Глава 2. Историко-цивилизационный подход как необходимое условие обоснования ситуации изменяющегося социума



Историко-цивилизационный подход предполагает изучение педагогических процессов и явлений в их развитии, противоречивости, соотнесении со временем, культурным контекстом социума. Посредством педагогического знания происходит своего рода «включение» субъекта познавательной деятельности в эпоху и соответствующий ей тип педагогической культуры. Реализация данного подхода позволяет связывать педагогическую реальность с культурным типом педагогической деятельности, т.е. исследовать «историко-культурное движение педагогической реальности» (И.А.Колесникова).

А.Г.Асмолов для характеристики процесса развития личности предлагает три показателя – историческое время, социальное пространство и жизненный путь личности в обществе. По его мнению, именно социально-исторический образ жизни является источником развития личности, а потому рассматривать процесс развития возможно на «пересечении двух осей в одной системе координат – историческое время жизни личности и социальное пространство её жизни» [9, с. 496]. Историческое, социальное и культурное как характеристики жизнедеятельности обусловливают становление личности магистранта как будущего педагога.

Подготовка магистрантов к педагогической деятельности требует максимального учёта особенностей современной ситуации, в условиях которой эта деятельность осуществляется. В этой связи для нас важно замечание К.Юнга о современнике, в его восприятии «современным всегда считался тот человек, который существует не в “прошлом” или “будущем”, а в настоящем своего времени, чувствует это настоящее ярко и обострённо» [202, с. 112]. Однако мы считаем необходимым в подготовке современного педагога использовать научные знания по истории педагогики и педагогической культурологии, посредством которых осмысливается опыт прошлого. В нашем восприятии история педагогики представляется как наука о прошлом, которое позволяет созидать будущее.

Прошлое, по определению С.И.Гессена, - «это то, что мы носим в себе» [48]. Прошлое не исчезает бесследно, так как оно проявляет себя в традициях социума, стереотипах сознания, привычках поведения, а потому подготовка к педагогической деятельности в новых социокультурных условиях требует его переосмысления и анализа относительно актуальных для современного социума ценностей, целей и задач. Успешное развитие любой формы социальности (включая образовательную сферу) основывается на преемственности духовного опыта поколений, связи с прошлым. В условиях неопределённости и поисковой активности в социуме возрастает значимость обращения личности «к истории духовной культуры, столь богатой опытом переживания неопределённых ситуаций и нравственных коллизий» [48, с. 583]. В истории мировой и отечественной педагогики сосредоточен опыт тысячелетий по воспитанию и обучению нового поколения людей, отражена культура народа, проявляется его характер и психология. Следует отметить, что это опыт достижений, успехов и неудач, борьба взглядов, научные дискуссии. Исторический аспект в педагогическом знании позволяет проследить развитие конкретной идеи и педагогического опыта в его противоречивости и социокультурной обусловленности.

Исторический аспект в педагогическом образовании позволяет будущему учителю овладевать историческими формами сознания: умением отображать реальный историко-педагогический процесс; ориентироваться на общечеловеческие ценности конкретного социально-исторического времени; адекватно отражать содержание исторической памяти и линейную развёрнутость социального времени; быть полифоничным [17;53;69 и др.]. Способность учителя интерпретировать педагогические идеи и опыт прошлого, выявлять прогрессивность педагогических теорий и систем, интегрировать различные подходы в обосновании и созидании теоретических концепций и педагогических практик ставит его в позицию субъекта историко-педагогического процесса.

Цивилизационный подход при анализе исторических процессов исследовал Н.С.Розов (1992). В педагогике его авторами являются Г.Б.Корнетов и И.А.Колесникова. Существуют разные подходы в понимании термина «цивилизация», для нашего исследования имеет значение понимание цивилизации «как культурного мира» -  характеристика, в которой находит отражение уровень развития социума и культуры (Монтескье, Гердер, Гегель).

И.А.Колесникова определяет понятие «педагогическая цивилизация» - это есть «мера освоения человечеством объективной реальности в качестве совокупного субъекта педагогической деятельности… степень упорядочения, регламентации, оснащённости этой деятельности» [88, с. 42].

Г.Б.Корнетов соотносит цивилизацию с историческим типом культуры, рассматривая её как историческую целостность, как «действие многообразных социокультурных детерминант» [91, с. 11]. В работах И. А. Колесниковой педагогическая цивилизация соотносится с понятием «педагогическая культура», и в этом смысле рассматривается как «стадия развития мирового историко-педагогического процесса, обусловленная общецивилизационным движением человечества, характеризующаяся способностью порождать и удерживать в массовой практике глобальные изменения элементов педагогической культуры» [88, с. 43].

Г.Б.Корнетов, исследуя всемирный историко-педагогический процесс, выделил три типа цивилизации – авторитарную, манипулятивную и гуманистическую [90]. При анализе педагогических теорий, включённых в курс педагогики, становится возможным оценивать педагогическую деятельность учителя (обусловленную его педагогической позицией) с точки зрения соответствия уровню развития социума и его культуры.

