Публицистика английской буржуазной революции XVII века. Памфлетная война.



Кризис социального развития, свойственная миру в XVII в., особенно остро проявилась в Англии, где нищета достигла небывалых размеров. Противоречие между остатками средневековья и интенсивным протеканием процессов первоначального накопления капитала затронуло практически все стороны жизни английского общества. Религиозный энтузиазм стал выражением социального возмущения и требования перемен.                                                                                                Английская революция оказалась долгой, затяжной и кровопролитной. Она пережила несколько этапов: конституционный (1641–1642), первую гражданскую войну (1642–1646), борьбу за углубление демократического содержания революции (1646–1649), независимою Республику (1649–1660). (Индепенденты – сторонники церковно-религиозного течения в протестантизме; в период Английской буржуазной революции выражали интересы радикального крыла буржуазии и нового дворянства.)          Великая английская революция оказала огромное воздействие на развитие журналистики. Кроме того, не будет преувеличением сказать, что именно в этот период впервые была продемонстрирована тесная связь мощного социального движения с потребностями, целями и задачами журналистики. В годы английской революции формируется и получает конкретно-историческое наполнение лозунг свободы печати во всей его внутренней противоречивости и внешней притягательности. В годы революции отчетливо проявилось стремление противоборствующих идейно-политических сил использовать слово, текст для достижения своих целей.                                                                                           В 1649 г. принимается «Акт о неразрешенных и возмутительных книгах и памфлетах и о лучшем упорядочении книгопечатания». Развернулась памфлетная война. Требование свободы печати, характерное для многих буржуазных революций, в качестве оружия – памфлеты «о свободе». Идея свободы красной нитью пронизывает публицистические произведения Джона Мильтона (1608–1674). Поэт, прозаик, ученый, политический деятель, он был блестящим полемистом и публицистом. В 40-е годы XVII в. он пишет ряд памфлетов, направленных против феодальной церкви: «О реформации церкви в Англии и о причинах, помешавших ей» (1641), «О епископстве прелатствующем» (1641), «Смысл церковного устройства» (1642), «Иконоборец», «В защиту себя».                                                                     К вопросам свободы слова обращался другой выдающийся деятель английской буржуазной революции Джон Лильберн (ок. 1614–1657). Его подвергали гонениям представители и королевской, и победившей парламентской власти. Памфлеты «Зверские деяния в отношении Джона Лильберна», «Плач бедных людей», «Открытое письмо смотрителю тюрьмы», «Обращение к моему народу», в которых выступает в защиту человеческого достоинства.                                                                            В ходе революции представители борющихся сторон использовали в политической борьбе не только памфлетную литературу, но и брошюры, листовки, а также издания, которые все больше напоминали газету. И хотя массовой аудитории еще не существовало, и на долю простого народа оставались преимущественно проповеди, популярность «протогазет» неуклонно росла, несмотря на сложность условий, в которых им предстояло функционировать.

 

Представители политических направлений в публицистике английской революции

События, развернувшиеся во времена английской революции, обозначили некоторые политические направления в английской публицистике. Самые яркие представители английской публицистики.                                                         Становление либертаристской (запрет на «агрессивное насилие» концепции) прессы во многом связано с именем Джона Мильтона (1608–1674). Поэт, прозаик, ученый, политический деятель, он был блестящим полемистом и публицистом. В 40-е годы XVII в. он пишет ряд памфлетов, направленных против феодальной церкви: «О реформации церкви в Англии и о причинах, помешавших ей» (1641), «О епископстве прелатствующем» (1641), «Смысл церковного устройства» (1642) и др.                 Идея свободы красной нитью пронизывает публицистические произведения Мильтона. Он выступал в поддержку свободы мысли, свободы совести, равенства людей перед законом. Республиканскими настроениями были проникнутыантироялистские памфлеты, в частности «Иконоборец» (по мнению исследователей, «самое совершенное по стилю» прозаическое произведение Мильтона). В 1655 г. Мильтон пишет книгу «В защиту себя», где отстаивает не только свое честное имя, но и свои общественные идеалы. После реставрации в 1660 г. палата общин выносит решение сжечь книги «Иконоборец» и «Защита английского народа», что и будет сделано. Мильтон признает и определенные ограничения, касающиеся в первую очередь его идеологических оппонентов.                                                         К вопросам свободы слова обращался другой выдающийся деятель английской буржуазной революции, представитель ее демократического крылаДжон Лильберн (ок. 1614–1657). Его подвергали гонениям представители и королевской, и победившей парламентской власти.Политические взгляды Лильберна – руководителя левеллеров (радикальной политической партии, защищавшей республику, выступавшей против частной собственности и объединявшей мелкобуржуазные городские слои населения) отличались «духом свободы», справедливости, исторической ответственности и гуманизма.                           Мысль о свободе слова прозвучала и в одном из памфлетов Джерарда Уинстэнли (1609–1652) – предводителя движения диггеров (крайнего левого крыла революционной демократии английской революции, отражавшего интересы бедноты, в том числе деревенской). Свои первые памфлеты Уинстэнли публикует в 1648 г. Они носили религиозный характер, но важнейшим социально-этическим принципом в них признавался разум. В памфлете 1649 г. «Новый закон справедливости» излагаются идеи, созвучные коммунистическим. В 1651 г. в обращенном к Кромвелю памфлете «Закон свободы, или Истинное правление восстановленное» – одной из первых социалистических утопий – Уинстэнли предстает просветителем, подчеркивая, что всякое истинное знание достигается с помощью опытного познания материального мира.

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 2304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!