Фантастические птицы и химеры 13 страница



Но особенно интересно, какое место занимают птицы в мифологической иерархии. И сразу же можно отметить, что при всей своей популярности петухи и куры не поднимаются выше бытовых сказок, т. е. фольклора (единственное исключение — возникновение китайских духов-символов Инь и Ян в курином яйце). А гуси и утки, которые далеко не так популярны, упоминаются в высшей мифологии, так как участвуют в космогонических мифах (из отложенных ими яиц выходят основные части Вселенной или боги-творцы и другие значительные мифологические персонажи). По-видимому, это объясняется тем, что в большинстве мифологий считается, что наш мир первоначально представлял собой безбрежное море, и, соответственно, первым живым существом оказалась водоплавающая птица. Только Великий Ворон палеоазиатов участвует в космогенезе, не будучи водоплавающей птицей и не откладывая яиц.

Хотя такое космогоническое яйцо, ставшее символом начала всех начал, имело своим прообразом яйцо птицы, в некоторых мифологиях оно имеет иное происхождение. Так, по легенде пеласгов (народа обитавшего на территории Греции до прихода туда эллинов), сначала из первозданного Хаоса возникла богиня всего сущего Эвринома. Она отделила небо от моря и стала танцевать над волнами. Потом она поймала северный ветер, сжала его в своих объятьях, и он превратился в великого змея Офиона. Офион обвил и оплодотворил Эвриному. Эвринома отложила яйцо, которое высиживал Офион, и из этого яйца вышли солнце, луна, планеты, звезды, земля с ее горами реками, деревьями и другими живыми существами (только сами пеласги произошли из зубов Офиона; Грейвс 1992).

Хотя у Гесиода об этом ничего не сказано, в Древней Греции существовала вера в то, что бог любви Эрот тоже вылупился из какого-то яйца. Об этом свидетельствуют старинная гемма и слова мудрой совы из комедии Аристофана «Птицы»:

 

«Был вначале Хаос, Ночь и черный Эреб и

бездонно зияющий Тартар,

Но земли еще не было, тверди небес еще не было.

В лоне широком

Понесла чернокрылая грозная Ночь

Первородок яичко-болтушку.

Из яичка в круженьи годов объявился

Эрот сладострастный,

Золотыми крылами блистающий бог,

дуновению вихря подобный».

 

(Нидхэм 1947:34)

 

По индуистской мифологии, тоже вначале не было ничего, кроме воды, потом вода произвела огонь, а от его тепла возникло Золотое яйцо, из которого вышел бог Брахма, породивший всех остальных богов и (через несколько поколений) людей (Темкин, Эрман 1982).

Согласно тенгрианской мифологии (эта религия занимает место где-то на границе между шаманизмом и единобожием), в первоначальном безбрежном море возник Белый Свет (Ак Жарык), породивший совершенное «Золотое яйцо». <…> «У него не было ни рук, ни ног, ни головы, но было движение; не было крыльев, но могло летать, не было рта, но голос исходил из него». А внутри яйца находился в состоянии глубокого сна отец и мать человечества — бог Тенгри. Проснувшись, Тенгри нашел внутри яйца молот и посох, с помощью которых он разбил скорлупу и вышел наружу. Из верхней половины яйца образовался небесный свод, а из нижней — земля. Чтобы они не смешались, Тенгри подпер небо своим посохом. Вздох Тенгри сделался ветром, голос — громом, правый глаз — солнцем, левый — луной.

Если верить А. Асову, который пытается реанимировать славянскую мифологию (Бус Кресень 1992), сначала была кромешная тьма, а в ней находилось (или образовалось) яйцо, в котором был заключен Род — отец богов и всего сущего.

Как известно, в XVII в. В. Гарвей, воюя со сторонниками самозарождения живых существ в настоящее время, провозгласил: «Omne vivum ex ovo» — «Всё живое из яйца!». Тогда это утверждение казалось очень смелым, но мифология еще за 1–2 тысячелетия до Гарвея приписывала яйцу гораздо большее значение.

