Фантастические птицы и химеры 6 страница



 

Тут воробей, случась, промолвил им: «Друзья,

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,

Все ваша музыка плоха!»…

«За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит петуха? —

За то, что хвалит он кукушку».

 

 

А в басне «Кукушка и Орел»

 

 

Орел пожаловал кукушку в соловьи.

Кукушка в новом чине,

Усевшись важно на осине,

Таланты в музыке свои

Выказывать пустилась…,

 

 

но не получила признания у публики, слушатели над ней смеялись или разбегались. Кукушка пожаловалась на это Орлу, но он ответил ей:

 

 

«Я царь, но я не Бог…

И сделать соловьем кукушку я не мог».

 

 

***

Более тонко пишет об этом же А.Е. Измайлов (1893):

 

«Послушайте меня, я не совру!»

Кукушка говорила птицам,

Чижам, щеглятам и синицам.

«Была я далеко, в большом густом бору;

Так слышала, чего доселе не слыхала,

Как соловей поет.

Уж не по-нашему! Я хорошо певала,

Да всё не то! Так сердце и замрёт

От радости, когда во весь он голос свистанет;

А там защёлкает, иль тихо пустит трель;

Забудешься совсем, и голова повиснет.

Ну что против него свирель?

Дивилась, право, я, дивилась…

Однако же не потаю,

По-соловьиному и я петь научилась.

Для вас, извольте, пропою

Точнёхонько, как он — хотите?»

«Пропой, послушаем». — «Чур не шуметь, молчите!

Вот выше сяду на суку.

Ну слушайте ж теперь: Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»

 

 

***

С большей симпатией пишут о кукушке японцы. В книгах «Японская любовная лирика» и «Японская поэзия» она упоминается в четырех танка и трех хокку. Привожу некоторые из них:

*

 

Кто летом в тех горах неведомо живет,

И о любимом будто бы тоскует,

И плачет взаперти?

То милого зовет

Кукушка, что в горах теперь кукует!

 

(ЯЛЛ 1988:118)

 

*

 

Верно, в прежней жизни

Ты сестрой моей была,

Грустная кукушка?

Перед казнью

Я сейчас дослушаю

В мире мертвых до конца

Песнь твою, кукушка

 

(ЯП 1954:171,187)

 

***

«Увиденная во сне кукушка означает окончание беззаботного периода. Одной из причин этого может стать несчастье, случившееся с Вашим другом. Если во сне вы слышите, как кукует кукушка, то такой сон предвещает болезнь или несчастье, которое может случиться с близким Вам человеком» (Миллер 2003:175).

 

 

Курица

 

Из птиц, с которыми жители стран с умеренным климатом часто имеют дело, прежде всего следует назвать кур (отряд Курообразные — Galliformes), так как куроводство распространено издавна и повсеместно. Интересно, что петух и курица сильно отличаются друг от друга по внешнему виду и поведению. Петух довольно красивая птица с красными гребешком и бородкой и с длинными перьями на хвосте. Его кукарекание достаточно благозвучно и называется пением. Обычно петух поет рано утром, почему у французов он получил поэтическое название шантеклер, что значит «певец рассвета». Считается, что петух поет каждую ночь три раза, причем первый раз ровно в полночь и тем разгоняет нечистую силу. Когда часы были еще редкостью, по утрам их заменяло кукареканье петуха. А курица выглядит более скромно и совсем не поет. Из-за этих различий петух и курица играют разную роль в мифологии и фольклоре и им приписывается совершенно различная символика.

 

***

О курице Тресиддер сообщает только, что в Африке это проводник в загробный мир. Кур приносили в жертву, чтобы вызвать духов. В Европе она была символом суетливости и материнской заботы. Иногда она служит персонификацией милосердия. (Тресиддер 1999:182)

 

***

При всей своей скромности курица выполняет очень важную функцию, материнскую, и ее роль в мифологии связана с откладываемыми ею яйцами. Согласно одному из китайских космогонических мифов, в курином яйце содержались два духа — Инь и Ян, которые создали весь мир, в том числе и людей. В том же яйце зародился Паньгу, развитие которого продолжалось 18 тысяч лет (впрочем, на приведенном рис. 14 Паньгу изображен держащим это яйцо в руках). Потом каким-то образом у него в руке оказался топор, которым Паньгу разбил скорлупу и вышел вон. При этом все легкое и чистое из содержимого яйца поднялось кверху и образовало небо (Ян), а все тяжелое и грязное опустилось вниз и превратилось в землю (Инь); причем Ян олицетворяет мужское начало, а Инь — женское. Боясь, что небо и земля снова смешаются, Паньгу стал на землю ногами, а головой уперся в небо. Затем Паньгу стал расти, из-за чего небо и земля все больше отдалялись друг от друга. Это продолжалось еще 18 тысяч лет. Потом Паньгу устал, лег и умер. Его последний вздох стал ветром и облаками, голос — громом, левый глаз — солнцем, правый глаз — луной, туловище, руки и ноги превратились в горы, кровь — в реки, волосы на голове — в звезды, а волосы на других частях тела — в деревья и другие растения, а из паразитов, которые ползали по телу Паньгу, получились люди.

