Шива-янтра Ганеша-янтра 5 страница
«Прежде чем сесть, мы приветствуем Землю-Мать, которая поддерживает нас, и просим её об удачном совершении ритуала. Затем, помянув Ганешу (сына Шивы с головой слона) и попросив его убрать все препятствия, мы начинаем подготавливать кострище. На дне ямы размещается янтра». Янтра, насколько я понимаю, это некоторая мистическая диаграмма, которая предназначена для того, чтобы вмещать и контролировать энергию, которая вкладывается в неё через ритуал. Янтра также представляет божество, вызываемое во время церемонии. «Обычно я использую в качестве янтры шестиконечную звезду, составленную из двух треугольников, наложенных друг на друга. Я выполняю хому этого вида для общего блага всех живых существ в окрестности и в особенности тех, кто участвует в ритуале. Шестиконечная звезда, Звезда Давида, весьма значима для индийцев, а не только для иудеев.
«Ты заметил, какую важную роль играют в нашей жизни треугольники?» Вималананда обожал задавать риторические вопросы, и на этот я даже не пытался ответить. «Взгляни на человеческое тело. Лобковые волосы мужчины образуют треугольник, направленный вершиной вверх. Лобковые волосы женщины также образуют треугольник, но его вершина указывает вниз. Треугольник женщины указывает вниз, потому что она несёт ответственность за создание двойственности. Когда она рождает ребёнка, она из одного превращается в двух. Треугольник мужчины направлен вверх, потому что ему надлежит контролировать и в конечном счёте преодолевать двойственность. Лишь когда сходятся двое, становится возможным творение. Когда мужчина и женщина вместе наслаждаются сексом, два треугольника сходятся, образуя шестиконечную звезду. Не думаешь ли ты, что в этом есть нечто значимое?
|
|
«В теле также присутствуют и другие треугольники. Две груди женщины и её вульва: направление вниз. Пенис и яички мужчины: направление вверх. Семенные пузырьки и пенис, ну и так далее. Четыре сопряжённых треугольника образуют пирамиду, и у пирамид есть своё особое предназначение. Это прекрасно знали в цивилизациях древних египтян, инков и майя. Всё это янтры. Внешнюю янтру можно утерять, её могут украсть, вот почему тебе следует превратить своё тело в янтру, тогда её не потеряешь, покуда жив. А сам ты можешь исполнять множество внутренних ритуалов, о которых никто и не догадается. Так делают риши. Неплохо, да?
«Пламя также имеет форму треугольника, направленного вершиной вверх. Пламя превращает все вещи в пепел. Все двойственности, сгорая, становятся единой реальностью. Мы преподносим огню двойственность — материал наших жертвоприношений, — и огонь преображает её. На голове человека также расположен указывающий вверх треугольник. Это три глаза. Два нижних глаза видят двойственность, верхний глаз — только единство. Таким образом, логично заключить, что должным образом выполненное поклонение поможет тебе открыть твой третий глаз».
|
|
Это звучало логично.
«Когда янтра готова, начинается поклонение Ма. Каждое кострище должно иметь символическое изображение вульвы. Иногда этот символ встроен вовнутрь. Я обычно изображаю красным порошком две параллельные линии сбоку от кострища. Прежде чемначать, ты должен поклониться Шакти, поскольку без неё работу не сделать. Нет такого акта творения, в котором не присутствовал бы женский принцип.
а б в
Планы и устройства кострищ (Хома Кунда)
а) План квадратного кострища, используемого в ритуалах мира и процветания. По периметру кунды тремя ступеньками выкладываются кирпичи В его основании расположен треугольный символ йони (вульвы), ориентированный на восток В центре кострища расположена шестиконечная янтра, как её размещает Вималананда
б) Чертёж Трипура-янтры, обычно используемой при поклонении Дэви (богине)
|
|
в) Расположение и размещение дров над Дэви-янтрой
Янтры,используемые в шести тантрических ритуалах хомы
г) Круглая янтра, используемая в ритуалах умилостивления и мира ,
д) Квадратная янтра, используемая в ритуалах процветания
е) Янтра в форме полумесяца, используемая в ритуалах подчинения
ж) Янтра в форме йони для заклинаний
з) Девять треугольников, используемых в ритуалах для создания препятствий и разжигания ненависти
и) Янтра огненного треугольника, используемая в ритуалах разрушения и убийства
А так как творение — это функция гениталий, то им и следует поклоняться Огонь — это Шактиман[6], Хозяин Шакти, но обычный огонь утерял свою Шакти. Ты должен вернуть Шакти огню, чтобы он мог выполнить работу для тебя. Шива и Шакти, конечно, идентичны в абсолютном смысле. Они идентичны в том же самом смысле, как огонь и горение, но на практике они различны».