В истории педагогической культуры И.А.Колесникова вычленяет три исторически сложившиеся цивилизации: естественного воспитания, репродуктивно-педагогическую, креативно-педагогическую. Для каждой из них характерны: своя специфика механизмов осуществления преемственности поколений, уровень информационной культуры общества в целом, характер познавательных установок, способы кодирования и передачи информации, способы актуализации индивидуального информационно-энергетического потенциала, способы и логика осуществления рефлексии над педагогической реальностью [88].

Историко-цивилизационный подход предполагает теоретическое осмысление прошлого в форме научных понятий, теорий, концепций, которые рассматриваются относительно конкретных этапов развития социума на протяжении длительного временного периода. В изучении педагогических процессов и явлений акцентируется внимание как на сущностных характеристиках (т.е. отражаются признаки устойчивости и стабильности), так и особенностях реализации данных процессов в зависимости от условий, в которых эти процессы осуществляются.

Такое понимание педагогических процессов и явлений с позиции историко-цивилизационного подхода позволяет, прежде всего, показать объективность и необходимость тех или иных форм воспитательной и образовательной деятельности, значимых для педагогической реальности, исходя из начального уровня её развития, и задач, определяющих её дальнейшее развитие. Осмысление педагогического процесса в логике историко-цивилизационного подхода позволяет отойти от обыденного восприятия педагогической реальности и взглянуть на происходящее в системе образования с точки зрения «глобальной исторической перспективы» (Г.Б.Корнетов). Это имеет особенное значение в ситуациях переходного состояния социума, когда необходимо определять перспективы и выявлять последствия всех тех инноваций, которые, по сути, определяют будущее.

Реализация историко-цивилизационного подхода раскрывает новые возможности в осмыслении педагогической реальности, в рамках которой происходит подготовка магистрантов к педагогической деятельности.

В курсах педагогических дисциплин отражены педагогические теории, разработанные в разные исторические периоды. Знаниевый подход в организации педагогического образования предполагает фиксацию педагогических знаний без относительно исторического анализа. Историко-цивилизационный подход позволяет рассматривать педагогические явления и процессы в развитии. Так, например, познавая исторические аспекты развития оценочной системы в процессе обучения от её истоков до наших дней, магистрант имеет возможность не только познакомиться с различными формами и видами контроля школьной успеваемости, но и оценить их культуросообразность относительно той или иной педагогической цивилизации, а также проследить изменчивость педагогических систем оценивания школьников на разных этапах исторического развития данного социума. Магистрант учится воспринимать педагогические процессы не как разработанные «раз и навсегда» формы, а оценивать необходимость их изменения и совершенствования. Особое внимание обращается на личность тех педагогов, которые оказали большое влияние на становление новых форм педагогической практики.

Каждая проблема в курсе педагогики может быть представлена в историческом аспекте, когда становится возможным выделение основных этапов развития той или иной педагогической системы, их соотнесение с цивилизационными процессами, характерными для каждого конкретного социума. При таком подходе возникает возможность выявлять сущность изменений в системе образования, оценивать их прогрессивный или негативный характер. Становление педагогической системы (например, гражданского, нравственного, эстетического, полового и др. аспектов воспитания) представляется как сложный путь развития, для которого характерны достижения и заблуждения, пробы и ошибки. Исторический опыт позволяет научить будущего педагога оценивать необходимость инноваций для педагогической практики с точки зрения логики цивилизационных процессов, происходящих в социуме.

Аналогичные выводы мы можем сделать и относительно истории педагогики. В курсе педагогики представлены теории и точки зрения классиков педагогики различных исторических эпох, очевидно, можно утверждать, что таким образом представлены разные социокультурные миры. Педагогические теории рассматриваются как «знаки расцвета некоторой культуры», которые создавались «в экзистенциальной ситуации поиска» ответа на возникающие в социуме проблемы [143;144]. Возникает необходимость их соотнесения с условиями современного социума, выявления их смысловой сущности, оценки их целе- и культуросообразности.

В истории педагогической науки и практики можно наблюдать невостребованность некоторых педагогических идей и теорий в тот период развития социума, когда они разрабатывались. В их числе гуманистические взгляды Л.Н.Толстого, В.А.Сухомлинского и др. Как показывает практика, общество должно быть готовым к тому, чтобы принять и реализовать педагогическую идею. В конкретный исторический период в социуме складывается «актуальная культура» (Л.Н.Коган), для которой характерны определённые ценности, идеалы, нормативы педагогической деятельности, определяющие содержание доминирующей в системе образования парадигмы. Следовательно, включение в содержание педагогического образования исторических аспектов актуализирует задачу – учить магистрантов анализировать (соотносить) время, социум и личностные взгляды педагога. Для подготовки к будущей педагогической деятельности магистрант должен не просто фиксировать в сознании педагогические позиции классиков прошлого (Аристотеля, Руссо, Гербарта, А.С.Макаренко, Д.Дьюи и др.), но и выявлять условия реализации их идей в современной системе образования. Особо подчёркивается роль новаторской деятельности педагога в развитии гуманистических традиций воспитания и образования в отечественной и мировой педагогике.

