Фантастические птицы и химеры 14 страница



В арабских сказках (Книга тысячи и одной ночи Т. 5) упоминается птица Рухх. Во время своего 2-го путешествия Синдбад-мореход оказался на необитаемом острове. Осмотревшись, он увидел большой белый предмет, похожий на купол какого-то здания. Он обошел вокруг него (на что потребовалось 50 шагов), но не нашел ни окон, ни дверей. Оказалось, что это было яйцо птицы Рухх, о которой уже было известно, что она кормит своих птенцов слонами. Вскоре прилетела и сама эта птица, тень которой покрыла весь остров. Не заметив Синдбада, она опустилась на яйцо, обняла его своими крыльями и заснула. Предприимчивый Синдбад решил с помощью этой птицы выбраться с этого острова. Он сделал из своего тюрбана веревку и привязался к ноге птицы. Потом птица проснулась и, по прежнему не замечая Синдбада, перенесла его на другой остров. Там он отвязался, но его ждали другие злоключения…

Позднее (во время 6-го путешествия) Синдбад со спутниками снова попал на этот остров. Но его спутники были так неосторожны, что разрубили яйцо, извлекли из него птенца и собирались им пообедать. Но тут прилетели сразу две птицы Рухх, и им удалось спастись с большим трудом.

На рис. 28 изображена птица Рухх, летящая и несущая 9 слонов, которых она держит клювом, когтями и даже перьями хвоста (эта птица напоминает орлов-великанов из эскимосских сказок, которые способны приносить в свое гнездо целых китов).

 

Рис. 28. Птица Рухх. (ЭСС 1997).

 

 

Воспользовавшись информацией из Интернет-2, можно добавить, что птицы Рухх не злобны и не бросаются на людей, если к ним хорошо относиться. Иногда у нее бывает 2 головы; ей также приписывают, что она сжигает себя, когда у нее вырастет сын.

В общем, следует признать, что между Фениксом, Симургом и птицей Рухх много общего — очевидно, все эти птицы «из одного гнезда».

В восточно-славянской мифологии есть Вещая птица Гамаюн . В «Славянском бестиарии» она описана приблизительно так: Гамаюн, именуемый также райской птицей, величиной поболе воробья, имеет хвост семи пядей, а ног и крыльев у нее нет. Она все время летает, а если упадет — это предвещает смерть царей и королей (Белова 2001). Как она летает, не имея крыльев, остается загадкой. Но современные художники изображают Гамаюна в виде нормальной птицы, а иногда даже придают ему лицо красивой девушки.

Некоторые авторы считают, что имя Гамаюн есть производное от тюркского Хумай. Эту точку зрения поддерживает и Асов (1998), в книге которого приводится изображение того же иранского блюда, что на рис. 27, с подписью: «Вознесение Майи на птице Гамаюн (Хумай)». А в его же книге, опубликованной под псевдонимом Бус Кресень (1992), Асов вложил в уста этой птицы 1-й вариант «реставрированной» им славянской мифологии. Но лучше всего об этой птице сказал А. Блок в стихотворении «Гамаюн, птица вещая»:

 

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облаченных,

Она вещает и поет,

Не в силах крыл поднять смятенных…

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых…

Предвечным ужасом объят,

Прекрасный лик горит любовью,

Но вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!..

 

 

В русских сказках упоминается Жар-птица . Её перья были серебром и золотом. Ночью она источает такой свет, как тысяча огней; одно перо из её хвоста в темной комнате может заменить любое освещение. Когда она поет, из её клюва выпадают жемчужины. Её пение исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Питается Жар-птица золотыми яблоками, дающими красоту, молодость, бессмертие (ЭСС 1997). Сама жар-птица не принимает активного участия в сказочных событиях, но утерянное ею и найденное Иваном-дураком перо становится отправной точкой для ряда драматических событий (Афанасьев 1985; Ершов 1975).

Как можно видеть, среди названных выше одинарных птиц настоящим мифозооном (имеющим аберрантное анатомическое строение) можно считать только Бииняо.