Это было не очень понятно, но Вималананду нельзя было перебивать, когда он пребывал в таком настроении.
«Затем зажигается огонь. Ты когда-нибудь задумывался над тем, как садху, находящемуся глубоко в джунглях или в пустынной гималайской местности, удаётся разжечь костер? Даже если ему удастся раздобыть сухие дрова, из чего он высечет искру, чтобы их поджечь? Он не носит с собой спичек. Ответ лежит в верном использовании мантры Вишну Сударшана».
|
|
«Мантра Вишну Сударшана?» Я никогда не слышал о такой, но я знал, что Вишну, Хранитель Мира, в качестве оружия использует диск, который называется сударшана, что буквально означает «хорошее зрение». Казалось, в названии этой мантры присутствовал некий важный эзотерический смысл. Не случайно же он упомянул третий глаз Я очень надеялся разобраться в этом.
Но Вималананда лишь сказал: «Да, когда ты повторяешь эту мантру, автоматически возникает огонь, и пламя разгорается всё сильнее, вне зависимости от влажности топлива. Я сам пробовал разжигать этой мантрой погребальные костры под проливным дождём, и они отлично горели».
Я провёл в Пуне всего лишь несколько недель, когда в передовице местной газеты прочитал репортаж о человеке, который мог вызывать огонь, повторяя мантру. Несколько известных физиков проверили его на предмет мошенничества, но им, в изумлении скребущим свои головы, пришлось заключить, что это не фокус. Когда люди, желающие овладеть подобным мастерством, спросили его, как ему это удаётся, он ответил, что все, кто хочет учиться, должны пойти за ним в уединённую область в горах, где им придётся простоять на одной ноге в течение двадцати лет, повторяя эту мантру, после чего она накопит достаточно энергии и заработает. Последователей у него не нашлось.
Поскольку я слышал о таких вещах, заявление Вималананды не поразило меня, как нечто невероятное. Он продолжал:
Размеры кострищ
к) Для умилостивления, один локоть в ширину и пол-локтя в глубину
л) Для процветания, два локтя в ширину и локоть в глубину
м) Для ритуалов гнева, двадцать ангул в ширину и десять ангул в глубину
(Ангула — это ширина пальца, локоть (приблизительно 45 см) равен двадцати четырём ангулам )
«Почему существует творение? Благодаря трению. Без трения нет созидания. А где есть трение, там есть и огонь. Можешь ты добыть огонь без трения? Нет, если только ты не возьмёшь его непосредственно у Солнца, воспользовавшись, к примеру, лупой. Для ведических жертвоприношений огонь добывается трением, трением двух палочек друг о друга, примерно так, как это обычно делают американские индейцы.
«Трение может обладать избытком одной из трёх Гун: Тамаса, Раджаса или Саттвы». Гуны — это важная часть философии санкхья, которую я хорошо знал, поскольку изучал аюрведу. В уме они проявляются как три тенденции сознания. Саттва — это равновесие, Раджас — деятельность, Тамас — инерция. Ум постоянно колеблется между этими тремя состояниями, пока посредством садханы над ним не устанавливают контроль и не фокусируют в одной точке.