Педагогическая эрудиция сама по себе не решает проблемы подготовки магистрантов к педагогической деятельности. Наш опыт работы показывает, что представление педагогических знаний в контексте историко-цивилизационного подхода обусловливает осознание необходимости инновационной деятельности педагога, возможности его влияния на совершенствование педагогической практики. Магистрант воспринимает личность педагога в роли субъекта историко-педагогического процесса, от инициативных действий которого зависит будущее школы.

В ситуациях переходного периода в самосознании личности и оценке ею происходящего обостряется связь «прошлое – будущее». В процессе подготовки к педагогической деятельности магистранту необходимо научиться разграничивать данные категории относительно педагогической теории и педагогической практики. С психологической точки зрения, «прошлое существует как опыт человека, настоящее – как действительность, а будущее – как проект» [205, с. 25]. В ситуациях переходного состояния культуры «настоящее» существует как актуализация субъективных представлений людей о происходящих событиях. В этой связи исторический опыт в развитии системы образования создаёт ту научную основу, которая может стать основанием для формирования исходных позиций при разработке педагогических концепций будущей школы.

Для современного педагога становится важным умение видеть педагогические явления и процессы в развитии, выявлять динамику становления педагогических систем, оценивать их культуросообразность относительно цивилизационных процессов, рассматривать профессионально-педагогическую деятельность как способ решения проблем в развитии социума и культуры. М.Вебер справедливо заметил, что всё определяется «в конечном счёте “интересом эпохи”, который и даёт ему направленность взгляда» [35, с. 25].

Проблема состоит в том, что этот “интерес эпохи” проявляется не зависимо от того, осознаёт ли сам человек суть своего выбора (поступка, деятельности) или нет. Возможно, такая ситуация может быть признана нормальной в стабильном социуме, где действуют выверенные временем и адекватные ему нормы и формы социальности. Другое дело – изменяющийся социум, переломный момент в развитии, когда от того, какие смыслы осознаются, принимаются, реализуются (независимо – осознанны они или нет), творится история, формируется новый тип социальности и новый тип культуры (как способы деятельности), а потому педагогические дисциплины необходимо рассматривать в их культурно-историческом значении. При таком подходе создаётся ситуация анализа, позволяющая магистранту формировать представление о себе как субъекте историко-педагогического процесса, от инициативных действий которого зависит то, какие тенденции в развитии отечественной педагогики станут доминирующими; исторический аспект педагогического знания обусловливает понимание необходимости инновационной деятельности как возможности последующего развития гуманистических традиций в условиях изменяющейся школы.

Реализация историко-цивилизационного подхода в преподавании педагогических дисциплин требует анализа особенностей педагогической культуры в изменяющемся социуме, которые выступают в качестве содержательной основы теоретического курса педагогики.

В тот или иной период истории социума существует доминирующая парадигма, которая задаёт некий образец, модель восприятия и объяснения мира, однако переходное состояние в педагогической культуре предстаёт как «момент оживления, активизации памяти, это время актуализации всех найденных смыслов в одном пространстве» [145, с. 125]. В переходный период в педагогической науке и практике вызревают новые теории и концепции, оформляется новая парадигма, в которой находят отражение ценности и задачи изменяющегося социума.

Следует отметить, что становление новой педагогики происходит опытно-экспериментальным путём, когда на практике отрабатываются новые педагогические концепции, формы и методы педагогической деятельности. Педагогика сегодня, на наш взгляд, - самоопределяющаяся наука, а потому возрастает интерес к историческому прошлому, происходит актуализация тех теорий, которые значимы для решения современных проблем.

Историческое прошлое в педагогической науке и практике сегодня приобретает иное прочтение (например, иное отношение к идеям педагогики прагматизма, экзистенциализма и др.; к педагогической теории и практике выдающихся педагогов – А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, М.Монтессори, Л.Н.Толстого и др.; к принципам, формам и методам воспитания и обучения – воспитание личности в коллективе, роли пионерской организации, значении дисциплины и др.).

На наш взгляд, возможно три подхода в восприятии и изучении исторического прошлого в педагогической науке и педагогической практике: 1) выявление «вечных» ценностей, которые являются значимыми для педагогической деятельности и в прошлом, и в настоящем; 2) отделение сущностных характеристик педагогических явлений и процессов от их идеологической интерпретации; 3) изучение гуманистической традиций в истории отечественной педагогики и школы как базовой основы для выстраивания концепций модернизации воспитательно-образовательного процесса соответственно цивилизационным процессам, характерным для современного социума.

Таким образом, изучение исторического прошлого в процессе подготовки магистрантов к педагогической деятельности в новых условиях может быть нацелено на:

· осознание его значимости для решения сегодняшних проблем, возможности использования уже отработанного опыта в условиях современной школы;

· усвоение уроков прошлого – выявление причин реализации педагогического опыта, приводящего к негативным результатам в развитии личности;

· критический анализ исторического опыта, выявление его прогрессивных идей и тенденций, обусловливающих прогрессивное развитие системы образования;

· бережное отношение к педагогическим традициям и педагогическим практикам, реализация которых в новых социокультурных условиях позволяет эффективно решать проблемы развития личности современных школьников.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1000; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!