 

2. Приступая к рассмотрению двойных птицехимер, следует сказать несколько слов о птицехимерах вообще. Выше уже отмечалось, что из 210 рассмотренных мифозоев (преимущественно химер) 66 (т. е. 31,4 %) содержат в своем теле те или иные части тела птицы. Из них 32 вида относятся к двойным химерам, 22 — к тройным 6 — к четверным, 3 — к пятерным, 1 — к шестерным, а 1 вид (Лун-9) состоит из 9 разнородных компонентов. Некоторые общие вопросы, касающиеся птицехимер, удобнее всего рассмотреть на материале самых многочисленных и сравнительно простых двойных видах.

Относительно того, с какими животными обычно комбинируются птицы, выяснено, что чаще всего (в 20 случаях из 32-х) представлены комбинации птиц с человеком, в 11 случаях — комбинации с млекопитающими (3 раза со львом, по 2 раза с лошадью или собакой и по 1 разу с тигром, оленем, козой и летучей мышью), а иногда и со змеёй. Такой случай представляет мексиканский бог Кецалькоатль — владелец стихий, создатель людей, покровитель жрецов и ремесленников; само его имя переводится как «пернатый змей» (в его имя входит название птицы кецаль, имеющей ярко-зеленое оперение); правда, изображают его сильно очеловеченным и, может быть, его следовало бы отнести к тройным химерам.

Второй интересный вопрос состоит в том, какие части тела других животных чаще всего дополняют организацию птиц и, наоборот, какие органы птиц входят обычно в состав тела химер. Чтобы разобраться в этом вопросе, разделим всех двойных птицехимер на три подгруппы:

а) К 1-й подгруппе мы отнесем таких химер, которые имеют тело почти целиком птичье, и только один какой-то орган «взят» от человека или другого животного. И сразу же можно сказать, что, как правило, этот единственный «заимствованный» орган — это человеческая голова. Из этого правила есть два исключения: Анзуд (птица с головой льва) и Бян Цяо (птица с крыльями летучей мыши, о которой будет сказано позднее). Очевидно, птицы настолько совершенные создания, что обогатить их организацию может только человеческая голова, которая сближает птицу с самым умным и хитрым живым существом.

Что же касается Анзуда — это персонаж из шумеро-аккадской мифологии. Он играет роль посредника между земным и небесным мирами (поэтому в нем и соединены части тела самого сильного зверя и самой сильной птицы); в то же время Анзуд амбивалентен, т. е. может служить воплощением как добра, так и зла (МНМ 1987).

Из человекоголовых птиц лучше всего известны древнегреческие сирены . Появились они в результате волшебного превращения. Сначала они были обыкновенными девушками, подругами (или служанками) Персефоны, дочери богини плодородия Деметры. А после того, как Персефона была похищена Аидом (богом подземного царства мертвых), разгневанная Деметра за то, что они недоглядели за её дочерью, превратила их в птиц. Сирены поселились на одном из островов между Италией и Сицилией. Своим волшебным пением они заставляли проплывавших мимо моряков приставать к их острову, а потом их убивали и съедали. Весь берег был там усыпан человеческими костями. Только дважды удавалось мореплавателям благополучно миновать этот остров. В первый раз это удалось потому, что на борту находился Орфей, который пел еще лучше, чем сирены. А во второй раз их перехитрил Одиссей: он приказал своим спутникам, чтобы они привязали его к мачте, а себе заткнули уши воском (рис. 29). Это так раздосадовало сирен, что они бросились со скалы и превратились в подводные камни.

 

Рис. 29. Сирены и Одиссей. (Петискус 1913).