Этих примеров достаточно, чтобы судить о том, какую важную роль играют птицы в мифологии.

 

Фантастические птицы и химеры

 

Мифозои — фантастические животные, упоминаемые в разных мифах и сказках составляют обширную группу. Этот термин был использован для обозначения тех людей и животных, которые не только участвуют в разных сказочных событиях, но имеют также какие-то ясно выраженные морфологические отличия от обыкновенных людей и животных. Так, например, мифозоями являются одноглазый Циклоп или трехглавый пес Цербер. Но на этот раз я к мифозоям причислила также тех птиц, которые не имеют существенных анатомических отличий от обычных птиц, но не относятся ни к одному известному виду и имеют какое-то специальное название.

В книге «Мифологическая зоология» (Иванова-Казас 2004) рассмотрено 210 видов (преимущественно химер) и установлено, что 66 (т. е. 31,4 %) из них — виды, которые содержат какие-то части тела птиц (эта цифра даже несколько занижена, так как многие крылатые химеры не были учтены). Но при этом в большинстве случаев не указано, от каких видов птиц взяты эти части, отмечено только, что орел упоминается 5 раз, ястреб и петух упоминаются по 3 раза, а ибис, утка и ласточка — по одному разу. С тех пор список известных мне мифозоев (в первоначальном смысле этого термина) немного увеличился, но процентное содержание «птичьих» химер (мы будем называть их птицехимерами — Omithochimaerae) практически не изменилось.

Поскольку мифозои также и очень пестрая группа, то, чтобы избежать сумбурности изложения касающихся её материалов, это изложение должно быть подчинено определенной логически обоснованной системе. Систематизировать мифозоев — дело очень трудное; оно затруднено также тем, что некоторые виды мифозоев описываются и изображаются по-разному, приходится по собственному усмотрению признать какой-то вариант основным. Попытка систематизировать мифозоев уже проделана мною (Иванова-Казас 2004), но эта система может быть построена по-разному, в зависимости от того, какие проблемы нас интересуют в первую очередь. В данном случае нас интересует преимущественно то, что имеет непосредственное отношение к птицам.

Прежде всего, мы будем различать мифозоев, не имеющих никаких чужеродных, «взятых» от других видов животных, частей тела, назовем их одинарными (но отнюдь не ординарными!); и химер, в теле которых комбинируются органы разных видов животных. А химер обычно подразделяют на двойных, тройных и т. д., в зависимости от того, сколько видов животных участвует в построении их тела. Просто фантастические птицы, не являющиеся мифозоями sensu stricto, включены здесь в категорию одинарных.

 

1. Итак, одинарными, но просто фантастическими птицами мы называем таких, которые не могут быть причислены ни к одному из известных зоологам видов, но обладают своеобразными особенностями строения или поведения и получили специальные названия. Рассмотрим несколько наиболее известных примеров.

В древнегреческой мифологии упоминаются Стимфалийские птицы , названные так потому, что они жили в Аркадии, близ оз. Стимфала. Это были огромные хищные птицы величиной с журавля с железными (или бронзовыми) клювами, когтями и перьями. Они могли метать свои перья, как стрелы, а клювом пробивать медные латы, таким образом они убивали людей. Царь Эврисфей поручил Гераклу прогнать этих птиц. Не известно, смог бы он справиться с этой задачей, если бы ему не помогла богиня Афина. Она дала ему две медные трещотки, изготовленные Гефестом, которые производили такой шум, что Стимфалиды испугались и улетели, а некоторых из них Геракл успел застрелить из лука (это был его 6-й подвиг).

Потом уцелевшие птицы поселились на одном из островов Чёрного моря. Мимо этого острова проплывали аргонавты и тоже подверглись нападению стимфалид; среди аргонавтов был также Геракл, который убил еще нескольких птиц.

