Коммуникационные процессы в период Средневековья и Возрождения.



Библия – мировоззренческая основа общественного сознания, воспитания,коммуникационных и информационных процессов. Церковная проповедьадресовалась всем – от вельможи до последнего бедняка. Это стало основной формой массового устного общения и одним из инструментов массовой пропаганды. В средние века с появлением университетов (12 в.) появилась новая формаинформационного процесса – университетская лекция (она читалась по книге; лектор – чтец, lectio – чтение) была шагом вперед по сравнению с проповедью, ибо подчинялась законам знания, обращалась к фактам и явлениям реальной жизни. Еще один вид коммуникационных процессов того времени – средневековыйтеатр – возрожден в форме литургической драмы Римской католической церковью.Незнание населением латыни, на которой писались книги, в том числе и Библия, тормозило процессы массовой коммуникации и информации.                                     Билингвизм (латынь и родной язык), а также языковой барьер в распространении информации – важнейшая особенность средневековой информационной среды.Средневековый город с развитой торговлей, ремеслами был заинтересован в распространении разнообразной информации, в первую очередь коммерческой и политической (политика влияет на ход коммерции).Поэтому уже в 14-15 вв. в крупных торговых центрах Европы стали появляться рукописные листки новостей, В Англии – «News Letters», «gazzeta» (от названия мелкой венецианской монетки) – в Венеции.Печатный станок – детище эпохи Возрождения, когда в недрах феодальных отношений стали зарождаться капиталистические отношения. «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством...» – считал Ф.Энгельс. Время изобретения – 15 в. – стало порогом новой информационной эры человечества. Книга стала дешевле и начала играть более активную роль в истории общества. Теперь она выпускалась не в сотнях, а в тысячах совершенно одинаковых экземпляров. Произошла унификация орфографии и графических форм письма, возникли единые национальные языки.В 1465 г. – Гутенберг изобрел станок. За 40 лет в 260 городах Европы возникло не менее 1100 типографий, которые выпустили в свет около 40 тыс. изданий общим тиражом в 10-12 млн. экз. В 1458- 1460 гг. Гутенберг издал 36-строчную «Библию». До сих пор сохранилось 13 экземпляров. Вся жизнь Гутенберга прошла в трудах. Он создал типографию в Майнце и в Страсбурге. 10. Значение Реформации для развития массовой коммуникации. Издание Ватиканом первого «Индекса запрещенных книг» 1559Книгопечатание способствовало распространению разнообразных идей, в частности, будоражащих воображение, побуждающих к действию. Первоначально книги были достаточно отвлеченными от бурных событий действительности. Но в 15-16 вв. они стали актуальными и злободневными, во многом выполняли роль газет. Это «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского – сатира на сильных мира сего, «Золотая книжечка о наилучшем устройстве государства, или О новом острове Утопия» Томаса Мора. Труд Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер», в котором утверждалась гелиоцентрическая система мира. Многие книги были объявлены церковью еретическими. Преследованиям подвергались как их авторы, так и издатели. Инквизиция жгла книги, осуждала типографов. В Лейпциге в 1527 г. был казненнюренбергский печатник Ганс Хергот, которого обвинили в выпуске революционных листовок. В 1525 в Париже сожгли вместе с книгами Беркеля, который переводил на французский произведения Эразма Роттердамского. В 1546 г. та же участь постигла лионского типографа Этьена Доле, издававшего Э.Роттердамского и Ф. Рабле. В 1548 г. появилась цензура. Орден иезуитов возглавил борьбу с Реформацией и издал«Индекс запрещенных книг». В нем были произведения Э.Роттердамского, Н. Коперника, Д.Бруно, Д.Бокаччо, Ф.Рабле.    Книгопечатание способствовало активизации информационных процессов, рожденной потребностями идеологической и политической борьбы. Одним из первых возможности печатного станка оценил Мартин Лютер, профессор университета в Виттенберге, основатель движения протестантов и движения Реформации. Он сделал печатное слово орудием борьбы, которую вел против католической церкви. 31 октября 1517 г. он прибил к дверям замковой церкви 95 тезисов против торговли индульгенциями. Манифест Реформации – маленькая книжка Лютера «К христианскомудворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния», тираж 4000 экз.Разошлась она за несколько дней. Второе издание – неделю спустя, потом еще 15изданий. В типографиях Германии стали печатать пропагандистские листовки (1523 г.),они расходились во многих тысячах экземплярах. Родился новый тип литературы иновый тип печатных изданий, очень близкий к журналистским, – листовки. Имсвойственна массовость, они обращены к народу. Типографский станок сделал словопропагандиста летучим и неистребимым. Слово обличало несправедливость,призывало к сопротивлению. Они вызвали цепную реакцию недовольства и возмущенияво всех слоях общества, что привело к началу крестьянской войны, первой европейскойбуржуазной революции. Это затормозило процесс развития книгопечатания в Германии.Центр его переместился во Францию, Бельгию, Голландию.                                                                                                                     

Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 619; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!