 

 

В восточно-славянской мифологии тоже есть птицы, анатомически очень похожие на греческих сирен и обладающие даром волшебного пения — это Сирин и Алконост . Но поют они по-разному. Пение Алконоста жизнерадостное и умиротворяющее, а пение Сирина грустное и уводит слушателей в царство мертвых. Современные художники изображают этих птиц с красивыми девичьими лицами и грудью, что подчёркивает их женственность. Относительно Алконоста известно, что эта птица откладывает яйца на берегу моря, которое на время развития птенцов остаётся спокойным (это сближает Алконоста с греческой Алкионой; имена их тоже созвучны).

Кроме того, существовали сирины (это уже имя нарицательное), которые после соответствующих обрядов и жертвоприношений обеспечивали погодные условия (дожди) и опыление злаков, необходимые для получения хорошего урожая (Рыбаков 1987). После крещения Руси все эти сирины превратились в райских птиц (рис. 30).

 

Рис. 30. Райские птицы. (Изображения на старинных женских украшениях; Кайсаров 1993).

 

 

Как уже упоминалось, китайский феникс Цзюфэн тоже был птицей с 9-ю человеческими головами. Известно еще несколько таких же человекоголовых птиц.

б) Ко 2-й подгруппе мы отнесем таких двойных птицехимер, у которых имеется только один какой-то птичий орган, а все остальное тело принадлежит человеку или другому животному.

Только птичья голова при теле человека представлена у трёх египетских богов: голова сокола у бога солнца Ра, голова ястреба у бога производительных сил природы Осириса и голова ибиса у Тота — бога мудрости, изобретателя письма, счета и календаря, покровителя писцов и врачей (рис. 31). Следует заметить, что головы разных животных были у большинства египетских богов. Предполагается, что сначала египтяне представляли себе своих богов в виде соответствующих животных, а потом произошла, но осталась незавершенной, их антропоморфизация (очеловечивание).

 

Рис. 31. Египетские боги Ра и Тот. (МНМ Т. 2).

 

 

Только птичьи ноги имеются у китайского бога Ба-чжа , уничтожающего саранчу (правда, его нос тоже немного похож на клюв — рис. 32). Его человеческое тело одето в пёструю юбку, из под которой и торчат птичьи ноги; в одной руке он держит меч, а в другой — сосуд, сделанный из тыквы, в который он и собирает саранчу (МНМ 1987).

 

Рис. 32. Ба-чжа. (МНМ).

 

 

Из всех птичьих органов в состав тела двойных химер чаще всего входят крылья. Только птичьими крыльями снабжены многие древнегреческие боги: это богиня победы Ника , богиня утренней зари Эос , бог любви Эрот , богиня раздора Эрида , «владыка» (хозяйка и покровительница животных) Потина Терон (рис. 33 в) и другие. Интересно, что самые главные, олимпийские боги (Зевс-громовержец, его супруга Гера, бог солнца и поэзии Аполлон, богиня мудрости Афина, богиня любви Афродита и др.), крыльев не имеют, они способны к левитации (полёту) и без них. Хотя крылатые греческие боги имеют собственные имена и определенную сферу деятельности, я сочла их существами однотипными и учла как один пример.

 

Рис. 33. Крылатые греческие боги: а — богиня утренней зари Эос проливает на землю росу, б — богиня раздора Эрида, в — «владычица зверей» Потина Терон. (ИМС и МНМ).

 

 

Так же учтены христианские ангелы , архангелы (рис. 34) и серафимы — с морфологической точки зрения все они являются крылатыми людьми. Серафимы имеют три пары крыльев, но для полета пользуются только одной парой, второй парой они закрывают лицо, третьей — ноги. Особое положение занимают только херувимы , имеющие более сложное строение и относящиеся к четверным химерам (см. ниже).

 

Рис. 34. Архангел Михаил убивает дракона. (ЭСС 1997).

 

 

Птичьими крыльями обладают также многие персонажи из мифологии других народов. На рис. 35 в виде крылатого льва с птичьими ногами изображена аккадская богиня Тиамат , олицетворяющая первозданный хаос, которую убивает её сын (или внук) Мардук — человек с двумя парам крыльев.

 

Рис. 35. Битва Мардука с Тиамат. (Беляев 1997).

