Фантастические птицы и химеры 5 страница



 

 

***

В старинной лирической поэзии у японцев — в танка (пятистишиях) и хокку (трехстишиях) часто упоминаются разные птицы. Вот два танка с журавлями:

*

 

Ведь еще вчера я ночью с милой был.

А мне кажется, что этот миг далек.

Словно журавли,

Что в небесах летят,

Прикасаясь к белым облакам…

 

 

*

 

Как плачущий журавль

Среди равнин Такэда,

Раскинувшихся предо мной вдали,

Не зная отдыха, все плачет о подруге, —

Вот также я тоскую по тебе!

 

(ЯЛЛ 1988:33, 62)

 

***

В повести для детей Н.Н. Казарина «С Севера на Юг» описаны впечатления молодого журавля, впервые совершающего осенний перелет. Эта журавлиная стая стартовала где-то в Пермской области, пересекла Среднюю Россию и Украину, пролетела над Турцией, сделала остановку на о. Крит, потом достигла Каира, летела вдоль Нила и дальше, вплоть до озера Виктории на экваторе, так что журавль-новичок действительно видел много интересного.

 

***

А в стихотворении «Журавли» (1990) Н. Заболоцкого, поэта, неустанно напоминавшего нам о необходимости бережно относиться к природе, описаны эти птицы, уже возвращающимися домой, и на их примере показано бессмысленно жестокое отношение человека к природе:

 

Вылетев из Африки в апреле

К берегам отеческой земли,

Длинным треугольником летели

Утопая в небе, журавли.

Вытянув серебряные крылья

Через весь широкий небосвод,

Вел вожак в долину изобилья

Свой немногочисленный народ.

Но когда под крыльями блеснуло

Озеро, прозрачное насквозь,

Черное зияющее дуло

Из кустов навстречу поднялось.

Луч огня ударил в сердце птичье,

Быстрый пламень вспыхнул и погас,

И частица дивного величья

С высоты обрушилась на нас.

Два крыла, как два огромных горя,

Обняли холодную волну,

И, рыданью горестному вторя,

Журавли рванулись в вышину…

 

 

***

«Журавли» аварского поэта Расула Гамзатова олицетворяют светлую память о воинах, погибших защищая свою Родину во 2-й мировой войне:

 

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

И с той поры, они с времен тех давних,

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса…

 

(Русские романсы и песни 1995:22)

 

***

Из «Сонника» Миллера: «Если во сне Вы видите летящих с юга на север журавлей, то наяву Ваши шансы на успех невелики. Женщинам такой сон предвещает разочарование. Если же журавли летят с севера на юг, то это предвещает радостную встречу с друзьями. Возлюбленным такой сон сулит счастье в браке».

 

 

Кулик

 

Кулики (отряд Ржанкообразные — Charadriiformes) живут обычно на открытых пространствах, иногда сильно увлажненных.

 

***

Отсюда пословица: «Каждый кулик свое болото хвалит».

 

***

К этому можно добавить танка:

 

В Сога, средь долины чистых рек,

Где осока дивная растет,

Не смолкая, плачут кулики…

Не смолкает также ни на миг

И моя несчастная любовь…

 

(ЯЛЛ 1988:12)

 

 

Чайка

 

К этому же отряду относятся чайки, которые биологически тоже тесно связаны с водой. К роду чаек (Larus ) относится больше 40 видов, среди них есть и океанические виды, но большинство чаек живет по берегам морей и рек (их можно встретить даже на улицах Петербурга). Чайки являются неотъемлемой частью морского пейзажа и постоянно упоминаются в стихах, посвященных морю.

 

***

У В. Брюсова есть стихотворение «Парус и чайка»:

 

То поспешно парус складывая,

То бессильно в бездну падая,

Напряженно режа волны,

Утомленный реет челн.

Но, свободно гребни срезывая,

Рядом вьется чайка резвая,

К тем зыбям летя смелее,

Где смятенье волн белей.

Вижу, не без тайной горечи,

Кто властительней, кто зорче.

Знаю: взор вонзивши рысий,

Птица мчит добычу в выси.

 

 

*Но чаще чайки упоминаются лишь мимоходом. Так, в стихотворении «Закат» Брюсов пишет:

Видел я, над морем серым

Змей-Горыныч пролетал.

Море в отблесках горело,

Отсвет был багрово-ал.

Трубы спящих броненосцев,

Чаек парусных стада

Озарились блеском грозным

Там, где зыбилась вода…

 

***

В 40-х гг. прошлого столетия звучала иногда трогательная песенка, которая ассоциировалась с моряками, воевавшими тогда в далеких морях. Я, к сожалению, помню лишь несколько строк:

 

Чайка, чайка, отвечай-ка,

Друг ты или нет?