 

Рис. 14. Паньгу держит в руках Космическое яйцо. (Литография XIX в.).

 

 

***

Курица играет определенную роль и в космогонических представлениях народов о. Суматра. Голубая курица Манук, жена верховного бога, снесла три яйца, из которых вышли три бога-демиурга, создавшие три уровня Вселенной — небо, мир земных людей и подземное царство (СМ 1999).

 

***

Петух символизирует «Бдительность, храбрость, мужество, предвидение, надежность; вестник зари — символ солнца и духовного возрождения <…>. В Китае, где его красный гребешок сравнивают с закатом и осенью, слово „петух“ — омоним „удачной судьбы“; красный петух отводит пожар от дома, а белый — привидений. <…> Петух является символом пяти китайских добродетелей: достоинства в войне, благородства в мирное время, храбрости, надежности и великодушия.<…> Петух — священное животное в Японии. <…> Он созывает верующих к молитве, также как однажды вызвал богиню солнца Аматэрасу из пещеры, где она скрывала свой свет <…>. В западном искусстве петух может персонифицировать Похоть, но в христианской традиции символизм петуха в общем позитивен. Он является символом света и возрождения, противоборства тьме духовного невежества. Флюгера на церквах в форме петуха — эмблема бдительности по отношению ко злу». В Древней Греции петух был атрибутом многих богов — Зевса, Аполлона, Афины, Эскулапа и др. «Некоторые африканские народы считают его прорицателем и обладателем тайных знаний и поэтому связывают его с колдунами» (Тресиддер 1999:275–277).

Особое символическое значение приобрел петух в связи со следующей евангельской легендой. Во время тайной Вечери Христос, предвидевший предательство Иуды, сказал своим ученикам, что один из них предаст его, а Петру добавил, что этой же ночью, еще до того, как запоет петух, он трижды отречется от него. Потом стражники увели Иисуса, и когда синедрион судил его, Петр сидел во дворе (и ждал решения суда?). Его несколько раз спрашивали, знает ли он Иисуса, и, когда он в третий раз сказал, что не знает, запел петух. Петр вспомнил слова Иисуса и горько раскаялся; после этого поющий петух стал напоминанием об этом отречении и предупреждением от подобного греха. Поэтому на шпилях многих лютеранских церквей место креста занимает петух.

 

***

Из «Мифов народов мира» (Т. 2:309): «Мотив П., разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок». Придавалось определенное значение и окраске петуха: если «красный П. связывается с солнцем, огнем, то черный П. — с водой, подземным царством <…> и символизирует смерть, божий суд, зло. <…> Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного П., зарываемого живьем в землю, и обычай держать при водяных мельницах черных П. и других животных (напр., кошек) черной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды. <…> Связанный с жизнью и смертью П. символизирует плодородие. <…> П. — один из ключевых символов сексуальной потенции (ср. в этой связи „петушиные“ обозначения детородного члена <…>). У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии несет живого П. или его изображение. <…> У сванов считалось, что души мужчин и женщин переселяются в П. и куриц». В фольклоре, символике и геральдике отмечается также исключительная воинственность петуха; иногда петух выступает в роли оборотня.

 

***

У венгров среди низших духов «бытует злобный персонаж, именуемый лидерц . Человек может „высидеть“ его, если будет 24 дня держать под мышкой куриное яйцо. Вылупившийся цыпленок может обогатить своего хозяина, но при этом совершенно изнуряет человека, требуя от него все новых и новых заданий. Избавиться от него можно, придумав невыполнимую задачу: принести воды в решете, свет в лукошке, наконец, свить веревку из песка. <…> Лидерц может являться человеку в виде блуждающих огоньков — они отмечают место, где зарыт клад, но могут заманить в болото. Ночью же злодей может принять облик человека и даже вступит с женщиной в любовную связь. Но от этого возлюбленная лидерца непременно заболеет. Сходный персонаж, вылупляющийся из яйца, — куйгорож — известен и мордве, у финнов же духом-обогатителем считался пяра » (Петрухин 2003:430).