 

 

Крылья (и птичий клюв) имеются у японских лесных демонов тэнгу (рис. 36). Подобно российским лешим, тэнгу любят пугать и морочить голову людям, оказавшимся в лесу; кроме того, они любят пышные наряды. Согласно поверью, в тэнгу превращаются после смерти люди, отличавшиеся гордыней и злобой (ЭСС 1997).

 

Рис. 36. Тэнгу. (ЭСС 1997).

 

 

Известны также крылатый конь Пегас , крылатый пёс Курша (из грузинской мифологии), крылатые козы, тигры (рис. 37) и т. д. — всего 10 примеров.

 

Рис. 37. Китайский бог-громовик в виде крылатого тигра (Алексеев 1966).

 

 

Таким образом, у двойных птицехимер только птичья голова представлена 3 раза, только птичьи ноги — 1 раз, а только крылья — 10 раз. Если же учесть и те случаи, когда названные органы являются не единственным птичьим компонентом тела химеры, то получится, что голова представлена 7 раз, ноги — 11 раз, а крылья — 21 раз.

Следует, однако, отметить, что перья птиц часто служат украшением или являются органической частью тела у персонажей из мифологии центрально-американских индейцев. Выше уже упоминались ацтекский бог Уицилопочтли, носивший шлем в виде колибри, и мексиканский «пернатый змей» Кецалькоатль. А у племени майя могущественным владыкой Вселенной был бог Ицумана, которого изображали как двуглавого покрытого перьями змея или в виде дракона, обладающего признаками птицы, змеи, ящерицы и оленя. (Атлас мифологии 2001).

Предпочтение, которое отдается крыльям при формировании (в человеческом воображении) химер, понять нетрудно. Крылья — это «завидные» органы, дающие возможность совершать далёкие перелёты, преодолевая такие препятствия, как горы, моря и непроходимые леса, нападать с воздуха на врагов и спасаться от наземных хищников. По этой же причине существуют химеры, имеющие крылья летучей мыши или насекомого, но птичьи крылья, несомненно, лучше всего приспособлены к полету.

Поэтому большое недоумение вызывает вышеупомянутый Бян Цяо — древнекитайский бог, покровитель врачевателей. Его имя расшифровывается как комбинация летучей мыши (бян) и сороки (цяо). Он мог видеть сквозь стены, проникать взором во внутренности человека и даже оживлять мёртвых. Прототипом Бян Цяо послужил реальный врачеватель, который позднее был обожествлен (МНМ 1987). Но зачем ему птице понадобилось сменить крылья сороки на крылья летучей мыши? А может быть, произошло обратное — какая-то летучая мышь захотела иметь тело и голову птицы — ведь птицы, и особенно сороки, очень смышленые существа, да и птичий клюв тоже полезный орган. (Я уже стала рассуждать так, словно животные добровольно становятся химерами, подбирая по своему вкусу комплектующие их тело органы!).

Следует, однако, заметить, что птичьи крылья используются иногда (обычно у более сложных химер) как украшения или для усиления причудливости образа; так, например, Сфинкс и горгона Медуза (см. ниже) были крылатыми, но никогда не летали.

в) Тиамат и тэнгу уже приближаются к третьей подгруппе двойных химер, куда отнесены виды, у которых птичьи и чужеродные органы представлены приблизительно в равных количествах. К этой категории относятся древнеиндийские гандхарвы , имеющие человеческую верхнюю половину тела и птичьи нижнюю половину и крылья (рис. 38). Они были прекрасными певцами и музыкантами и на пирах услаждали слух богов, но в то же время считались злыми духами (ЭСС 1997).

 

Рис. 38. Гандхарв. (ЭСС 1997).

 

 

В мифологии народов Юго-Восточной Азии существует человекоптица Гаруда (или много таких птиц). Некоторые авторы считают её аналогом Симурга. У Гаруды преобладают птичьи элементы, а человеческие у неё только туловище и руки. Гаруды ведут постоянную борьбу со змеями (т. е. со злом) (ЭСС 1997). Королевство Таиланд сделало изображение Гаруды своим гербом (рис. 39).

