что Нильс снова станет обыкновенным мальчиком, если он доставит домой Мортена, а мать мальчика зарежет гуся. Однако это условие показалось Нильсу слишком злым, и он ему не поверил.

Потом Мортен и Нильс вернулись домой, но Нильс не смел показаться на глаза своим родителям, которые думали, что он просто убежал из дома. А гусю, который летом женился и теперь привел с собой гусыню и гусят, они очень обрадовались, так как были небогатыми людьми, и эти птицы представляли для них большую ценность. Но однажды спрятавшийся Нильс услышал разговор родителей, которые решили зарезать Мортена и продать. И тут Нильс вспомнил, какой ценой он может освободиться от колдовства, но он не мог допустить гибели друга. Он вышел из своего тайника и направился к родителям, чтобы спасти Мортена, и в это время он стал нормальным большим мальчиком. Условие, которое ему сообщили, было испытанием, а его великодушное решение сняло с него заклятье.

В общем, все кончилось идиллически, но ни Нильс, ни автор книги не подумали о том, что, хотя на этот раз Мортен был спасен, но раньше или позже и он, и его гусыня с гусятами, отдавшиеся под покровительство людей, будут зарезаны…

 

***

У Миллера (2004:83) сказано, что «Если во сне Вы слышите гусиный гогот, и это Вас раздражает, то наяву Вашему дому грозят неприятности, даже смерть близкого человека. Видеть, как гуси плавают, предвещает благоприятные перемены. Увидеть во сне гусей, пощипывающих травку, — к грандиозному успеху. Сон, в котором Вы созываете гусей в одно место, означает, что Вас ожидает карьерный рост. Если Вам приснилось, что Вы едите гуся, наяву Вам следует быть готовым к тому, что на работе Вас ожидают разногласия с коллегами. Влюбленным такой сон сулит счастье».

 

 

Утка

 

Утка — птица гораздо более скромная.

 

*** Она символизирует «Брачный союз, счастье и преданность. Символизм, обязанный в основном мандариновым уткам и произошедший из наблюдений за синхронным плаванием селезня и утки. Печальные сказки о разделенных парах мандариновых уток весьма популярны в китайском и японском фольклоре, а изображение утки используется как декоративный элемент в убранстве свадебных помещений. <…> Утка также может являться символом посредничества между небом и водой, как, например, в фольклоре индейцев Северной Америки, однако более обычные символические фигуры в этом случае — лебедь и гусь» (Тресиддер 1999:385).

 

***

Скромная уточка, как ни странно, играет немаловажную роль в некоторых космогонических мифах, повествующих о начальных стадиях становления мира, в котором мы живем, и о появлении первых живых существ.

* Так, в карело-финском эпосе «Калевала» сказано, что сначала существовал только безбрежный океан, над которым летала утка в поисках места, чтобы отложить яйца. Но в воде находился старый мудрый Вяйнямёйнен, вековечный песнопевец и культурный герой, причем одно его колено высовывалось из воды. Утка отложила на него яйца и стала насиживать. Из-за этого колену стало так горячо, что Вяйнямёйнен пошевелился, одно яйцо скатилось и разбилось. Из его верхней половины образовалось небо, из нижней — земля, из желтка — солнце, из белка — месяц.

* По представлениям коми — народа, издавна обитавшего на территории нынешней Пермской области, «По беспредельному первозданному морю-океану плавала утка „чож“, носившая в себе яйца жизнезарождения. Она долго искала места, где бы ей высидеть своих птенцов, но не нашла. Четыре яйца, снесенные ею были поглощены пучиной морской, только два последних яйца она сумела спасти, выносив под крылом. Из двух яиц вылупились два утенка: Ен и Омоль. Это были два противоположных начала: жизни и смерти, добра и зла, правды и неправды, дня и ночи» (Тетерин 2000:123). Ен имел облик лебедя, а Омоль — черной гагары. Потом мать-утка умерла, но сначала попросила своих детей достать со дна моря утонувшие яйца и разбить их. Первым достал два яйца Ен и разбил одно из них на теле мертвой матери. После этого в вышине загорелось солнце, а тело утки разрослось и превратилось в землю-матушку. Из 2-го яйца Ен сделал себе помощников — ангелов. А из яиц, извлеченных из моря Омолем, получились холодная луна и злотворные духи.