 

***

Петух и сова резко противопоставляются друг другу в африканском фольклоре, они символизируют свет и тьму, добро и зло. Это объясняется тем, что петух — дневная птица, провозвестник утренней зари. Он живёт среди людей, и всё в доме — хорошее и дурное — ему известно. Более того, петух оберегает дом от зла. А сова — ночная птица. Когда мрак окутывает деревню, люди жмутся к огню, жизнь замирает, появляются совы и бесшумно пролетают над крышами. Днем же, боясь света, совы укрываются в местах, к которым избегают приближаться люди (Иорданский 1991:194).

 

***

Петух и курица часто упоминаются в русских народных сказках (Афанасьев 1985, 1999); приведу лишь немногие из них.

 

* Сказка о Курочке-рябе — одна из первых сказок, которые рассказывают самым маленьким детям, но существует она в разных вариантах. Наиболее привычный вариант таков: Жили-были Дед да баба, и была у них Курочка-ряба. Эта курочка снесла золотое яичко. Захотели они разбить яичко, дед бил-бил — не разбил, баба била-била — не разбила, а мышка бежала, хвостиком вильнула и задела яичко, яичко покатилось и разбилось. Стали дед и баба плакать, а курочка говорит: «Не плачь, дед! Не плачь, баба. Я снесу вам другое яичко — не золотое, а простое». Вот и всё, но в этой простенькой сказке многое остается неясным и недосказанным. Зачем дед и баба старались разбить золотое яичко? Неужели они думали, что золотое яичко съедобное, или в нем спрятано что-то ценное? И почему они расстроились, когда яичко разбилось? Потому, что в нем ничего не оказалось? Но дети этих вопросов не задают, да и взрослые, рассказывающие сказку, над этим не задумываются. Возможно, в этой сказке заключён фаталистический смысл: до поры, до времени человек способен противостоять даже очень значительным бедствиям, а когда наступит срок, его может погубить даже мышиный хвостик.

Как сообщает Мурад Аджи (Интернет) — автор, усиленно пропагандирующий идею, что очень многое в европейской культуре заимствовано у древних тюрков, что самой первой монотеистической религией было тенгрианство, от которого перешли к христианству (подвергшись некоторой модификации) многие праздники, обряды, предметы религиозного обихода и их названия. Как сообщает этот автор, древние тюрки рассказывали детям сходную сказку в дни зимнего солнцестояния. «В Европе рождественский праздник отмечается со времен Аттилы, „диким гуннским праздником“ поначалу называли его. Непонятен он был язычникам-европейцам. Так же, как непонятной казалась сказка-загадка про Курочку-рябу <…>

Почему Курочка-ряба? Да потому, что каждое её перышко означало день и ночь. — светлое и темное, а сама курочка символизировала год. Снесла она свое яичко, которое не простое, а золотое, 25 декабря в день Богоявления: солнце тогда и бывает золотым. Дед (мороз), баба (вьюга) били-били его — не разбили. А мышка бежала — это уже в день Мыши (25 июня была самая короткая ночь) — пробежала да хвостом махнула, яичко упало и разбилось. <…> И — все пошло на убыль. Такая вот у древних тюрков сказка познавательная».

Но и в этом варианте сказки о Курочке-рябе содержатся логические неувязки. Почему в декабре, когда новорожденное Солнце светит еще не долго и греет слабо, оно устояло против враждебных действий Мороза и Вьюги, а достигшее полной силы в июне оно так легко было побеждено какой-то Мышкой? Здесь тоже чувствуется фатализм, причем в роли непреклонного фатума выступает годовой цикл природы.

Чтобы найти связующее звено между древним тюркским и современным вариантами этой сказки, пришлось обратиться к её более старым славянским подлинно народным вариантам. В академическом издании «Народных русских сказок» нашего известного фольклориста А.Н. Афанасьева (1826-71; Афанасьев 1985) приведено две сказки под названием «Курочка»; первую из них привожу почти полностью:

«Жил-был старик со старухою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: „Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком“» (и т. д.). «Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала? Она пересказала ему всё горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал всё горе попу, а поп побежал, все книги порвал».

А второй вариант сказки написан белым стихом (по-видимому, её рассказывали нараспев) и начинается так:

 

Как у нашей бабушки в задворенке

Была курочка-рябушечка;

Посадила курочка яичушко,

С полки на полку,

В осиновое дупёлко,

В кут под лавку.

Мышка бежала,

Хвостиком вернула —

Яичко приломала!