 

Рис. 39. Гаруда. (Герб королевства Таиланд).

 

 

К этой же подгруппе относится грифон — это гигантский лев с головой и крыльями птицы (рис. 40). Иногда передние (или все четыре) лапы грифона изображаются как птичьи. Считалось, что грифон может поднять и унести лошадь с всадником, пару волов или кита. Грифоны были широко распространены в Малой Азии и в Северном Причерноморье. А теперь грифон, держащий в лапе раскрытую раковину жемчужницы, занимает центральное место в гербе Автономной республики Крым, которая по прихоти Н.С. Хрущева присоединена к Украине.

 

Рис. 40. Грифоны. (а — The Menagerie, б — ЭСС 1997).

 

 

Существует легенда, что Александр Македонский во время своего пребывания в Персии запряг в колесницу пару грифонов и пытался (безуспешно) подняться на ней в небо (Беляев 1997).

Существовал когда-то и гиппогриф , у которого передняя половина тела была птичья, а задняя — лошадиная. Как сообщает А. Сапковски (Инт.), гиппогриф был создан чародеем Атланом, который ухитрился произвести скрещивание кобылы с орлом, чтобы пользоваться им как ездовым животным. Однако надо признаться, что этот вид воздушного транспорта и неудобен, и небезопасен (рис. 41).

 

Рис. 41. Гиппогриф.

 

 

Почти все двойные птицехимеры из этой подгруппы имеют птичьи крылья.

 

3. Тройные птицехимеры не так многочисленны, но гораздо разнообразнее двойных, что объясняется тем, что в состав их тела вовлекается больше разных животных, в том числе рептилии. В еще большей степени это относится к четверным, пятерным и шестерным химерам). Рассмотрим несколько примеров.

К тройным химерам относится Сфинкс (или Сфинга , так как это существо женского пола) — крылатая львица с головой и грудью женщины (человек+лев+птица; рис. 42), а ее имя означает «сжимающий». Как известно, эта не лишенная привлекательности особа сидела на скале у дороги и всем прохожим задавала одну и ту же загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?»; и всех, кто не мог её разгадать, она удушала и пожирала. Когда же, наконец, Эдип дал правильный ответ, Сфинга в ярости бросилась (не расправляя крыльев) со скалы и разбилась насмерть.

 

Рис. 42. Эдип и Сфинкс. (МНМ).

 

 

Весьма внушительное впечатление производят алады — крылатые быки с бородатой головой человека (человек+бык+птица; рис. 43б), статуи которых охраняли вход во дворцы ассирийских царей (МНМ 1987).

 

Рис. 43. Ассирийские химеры: а — гиртаблулу, б — алад. (Липин 1956).

 

 

Существовали также крылатые кентавры (птерокентавры — человек+лошадь+птица; рис. 44); к их числу принадлежал персонаж славянской мифологии Китоврас (Асов 1998, ЭСС 1997).

 

Рис. 44. Птерокентавр. (Печать из Кассита; ЭСС 1997).

 

 

Гораздо менее привлекательна Горгона Медуза. Подобно сиренам, Медуза первоначально была красивой девушкой, но провинилась перед девственной богиней Афиной: устроила в её храме любовное свидание с Посейдоном. За это Афина превратила её в чудовище. Тело Медузы покрылось жесткой чешуёй, на руках появились острые когти, на спине — золотые крылья, а на голове вместо волос — змеи (человек+птица+змея). Лицо Медузы стало безобразным: из полуоткрытого рта высовывался язык и длинные клыки (рис. 45). По-видимому, золотые крылья были совершенно бесполезны, так как Медуза никогда не летала, а змеи служили как устрашающее украшение. А главным оружием Медузы был её взгляд, превращавший все живое в камень. В конце концов, Медуза была убита Персеем.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!