«Тамастичное трение — это спор, несогласие между людьми. Оно порождает вспышки ненависти, гнева, мести и дикого бешенства. Раджастичное трение — это секс, который порождается Пламенем Похоти. Упанишады поясняют, что женщина как таковая — это огонь, пенис — топливо, а лобковые волосы — это дым. Вульва олицетворяет пламя, трение — уголь, а удовольствие — это искры. Это гораздо лучше, чем тамастичное трение, поскольку вовлечённые в это трение люди получают от него некоторое удовольствие. Не так много, конечно, и не так долго. Каков результат творения здесь? Ещё больше страсти и дитя. Саттвичное трение, садхана, превосходит все остальные. Когда ты выполняешь садхану, ты работаешь против всех своих старых тенденций и привычек, вызванных кармами миллионов рождений. Слово «тапас», обозначающее аскезу, буквально переводится как «жара». Ты заметил, как часто я прикладываю кусочек льда к макушке?»
Как я мог этого не заметить?
«Просветление достигается «сжиганием» своих карм через тапас Когда ты слишком увлекаешься аскезой, твой ум нагревается, и появляется раздражительность. Если будешь потворствовать гневу или похоти, их огонь выжжет всю Шакти, которую ты накопил, но если будешь следовать своим обетам и контролировать свой нрав и страсть, достигнутое просветление оправдает все затраченные усилия.
«Помни, основное качество огня — сжигать. Знаешь ли ты, что язык — это огонь и он сжигает всё, что бы ты ни говорил? Для тебя это означает, что ты всегда должен признаваться во всех дурных кармах, которые ты осуществляешь. Это освободит тебя от них, они будут сожжены. Но ты никогда не должен говорить о своих праведных поступках, о своих духовных переживаниях, иначе они будут уничтожены с такой же неизбежностью. К несчастью, сейчас Кали-юга, и все поступают прямо противоположным способом. Они прячут свои грехи глубоко в душу, откуда их не достать, и хвастаются перед всеми своими удачами и духовными достижениями. Мне нет нужды напоминать тебе, что случится, если ты скажешь кому-нибудь мантру, которую ты повторяешь». Это было одним из первых предостережёний, которое я от него услышал.
«Если бы мы хотели пустить пыль в глаза этим людям, — сказал он, указывая на наших хозяев, — мы тоже смогли бы возжечь огонь трением палочек, как это принято в ведической традиции. Но мы не собираемся ни пускать пыль в глаза, ни выдерживать жёсткие стандарты, необходимые для ведического жертвоприношения. Огонь очищает всё, что сжигает, но он принимает в себя некоторые качества того, что ему предлагается. Как агхори, я не могу себе позволить делать различие между погребальным костром и жертвенным огнём, но как глава семьи я чувствую ответственность за своих духовных «детей», которые пришли со мной выполнить ритуал. Большинство из них ещё не готовы исполнить хому на погребальном костре. Мы все делаем для того, чтобы поддерживать максимальную чистоту нашего жертвоприношения, но, разжигая огонь, мы для удобства пользуемся спичками».
Чистота жертвоприношения распространялась и на используемое дерево. Кто-то исследовал каждую веточку, с тем чтобы убедиться, что на ней нет насекомых, чтобы нечаянно не сжечь их, когда загорится огонь. Все материалы для жертвоприношения были особо тщательно просеяны, отсортированы и осмотрены, с них были убраны грязь и насекомые, прежде чем они собрались вместе, образуя окончательную смесь для жертвоприношения, самагри.
«Выбор жертвоприношений для хомы зависит от той работы, как духовной, так и мирской, которую огонь должен сделать для тебя. В тех хомах, которые я выполняю с моими «детьми», мы всегда преподносим топленое масло, ячмень, пшеницу, рис, семена кунжута, сушеные и свежие фрукты, мёд и сахар — всё смешанное в определённой пропорции. Всё это обладает сладостью, поскольку мы хотим, чтобы огонь даровал нам как мирское процветание, так и духовное развитие. Мы также добавляем сахарный тростник, который так любят слоны. Это умиротворяет Ганешу, который всегда должен быть умиротворён в первую очередь, какой бы ни совершался ритуал. Помимо того, мы добавляем определённые травы, которые придают пеплу целебные качества.
