Понятие, содержание и история развития института гражданства. Гражданство и суверенитет.



Из ученика Кутафина о российском гражданстве. Применительно к советскому периоду гражданство или подданство рассматривается как: 1) правовая связь физического лица и социалистического государства; 2) политико-правовая связь личности и социалистического общества; 3) принадлежность лица к социалистическому государству; 4) правоотношение между лицом и государством. Наиболее правильным, полагал Кутафин, представляется определять гражданство как принадлежность лица к народу государства, порождающую устойчивую правовую связь лица с государством и выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Понятие это юридически представляется весьма трудно уловимым. В самом деле, что входит в содержание гражданства? Есть ли это известная совокупность прав и обязанностей, или это есть нечто в роде наиболее общей правоспособности, или, может быть, определенное юридическое отношение, или, наконец, особое состояние (статус)? Относительно взаимоотношения гражданства и суверенитета: «рассмотрение гражданства как правоотношения между лицом и государством. Лицо в качестве одной из сторон этого правоотношения подчинено суверенитету своего государства безотносительно к пространственной сфере своего пребывания. Государство же в качестве другой стороны этого правоотношения не только вправе требовать лояльности со стороны упомянутого лица, но и обязано гарантировать ему определенные права и обеспечить их защиту в установленном законом порядке как на своей территории, так и за границей». Известно, что идея гражданства тесно связана с идеями равенства и народного суверенитета. Она традиционно являлась одним из элементов конституционной идеологии, поскольку с принятием гражданства всегда связывалось уничтожение феодальных сословий и привилегий, право на участие в осуществлении государственной власти как право "на долю во власти суверена". Еще Ж.Ж. Руссо писал, что личности в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в осуществлении верховной власти.

Однако концепция понимания гражданства как принадлежности человека к государству подверглась критическому анализу по причине того, что человек, являясь и признаваясь высшей ценностью, не может быть собственностью какого-либо государства и находиться под его властью. Хотя многие ученые стремились показать, что нельзя понимать принадлежность лица к государству в буквальном смысле, так как принадлежность, в сущности, не означает подвластность, а рассматривается в контексте членства гражданина в составе граждан государства посредством такой принадлежности.

История развития института:

- впервые институт гражданства закреплен в Законе СССР 1990 «О гражданстве СССР» - «постоянная политико-правовая связь лица и Советского государства, находящая выражение в их взаимных правах и обязанностях. Сторонники такой концепции раскрывали содержание гражданства с помощью анализа характера, особенностей проявления в различных сферах, целей и последствий установления правовой связи между гражданином и государством, а также анализа корреспондирующих прав и обязанностей гражданина и государства, образующих содержание правовой связи гражданства.

- В соответствии с Законом РСФСР от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве РСФСР»22 гражданство представляло собой не политико-правовую, а правовую связь человека с государством, основанную на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

- Указание на политичность правовой связи гражданства отсутствует и в определении гражданства, закрепленном в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Российское гражданство представляет собой устойчивую правовую связь лица с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Однако в юридической литературе последних лет все чаще встречаются рассуждения исследователей о необходимости указания в определении гражданства на политичность правовой связи гражданства. По их мнению, это позволит отразить в понятии гражданства политическую организацию Российского государства в целом, политическую включенность граждан во все политические процессы, особенности взаимодействия граждан с государством, а также то, что именно граждане, являясь единственным источником власти в стране, управляют государством. В то же время многие ученые считают правильным отказ от указания на политичность правовой связи гражданства, объясняя это тем, что политический характер играет второстепенную роль по отношению к правовому характеру связи гражданства.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 692; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!