Ты возьми-ка, отнеси-ка

Милому привет!

 

Улетает, в море тает

Мой конверт живой…

 

Зимородок

 

Зимородок (отряд Ракшеобразные — Coraciiformes) живет в норах, которые выкапывает на обрывистых берегах рек и озер, и питается мелкой рыбой и водными беспозвоночными.

 

***

Зимородок — это «Преданность, мир — символ изящества, благородства и супружеской верности в Китае. В Греции его связывали с печальным спокойствием. В мифе об Алкионе (Халкионе) Зевс превратил ее и ее мужа Сейкса в пару зимородков. Когда зимородки решали свить гнездо за морем, отец Алкионы, бог ветров Эол, хранил спокойствие вод моря в течение семи дней в году, чтобы его дочь могла вывести потомство» (Тресиддер 1999:114).

 

***

В приведенной выше цитате не объяснена причина упомянутого превращения. А дело было так. Алкиона (Альциона, Галкиона), дочь бога ветров Эола, и ее муж Кеик нежно любили друг друга. Но случилось, что ему понадобилось отправиться куда-то морем, а Зевс почему-то обрушил свою молнию на его корабль, и он погиб.

Овидий красочно описывает расставание Алкионы с мужем и нетерпение, с которым она ждала его возвращения. Но Кеик явился к ней во сне и сообщил ей о своей гибели. В горе бросилась Алкиона к пристани, от которой отплыл Кеик, всматриваясь в воду, увидела его мертвое тело:

 

<…> И — не чудо ли — вдруг полетела.

Вот, ударяя крылом, появившимся только что, воздух,

Стала поверхность воды задевать злополучная птица,

И на лету издавали уста её жалобы полный,

Скорбный как будто бы звук трещанием тонкого клюва.

Вот прикоснулась она к немому бескровному телу,

Милые члены держа в объятии крыльев недавних,

Тщетно лобзанья ему расточает холодные клювом.

То ли почувствовал он, иль почудилось ей, что приподнял

Он из прибоя лицо, толкуют по-разному; только

Чувствовал он. Наконец пожалели их боги, и оба

В птиц превратились они; меж ними такой же осталась

Року покорна любовь; у птиц не расторгся их прежний

Брачный союз: сочетают тела и детей производят.

Зимней порою семь дней безмятежных сидит Алкиона

Смирно на яйцах в гнезде, над волнами витающем моря.

По морю путь безопасен тогда сторожит свои ветры,

Не выпуская, Эол, предоставивши море внучатам.

 

 

Обычно считается, что Алкиона и её муж превратились в зимородков (Грейвс 1992), но существует также мнение, что они стали чайками. Этой версии придерживается, в частности, и Бунин (1915) в своем стихотворении «Галкиона».

 

 

Дятел

 

Дятел (отряд Дятлообразные — Piciformes) — лесная птица, питающаяся насекомыми и их личинками, живущими под корой деревьев и в разных щелях. Добывая их, дятел долбит дерево своим клювом, и стуком привлекает к себе внимание.

 

***

Дятел «В большинстве традиций — символ защиты, вероятно, из-за своей привычки усердно трудиться в „материнской заботе“ о своем потомстве, устраивая дупло. Подобно некоторым другим шумным птицам, наделяется также пророческой силой.

Он был священной птицей для наиболее сильных античных богов и, согласно легенде, приносил пищу близнецам Ромулу и Рему, легендарным основателям Рима. В Древней Индии и традициях американских индейцев его дробь предупреждала о буре и предотвращала удары молнии. Для других народов она звучала, как призыв к битве» (Тресиддер 1999:91).

 

***

Согласно древнеримской легенде, Пик (Пикус), сын Сатурна, бог полей и лесов имел любимую жену и детей (между прочим, много лет спустя на его правнучке женился Эней, прибывший в Италию после падения Трои); он отверг любовь злой волшебницы Кирки (Цирцеи). За что она превратила его в ранее неизвестную птицу. Эта птица сохранила имя пикус, что по-русски переводится как «дятел». Родовое название Рюш вошло и в научную зоологическую номенклатуру.

 

***

В русской сказке «Собака и дятел» выгнанная из дома старая собака подружилась с дятлом. Вместе они вернулись в деревню и устроили там большой переполох (Афанасьев 1985).

 

 

Сова

 

Страшным (для мелких птиц и зверьков) лесным хищником является сова (отряд Совообразные — Strigiformes).