В Аравии жила волшебная птица феникс , которая была символом бессмертия и периодического обновления природы; о ней писали многие античные авторы (см. Юрченко 2001). Внешне феникс был похож на орла, но имел яркую окраску красно-золотистых и огненных тонов. Он отличался долголетием — жил, по разным источникам, 500 или 1460, или 12 954 года (эти цифры, по Юрченко, соответствуют каким-то астрономическим циклам). По словам Плиния, жизненный цикл Феникса совпадает с большим космическим годом, в конце которого Солнце, Луна и пять известных тогда планет выстраиваются в одну линию с неподвижными звёздами (Атлас мифологии 2001:155).

Феникс был однополой птицей и сам себя воспроизводил. В разных источниках этот процесс описывается по-разному.

По одной из версий, предчувствующий свою смерть Феникс строит из ароматических трав гнездо, изливает в него «детородную силу», т. е. сперму, и умирает. Из спермы развивается птенец, который, подросши, приготовляет из благовонной смирны яйцо, внутрь которого помещает мертвое тело своего отца. Потом он относит это яйцо в Египет и сжигает его в храме Гелиоса (Юрченко 2002).

В «Физиологе», сочинении, появившемся в IV веке н. э., которое многократно переводилось и переиздавалось, о Фениксе сообщается следующее: «Сие есть птица, в Аравийских краях живущая, коя название свое с того получила, что перья у нее цвета финикийского пурпура, финикиянами в городе Тире из раковин добываемая. Един лишь единый феникс, на свете живет он пятьсот лет, после чего, когда уже старость шу [ему?] доле жить не дозволяет, возводит он себе из мирры, фимиама и корицы костер, садится на него и крыльями столь могуче полощет, что костер тот от солнца занимается, феникс ему еще крыльев маханием жару поддает и от того в огне погибает. Однако же чрез девять дней из пепла взлетает, ибо из сожженного праха рождается червь, а из ко [него как?] бабочка из гусеницы, обновленный и молодой шике [?] восстает» (Сапковски 2005 [в этом тексте много опечаток]). Этот вариант с возрождением из пепла имеет, по-видимому, более позднее происхождение и связан с христианской идеей смерти и воскрешения Христа.

К этому варианту близок и древнерусский, в котором говорится: «Есть в <…> царстве птица феникс; в новолунье она свивает себе гнездо, приносит с неба огонь, сама сжигает свое гнездо и сама здесь тоже сгорает, и в этом пепле зарождается червь, покрывается перьями и потом становится единственной, той же самой, птицей, другого плода у этой птицы нет, а живёт она пятьсот лет» (Юрченко 2002:123). Интересно, что в этих поздних вариантах описывается существование у фениксов червеобразных личинок и метаморфоза.

Можно ещё добавить несколько цитат из Тресиддера (1999:389): «Легенда о Фениксе возникла в Гелиополисе, древнем египетском центре огнепоклонников, где приносили жертвы богу Бену, которого изображали с головой цапли. Основываясь на этих огненных обрядах и великолепии экзотических птиц <…>, греческие авторы и произвели на свет легенды, которые отличаются в деталях, но одинаковы по сути. <…>

Феникс вскоре стал эмблемой возрождения человеческого духа в вечной борьбе с трудностями материального мира. <…> На римских монетах Феникс является символом вечной империи. Эта птица встречается также в раннехристианских надгробиях, как символ возрождения Христа и надежды на победу над смертью. <…> Феникс — обычный элемент в алхимических аллегориях, где он символизирует очищающий и преобразующий огонь, химический элемент серу и красный цвет».

В Древнем Китае было несколько различных волшебных птиц, которые тоже называют фениксами (рис. 25 а). Один из них описан следующим образом: «Спереди феникс напоминает лебедя, со спины он похож на единорога цилиня. У него шея змеи, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, горлышко ласточки, петушиный клюв» (Юань Кэ 1987:119). Некоторые авторы добавляют к этому, что узоры на оперении феникса похожи на иероглифы, означающие разные добродетели: справедливость, благовоспитанность, честность и др. Как отмечает А.П. Терентьев-Катанский (2004), подобные описания не следует принимать буквально, «шея змеи» означает только то, что шея длинная и изогнутая, а «рыбий хвост» несет длинные перья и напоминает хвостовой плавник рыбы. Этот феникс просто фантастическая птица, а не причудливая химера. А самым известным фениксом был Фэнхуан (рис. 26). Эта чудесная птица является символом императрицы и вообще женщин, удостоенных любви императора (Путь к заоблачным вратам 1989:575).