«Хомы, которые выполняются как часть Шести Ритуалов тантры (ритуалов, выполняемых с тем, чтобы вызвать смерть, заблуждение, разлад, ненависть, помехи или колдовство), это совершенно другое. Каждый ритуал требует особого набора мантр и даже одежды. В них используются такие вещества, как масло, соль, перец и другие острые продукты. Лучше не экспериментировать с этими ритуалами самостоятельно, в них вовлечена ужасная карма. И никогда не пытайся добавлять такие вещества в свой собственный огонь. Не осознавая, что ты делаешь, ты запросто нанесешь себе вред. Нет пределов добру или злу, которые могут быть причинены через поклонение огню».
«Зачем вообще существуют такие ритуалы, — удивился я, — если тантра воистину благотворная наука?»
«Я объясню это тебе... со временем. Но сейчас, поскольку Шесть Ритуалов не служат частью нашей программы, я бы предпочёл, чтобы ты сконцентрировался на том, что нам предстоит сделать».
Я принял этот мягкий упрёк. Он продолжал:
«Я начинаю свою хому, поминая мою мать: сначала — мою космическую мать, Смашан-Тару, а потом — мою физическую мать. Сейчас её нет в живых, но даже когда она была жива, я, бывало, думал о ней: «Ма, именно благодаря тебе я пребываю в этом мире. Спасибо тебе за то, что ты дала мне возможность спасти самого себя». Затем я поминаю Бхригу, риши моей семьи: «Эти мантры зародились в тебе, они исходят из тебя. Я приветствую тебя, поскольку я зародился в твоём роду». Затем я отдаю почести Семи Риши — Пулахе, Пуластье, Девале, Асите, Крату, Бхригу и Ангирасу — и ещё четырём риши, чьи имена я не могу назвать. Далее, я приветствую различных богов и богинь, планеты и всех полубогов, которые покровительствуют деревне, её окрестностям, а также дому, если я выполняю хому в чьём-то доме. И наконец, я делаю приношения всем остальным эфирным существам: и тем, кто более или менее благожелателен, например якшам, киннарам, гандхарвам и видьядхарам, и тем, кто более зловреден, к примеру, брахма-ракшасам и другим духам мёртвых.
«Наконец, я обращаюсь к огню и прошу его войти в меня и возжечь мой Бхута-агни. Бхута-агни — это огонь тонкого тела, огонь, который необходим для духовного развития. Одна из главных целей выполнения хомы заключается в пробуждении Бхута-агни. Если я действительно хочу, чтобы Огонь вошёл в меня, моё «я» должно исчезнуть, должен быть создан духовный вакуум. С этой целью я подношу мои уши огню и прошу в обмен божественные уши: яснослышание. Когда огонь соглашается, я предлагаю ему свои глаза и прошу глаз божественных: ясновидения. Когда в ответ на это жертвоприношение приходит позитивный ответ, я преподношу ему свой язык и испрашиваю божественной речи. Как только Огонь входит в меня, я могу продолжать ту работу, которую мне нужно делать. Мы не предлагаем огню свои физические уши, глаза и язык, за исключением случая кханда-манда-йоги, о которой я расскажу тебе на днях. В хоме мы преподносим огню свои ощущения.
«После всей этой предварительной работы я прошу моё божество расположиться в яме костра и начинаю ритуал жертвоприношения. В ходе хомы огонь иногда может шипеть, потрескивать или издавать другие звуки. Таким образом огонь пытается заговорить, но ты не можешь понять его, если твоё восприятие недостаточно тонко. Огонь пытается установить с тобой связь и другими способами, здесь особенно важен цвет пламени».
«Как это?»
«Даже современная наука подтвердила, что каждый оттенок цвета оказывает специфический эффект на тело и ум, стимулируя гипофиз, шишковидную железу и гипоталамус, которые, в свою очередь, влияют на остальной организм. Один цвет может вызывать гнев, другой — радость, а третий может улучшать сосредоточенность. Когда ты приближаешься к огню и обнимаешь его, ты предлагаешь ему себя, и он входит в тебя. Затем внешний огонь действует как барометр функционирования внутреннего духовного огня, Бхута-агни. Прежде чем ты сможешь полностью подчинить себе физический огонь, ты должен установить контроль над Бхута-агни.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1632; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!