 

***

Из-за ее ночного образа жизни эта птица вызывает мрачные и мистические ассоциации, которые выразились и в ее символике: «В настоящее время — эмблема проницательности и книжной эрудиции, сова имела зловещий и даже ужасающий символизм в некоторых древних культурах, особенно в Китае. Бесшумный ночной полет, светящиеся глаза и жуткие крики повлияли на то, что сову связывают со смертью и оккультными силами.

Ей приписывали дар пророчества, возможно из-за способности видеть в темноте. Ее считали птицей смерти в Древнем Египте, Индии, Центральной Америке, Китае и Японии, а в некоторых традициях сову почитали как покровителя ночи и посланца загробного мира, призванного провожать души в царство мертвых, например, в Индии. У равнинных индейцев Северной Америки перья совы в головном уборе имели по этой же причине защитное символическое значение.

В Китае <…> сова относилась к символу „ян“, имеющему скорее разрушительную, негативную окраску, сову связывали с громом и июньским солнцестоянием. Как существо, ведущее ночной образ жизни, вообще весьма загадочное, сова стала в христианстве символом нечисти и колдовства. <…> Ассоциации же совы с мудростью ведут свое начало из древних Афин, где сова считалась спутницей и атрибутом богини мудрости и учебы Афины Пронойи (Провидящей). Именно в этом качестве изображение совы часто встречается на греческих монетах» (Тресиддер 1999:346).

 

***

По мнению орнитолога Ю.Б. Пукинского, в основу преданий о мудрости сов положен не только их ночной образ жизни, но и облик — большая голова и огромные, «осмысленные», направленные вперед глаза, «гипнотизирующие» суеверного человека (рис. 13). «Даже голос совы в ночи якобы мог принести несчастье. <…> История хранит предание, что в 216 году до нашей эры поражение римлян при Каннах, где карфагеняне во главе с Ганнибалом почти нацело уничтожили римскую армию, было накликано совами, которые кричали перед этим всю ночь» (Пукинский 1977:5).

 

Рис. 13. Совушка-сова Большая голова. (Аристофан 1983).

 

 

«Сова как загадочный образ невольно привлекала и художников всех времен. Её изображения мы встречаем в египетских росписях, на индейских тотемах, посуде древних колумбийских племён Южной Америки. Сохранилась каменная статуэтка сыча с острова Крит, датированная XXIV–XXII веками до нашей эры. <…> Сов мы находим на фасадах домов. <…> Так, нетрудно перечислить по крайней мере десяток мест в Ленинграде, где можно видеть изображение совы» (Пукинский 1977:6).

 

***

Мрачный символизм совы использовал А. Блок (1913), характеризуя конец XIX в., в своей поэме «Возмездие»:

 

В те годы давние, глухие,

В сердцах царили сон и мгла;

Победоносцев над Россией

Простер совиные крыла,

И не было ни дня, ни ночи,

А только — тень огромных крыл…

 

 

***

«Услышанный во сне мрачный, глухой крик совы предупреждает видящего этот сон, что горести подкрадываются к нему. После такого сна необходимо соблюдать предосторожности, оберегая жизнь свою и своих близких. Плохие новости могут неизбежно последовать за этим сном. Увидеть мертвую сову означает, что Вы счастливо избежите очень тяжелой болезни. Увидеть сову предвещает, что Вы будете тайно оклеветаны или подвергнетесь опасности нападения» (Миллер 2004:383).

 

 

Кукушка

 

Из лесных птиц особенно интересна кукушка (отряд Кукушкообразные — Cuculiformes). Известно около 150 видов кукушек, но в фольклоре разных народов фигурирует, по-видимому, наиболее распространенная кукушка обыкновенная. Этому и некоторым другим видам кукушек присущ гнездовой паразитизм. Эти виды подбрасывают свои яйца для высиживания и выкармливания птенцов в гнезда других птиц.

 

***

Орнитолог А.С. Мальчевский пишет, что среди птиц нет другого вида, который был бы столь популярен, как кукушка. Её голос знаком каждому, но большинство людей ее не видело, а только слышало — так трудно ее заметить в природе. «В старину кукушка представлялась даже мифическим существом. <…> Кукушку боялись, ее голос считали дурным предзнаменованием. О ней слагались легенды и предания. <…> Ее голос и повадки послужили основой для множества примет и поговорок. <…> Например, в Болгарии некогда была распространена легенда, будто кукушка и маленькая сова-сплюшка — это брат и сестра. Они полюбили друг друга. За преступную любовь бог покарал их, превратив в птиц, и сделал так, чтобы они никогда не встречались. Они и сейчас зовут друг друга, но один (кукушка) кричит всегда днем, а вторая (сплюшка) призывает брата ночью» (Мальчевский 1987:10).