Затем Ен и Омоль приобрели человекообразный вид и стали создавать животных: Ен — мирных и полезных, а Омоль — хищных и вредных. Потом Ен создал мужчину (Адама), а Омоль — женщину. И сказал Ен: «Плодитесь и размножайтесь» (Тетерин 2000). Дальнейшее напоминает библейскую легенду. Интересно, что в этом мифе ясно выражено дуалистическое представление, что в основе мироздания лежит сосуществование двух противоборствующих начал.

* В мордовском фольклоре тоже есть миф о птице-творце. «Великая птица Ине Нармонь сносит яйцо: из желтка возникает земля, из скорлупы — подземная и небесная твердь. По другому мифу, птица высиживает три яйца на Мировом древе — березе или дубе — посреди земли. Из одного яйца вылупляется жаворонок — птица, символизирующая начало весенних полевых работ, покровитель земледелия; из другого — соловей, символизирующий дом и домашнее хозяйство; из третьего — лесная птица кукушка» (Петрухин 2003:292).

Какая-то птица, чаще всего утка, упоминается в мифологии и других финно-угорских народов.

 

***

В славянской мифологии, как следует из песен вещей птицы Гамаюн (Асов 1992), Род, отец богов, родил Землю-матушку, но она потонула в океане. Поднять ее со дна морского помогла некая уточка. Потом эта уточка стала откладывать яйца золотые и железные. Из золотых яиц вывелись Орел (птица Перуна-громовержца), зоревая птица Алконост, вещая птица Гамаюн, Стратим — бог ветра, поднимающий бурю на море, а также соколы Финист и Рарог. А из железных яиц вышли Ворон (от прикосновения крыльев которого образовались ущелья и овраги, а из упавших перьев — горные хребты), птица-лебедь Обида, сладкоголосый Сирин, песни которого одурманивают людей и уводят в царство Смерти, Грифон и Могол.

 

***

Упоминается утка и в русских народных сказках (Афанасьев 1985).

* «Белая уточка». Одному князю пришлось по делам уехать куда-то, оставив дома любимую жену. Молодая княгиня скучала без него, вдруг явилась к ней какая-то женщина (а была это колдунья), сумела понравиться княгине и предложила ей пойти погулять в саду и искупаться в ручье. Как только княгиня разделась и вошла в воду, колдунья сказала: «Плыви ты белой уточкой!» — и превратилась княгиня в уточку, а колдунья оделась в ее платье и изменилась так, что вернувшийся домой князь принял ее за свою жену.

Тем временем уточка нанесла яичек и вывела деточек: двух хороших мальчиков и третьего заморыша. Однажды дети вышли погулять на берег, заметила их колдунья, заманила к себе, уложила спать, обвела их мертвой рукой — и они умерли. Стала уточка плакать, причитать:

 

Кря, кря, мои деточки!

Кря, кря, голубяточки!

Погубила вас ведьма старая,

Ведьма старая, змея лютая,

Змея лютая, подколодная;

Отняла у вас отца родного,

Отца родного — моего мужа,

Потопила нас в быстрой реченьке,

Обратила нас в белых уточек,

А сама живет величается!

 

 

Услышал это князь и распорядился поймать уточку, но уточка никому в руки не давалась, а к князю сама прилетела. Взял он ее за крылышко и говорит: «Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!». Стала уточка снова женщиной, и узнал князь свою жену. Поймали они сороку и послали ее принести воды живящей и воды говорящей, сбрызнули этими водами детей, и они ожили. А ведьму привязали к лошадиному хвосту и размыкали по полю.