 

Рис. 25. Китайские птицы: а — феникс, б — Бииняо. (Юань Кэ 1987).

 

 

Рис. 26. Фэнхуан. (ЭСС 1997).

 

 

К фениксам относится Луаньняо (внешне это нечто среднее между петухом и павлином). Его голос похож на звон колокольчика, и появляется он только тогда, когда в мире царит мир и спокойствие (ЭСС 1997). Настоящей двойной химерой является феникс по имени Цзюфэн , у которого было тело птицы и 9 голов с человеческими лицами.

В Китае водилась еще одна удивительная птица — утка Бииняо . У нее была нормальная голова, но однобокое туловище с одной ногой и одним крылом. Ходить и летать эти утки могли, только соединившись попарно (рис. 25 б). Поэтому Бииняо стала символом супружеской верности (Мифологический бестиарий 1999).

Симург  — птица, происходящая из древнего Ирана, но хорошо прижившаяся также в мифологии тюрков. Это бессмертная вещая птица огромных размеров, которая гнездится на ветвях райского Древа Познания. В тюркском варианте Симург стал символом божественности, некоего Абсолютного идеала (Стеблова 2002).

Но в разных литературных источниках она описана по-разному. Некоторые авторы не считают Симурга бессмертным и утверждают, что он живет 700 лет, а когда его птенец подрастет, он разводит костер и сгорает в нем (в этом не трудно заметить сходство с фениксом). Существует сказание, что Симурга видели в Индии, причем «Воздух расцветился всеми цветами радуги, от перьев птицы шли красивые звуки, от неё исходил приятный запах. <…> В когтях она держала крокодила».

В персидской сказке «Помощь птицы Симорг» эта птица вытащила Малик-Мохаммада из подземного царства совершенно так же, как гриф вытащил Катигорошка в украинской сказке (в этих историях совпадают даже детали).

На хранящемся в Эрмитаже иранском блюде изображена священная птица (по-видимому, Симург), уносящая в небо богиню воды и плодородия Ардвисуру Анахиту (рис. 27).

 

Рис. 27. Священная птица уносит богиню на небо (Изображение на иранском блюде, копию с которого приводит Петрухин 2003).

 

 

По некоторым данным, Симург обладал двойной природой, хорошей и плохой, или даже существовало два разных Симурга, благой и демонический; последний был убит героем Исфандияром (Почти все эти сведения получены из Интернет-1).

Предполагается, что Симург произошел от гораздо более сложного чудесного существа — Сэнмурва — это был морской крылатый пес, тело которого было покрыто рыбьей чешуей (хотя мифологические персонажи иногда и проделывают некоторую эволюцию в воображении людей, это мало вероятно, так как в таких случаях их организация обычно усложняется, а не упрощается).

В философской драме Г. Флобера «Искушение святого Антония» упоминается много мифологических персонажей, в том числе и Симург (Симорг-анка). По мнению Флобера, эта птица состоит в свите царицы Савской. Каждый день она облетает весь мир, а вечером садится у ног царицы и рассказывает ей, что видела. Когда царица Савская явилась, чтобы искушать св. Антония, она свистнула, и — «большая птица спускается с неба, садится на верхушку её причёски, с которой осыпается голубая пудра. Её оперение оранжевого цвета состоит как бы из металлических чешуек. Маленькая головка с серебряным хохолком выглядит человеческим лицом. У неё четыре крыла, ястребиные лапы и огромный павлиний хвост, который она распускает за собой кольцом. Она хватает клювом зонтик царицы, покачиваясь слегка, стремясь к равновесию, потом топорщит перья и остается неподвижной» (Флобер 1994:287). А если у Симурга когти ястреба и хвост павлина, не значит ли это, что он — двойная химера?