 

***

Из-за обычая подкидывать свои яйца другим птицам кукушка стала символом «нахлебника, бездельника, отсюда и английское слово „cuckold“ (одураченный муж); птица, связываемая в Европе с завистью и авантюризмом. Более распространен положительный символизм кукушки — предвестницы весны, лета и богатства. Ее повторяющиеся крики породили поверье, что, услышав кукушку нужно потрясти на счастье монетами» (Тресиддер 1999:181). Но в России существует другое поверье, что своим кукованьем кукушка предсказывает, сколько лет слушающему осталось жить.

 

***

В украинской сказке «Птичий царь Кук» говорится, что раньше старшим среди птиц был Кук (что это за птица, не объяснено). Жена Кука потребовала собрать всех птиц и сделать из их костей гнездо. Явились все птицы, кроме ворона, который привел какую-то отговорку. Объявили такой же сбор вторично, а ворон снова не явился. То же произошло и в 3-й раз. Ворон объяснил свое отсутствие тем, что он считал, кого на свете больше — мужчин или женщин, и женщин оказалось больше. «Врешь!» — сказал Кук, а ворон объяснил, что он считает женщинами и тех мужчин, которые слушаются женщин. Кук понял намек и устыдился, а все птицы взбунтовались и избрали своим царем сокола. Кукушка же стала дразнить Кука «Хи-хи-хи» да «Ку-ку-ку!» и твердила это даже после того, как сокол убил Кука. И пока она это твердила, она снесла яичко, а другие птицы взялись его высидеть. С тех пор кукушка своих яиц не высиживает (УС Кн. 1).

 

***

В другой сказке «Кукушка и соловей» к девушке посватался богатый и красивый жених. Приехали они после свадьбы домой, и оказался он ужом, а она тоже превратилась в змею. Через два года отпросилась она в гости к матери и отправилась (уже в человеческом виде и с условием, что не расскажет, как они живут), а уж приполз вслед за ней и спрятался в стоге сена. Не выдержала дочка и проговорилась о своей жизни. Тогда ее братья спалили стог, а мать прокляла дочь и зятя: ей быть кукушкой, а ему соловьем (УС Кн. 2). Замечу, однако, что это не такое уж жестокое проклятие, а, скорее, улучшение положения: ведь лучше быть птицами, чем змеями.

Есть еще две украинские сказки о кукушке: «Про мать-кукушку и мачеху-ведьму» и «Ласточка и кукушка».

 

***

В мифологии финно-угорских народов есть сказания о происхождении разных зверей и животных. В кукушку, в частности, превратилась женщина, дети которой отказались принести ей кружку воды (Петрухин 2003:345).

 

***

Существует также поговорка, что «Ночная кукушка дневную всегда перекукует» (т. е., что мужчина больше прислушивается к просьбам и советам жены, чем к таковым матери).

 

***

Русская народная песня:

 

Не кукушечка во сыром бору

Жалобнёхонько вскуковала —

А молодушка в светлом терему

Тяжелёхонько простонала.

Не ясен сокол по поднебесью

За лебедками залетался —

Добрый молодец, по безразумью,

За красотками зашатался!

 

 

И кончилось это тем, что добрый молодец попал в солдаты и сложил голову в ратном поле.

 

 

А кукушечке во сыром бору

По чужим гнездам куковати…

А молодушке во слободушке

По чужим углам воздыхати!

 

(Русские песни и романсы, 1989)

 

***

Надо заметить, что в стихах и баснях поэты обычно посмеиваются над певческими претензиями и способностями кукушки, например, в стихотворении А.С. Пушкина «Соловей и кукушка» (1950 Т. 2:283):

 

В лесах, во мраке ночи праздной

Весны певец разнообразный

Урчит и свищет, и гремит;

Но бестолковая кукушка,

Самолюбивая болтушка,

Одно куку свое твердит,

И эхо вслед за нею тоже

Накуковали нам тоску!

Хоть убежать. Избавь нас, Боже,

От элегических куку!

 

 

***

У И. А. Крылова имеется 4 басни, в которых речь идет о кукушке (я упомяну 3 из них).

В басне «Кукушка и Горлинка» обыгрывается тема кукушки, которая подбрасывает своих детей на воспитание другим птицам, а потом жалуется на то, что дети не проявляют к ней любви. В двух других баснях тоже высмеивается ограниченность певческого таланта кукушки.

Так, в басне «Кукушка и Петух» обе эти птицы поют друг перед другом и всячески восхваляют пение друг друга.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!