 

 

А дальше все повторяется, как в предыдущей сказке, только там участвуют поповы дочери, попадья и поп. Как можно видать, в этих сказках полностью отсутствует их первоначальный смысл и утрачены многие существенные детали: нет золотого яичка, дед с бабой не пытаются разбить яичко сами, да и курочка может не быть рябой; от тюркской сказки осталась только мышка. Эти сказки лишены сколько-нибудь значительного смысла, и их содержание можно охарактеризовать словами: много шума из ничего. В примечании к этим сказкам (там же: 454) сообщается, что известно еще 11 русских вариантов, 11 украинских, 4 белорусских и много у других народов Советского Союза. Сравнительный анализ этих вариантов — интересная тема для филолога.

Большинство других сказок о курах не претендует на многозначительность.

 

* «Кот, петух и лиса». У одного старика были кот и петух. Однажды, когда петух был дома один, явилась туда лиса и стала петь:

 

Кикереку-петушок,

Золотой гребешок!

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

 

 

Петушок выглянул, а лиса схватила его и утащила. Тащит его, а петушок кричит: «Понесла меня лиса, понесла петуха за темные леса, в далекие страны, в чужие земли, за тридевять земель, в тридцатое царство, в тридесятое государство. Кот Котович, отними меня!». А в другом варианте этой сказки петушок кричал:

 

Котик-братик,

Несет меня лиса

За темные леса,

За высокие горы,

В тёмную нору!

 

 

Услыхал кот голос петуха, догнал лису, отбил петуха и отнес домой. Но лисе удалось во второй и третий раз выманить петуха. Но на третий раз кот не услыхал криков петуха, и съела лиса петуха за ельничком. В этой сказке петух, в отличие от того, что было сказано о нем выше, оказался очень простоватым.

 

* В более героической роли выступает петух в сказке «Лиса, заяц и петух». Жили по соседству заяц в лубяной избушке и лиса в ледяной. Весной ледяная избушка растаяла, и лисица попросилась жить у зайца. Заяц ее пустил, а она зайца выгнала. Стал заяц просить помощи у других зверей, но ни собака, ни медведь, ни бык не смогли выгнать лису. Потом появился петух с косой, подошел он к избушке и запел: «Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!». Пришлось ему трижды пропеть эти слова пока лиса послушалась, а когда она вышла, петух зарубил ее косой и стал он жить-поживать вместе с зайчиком. Следует заметить, что образ петуха с косой совершенно фантастичен; кроме того, чтобы успешно действовать косой, петух должен держать ее обеими лапами; очевидно, он напал на лису с воздуха.

 

* «Медведь и петух». У одного мужика были вол, баран и петух. Понадобились ему деньги, и он решил продать вола и барана на бойню, а петуха зарезать, испечь с его мясом пирог и продать. Узнав об этом, все трое убежали в лес, построили там избушку и стали жить вместе. Подошел к избушке медведь и захотел их съесть. А петух запел: «Куда-куда-куда! Да подайте мне его сюда; я ногами стопчу, топором срублю! И ножишко здесь, и гужишко здесь, и зарежем здесь, и повесим здесь!». Медведь испугался, убежал, упал от страху и умер.

 

* «Петух и жерновки». У одного старика в избе вырос дуб, который пророс сквозь крышу до самого неба. Полез мужик за желудями и увидел на небе кочетка (петушка) и жерновцы. Захватил он их и спустился в избу. А жерновки оказались волшебные: когда старуха взялась за них, они намололи блинов и пирожков. Узнал об этом какой-то проезжий барин, хотел купить жерновки, но старики не согласились; тогда он их украл. Погнался за ним кочеток золотой гребешок, а барин приказал бросить его в воду. Бросили кочетка в воду, а он приговаривает: «Носик, носик, пей воду! Ротик, ротик, пей воду!». Выбрался кочеток из воды, полетел к барину, требует жерновки, а тот распорядился бросить его в горячую печь — прямо в огонь. Тогда кочеток приказал носику и ротику лить воду и потушил огонь, после чего схватил жерновки и отнес их к старику и старухе (Афанасьев 1985; там же есть ещё несколько сказок о курах).

 

***

Украинская «Сказка о дедовом петушке и о бабиной курочке»: У одного деда был петух, а у бабы — курица, которая несла яйца. Петух показался деду бесполезным, и он выгнал его. Решил петушок наняться на службу к царю. По дороге к нему пристали медведь, волк и лиса. Царь взял их всех на службу, но каждый из них приносил ему какой-нибудь убыток. Когда царь, наконец, разозлился и решил отрезать петуху голову, тот проник в палату, где хранилась царская казна, и проглотил все деньги, так что в ней не осталось ни одного крейцера. Вернулся петух домой тряхнул крыльями, и из него посыпались деньги, которые заполнили всю хату (УС Кн. 1).


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!