* «Сказка про утку с золотыми яйцами». Одному бедному человеку удалось заполучить волшебную утку, которая несла яйца через день — то золотое, то серебряное. Как-то в его отсутствие его жена слюбилась с барином, и тот стал допытываться, почему они так разбогатели. Пришлось ей показать ему утку. А у утки на животе золотыми буквами было написано, что тот, кто съест ее голову, царем будет, а кто съест ее сердце, тот станет золотом плевать. И потребовал барин, чтобы она зарезала и зажарила для него утку; пришлось ей подчиниться. Но случилось так, что в отсутствие этой женщины зашли на кухню ее два сына, один съел голову, другой — сердце. Узнав об этом, рассвирепевший барин стал требовать, чтобы она убила сыновей и дала ему мозг одного и сердце другого. Но мальчишки узнали об этом и убежали. Потом стал один из них царем, а другой очень богатым. Когда вернулся отец, стали они жить втроем, а мать «одноё покинули».

* Из сказки «Кощей бессмертный» мы узнаем, что Кощей был все-таки смертным, но его смерть была очень хорошо спрятана: где-то у моря стоял дуб, под дубом — ящик, в ящике — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — Кощеева смерть. Когда Иван-царевич чтобы освободить похищенную Кощеем свою мать-царицу, раздобыл это яйцо и раздавил его, Кощей умер (строго говоря, в утином яйце была не смерть, а жизнеспособность Кощея).

 

***

Популярная народная песня начинается словами:

 

Летят утки, летят утки и два гуся.

Ох, кого люблю, кого люблю — не дождуся…

 

 

***

Здесь уместно привести пару стихотворений из японской лирики.

*

 

Вы, утки,

Что живете здесь, в пруду,

Порою зимнею,

Не говорите людям,

Что я сюда к любимой прихожу!

 

(ЯЛЛ 1988:104)

 

*

 

Ливень водопадом!

С громким кряканьем у дома

Утки заметались

 

(ЯП 1954:126)

 

***

На петроглифах (наскальных рисунках), найденных в Карелии, на берегах Белого моря и Онежского озера, и относящихся приблизительно ко 2-му тысячелетию до н. э. (рис. 18), видны изображения уток с выводками утят и какой-то птицы с очень длинной шеей (лебедя?).

 

Рис. 18. Карельские петроглифы. («Всеобщая история искусств»).

 

 

***

«Приснившиеся Вам утки в чистых водах реки предвещают счастливые путешествия, морские поездки. Если белые утки бродят по крестьянскому двору — сон сулит процветание Вашему дому и большой урожай. Охотиться на уток — предвестие резких перемен в осуществлении Ваших планов. Если на охоте утки были подстрелены — сон предвещает вмешательство недоброжелательных людей в Ваши дела. Очень благоприятен сон, в котором Вы видите уток летящими: судьба улыбнется Вам. Возможен счастливый брак или рождение прекрасных детей, или новый дом» (Миллер 2004:429).

 

 

Лебедь

 

Лебедь — «Романтический, противоречивый символ света, смерти, преображения, поэзии, красоты и меланхолической страсти. <…> Солнечный и мужской знак, эмблема света, белый лебедь стал блестящим героем оперы Вагнера „Лоэнгрин“ (1848) и других историй о рыцаре-лебеде. <…> В Древней Греции лебедь был атрибутом как богини любви и красоты Афродиты <…>, так и Аполлона, бога поэзии, прорицания и музыки. <…> В финской легенде о лебеде он символизирует воды реки, текущей в загробном мире.

Постоянная тема превращения, присутствующая в символике лебедя, наиболее ярко выразилась в мифе, в котором древнегреческий бог Зевс, чтобы добиться красавицы Леды, предстал в образе лебедя (рис. 19). Вследствие подобных мифов за лебедем закрепилась символика удовлетворенной страсти и угасающей или утерянной любви. <…> В иконографии лебедь часто ассоциируется с арфой и потусторонними аспектами духовной жизни» (Тресиддер 1999:187).


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!