В фольклоре многих тюркских народов фигурирует сказочная птица Хумай (или Хумо ). Она считается птицей, приносящей или предвещающей счастье, и является символом спасительной силы, помогающей только добрым и благородным людям. Хумо занимает центральное место в гербе современного Узбекистана. Некоторые авторы считают, что образ этой птицы возник у тюрков под влиянием иранской мифологии и что имя Хумай — это синоним Симурга.

Более подробные сведения об этой птице содержатся в башкирском эпосе «Урал-батыр» (Хусаинов, Инт.). У падишаха всех птиц Самрая (Симаргла?) было две жены — Солнце и Луна, которые родили ему двух дочерей: дочь Солнца звали Хумай, а дочь Луны — Айхылу. Хумай считалась старшей и была более значительной фигурой. Обе они были птицами (Хумай появляется в этом повествовании в виде лебедя), но могли принимать вид прекрасных женщин. В своем женском образе Хумай стала супругой Урал-батыра, который странствовал по свету: искал Живой Родник, вода которого делала людей бессмертными, и Смерть, чтобы её уничтожить. По пути он совершил много подвигов и уничтожил падишаха зла и горя Катила, падишаха змей Кахкаха и падишаха дивов (злых духов) Азрака.

Сначала Урал-батыр ездил верхом на льве, а потом Хумай подарила ему чудесного коня Акбузата, помогавшего ему в боевых схватках, и волшебный булатный меч, которого не берет ржавчина, и против огня он огонь, а против воды — вода. А кончилась эта эпопея тем, что после долгих странствий уже стареющий Урал-батыр нашел Живой Родник, но встретил около него дряхлого старика, который брел, еле передвигая ноги, и каждый шаг давался ему с таким трудом и болью, что он стонал так, словно его терзали дивы и змеи. Этот старик рассказал, что он испил воды из Живого Родника, стал бессмертным, а теперь мечтает о смерти. Пришла Смерть, стала хватать его за горло, приставляла нож к сердцу, но ничего не смогла с ним сделать и сказала: «Раз ты испил Живой воды, силы твои иссякнут, тело твое истлеет, изъеденное червями, но ты будешь жить! Закон жизни состоит в том, что одно поколение сменяется другим, одно поколение украшает жизнь, другое её иногда позорит, но это великий порядок вещей».

Тогда Урал-батыр, понявший свою ошибку, всосал всю воду из Живого Родника и сразу же выпрыснул её на землю, и вся окружавшая его бесплодная пустыня украсилась роскошной растительностью. Затем Урал-батыр подошел к озеру, в котором ещё гнездились змеи и дивы, и тоже выпил из него всю воду. Впилась эта нечисть в его сердце и печень, заболел Урал и умер. Похоронили его, и его могила превратилась в Уральские горы.

А Хумай после этого решила больше никогда не становиться женщиной и навсегда осталась птицей; из откладываемых ею яиц вылупляются белые лебеди.

И хотя из этой истории следует, что Хумай не сам Симург, а его дочь, она вполне заслуживает уделенного ей внимания.

Как ни странно, Симург проник даже в финно-угорскую мифологию; особенно часто он упоминается у обских угров. Но у них он больше похож на Сэнмурва: «этот царь птиц и вестник богов имел крылья птицы, голову и ноги пса и был покрыт рыбьей чешуей. Владение человеческой речью, очевидно, означает, что волшебная птица была шаманским духом или воплощением божественного шамана: ведь шаман наделялся способностью превращаться в птицу — чтобы попасть на небо» (Петрухин 2003:31). Среди предметов, изготовленных в пермском стиле, встречаются птицы с собачьими ушами и копии с изображения на упомянутом выше иранском блюде. Аналогом Симурга считается птица Товлын-Карс .

В венгерской мифологии странную, но немаловажную роль играет птица Турул . Из хроники XIII в. известно, «что мать Алмоша — отца Арпада и прародителя венгерских королей забеременела после того, как увидела во сне эту чудесную птицу, овладевшую ею. <…> Само имя Алмош означает „сонный“ — рожденный после вещего сна. Имя Турул восходит к тюркскому обозначению ястреба» (Петрухин 2003:426).


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!