Определение численных значений показателей качества моделей-аналогов.



На основании зарисованных моделей-аналогов и выбранных значимых показателей качества заполняется табл. 1.3.

Таблица 1.3

Оценка качества моделей-аналогов

№ п/п

Наименование показателей качества

Коэффициент весомости

Номера МА

Причины снижения оценки

1

2

3

4

5

6

7

8

Оценка в баллах

1 2 3 4

5

6

7

8

9

10

11

12
       

 

 

 

 

 

 

 

 
                                     

Показатели в графе 2 располагаются в порядке их значимости. В первой строке записывается наиболее значимый показатель с наибольшим коэффициентом весомости. В последней – наименее важный показатель качества с наименьшим коэффициентом весомости.

Для определения численных значений показателей качества используется четырехбалльная система оценок:

ü «отлично» – 3;

ü «хорошо» – 2;

ü «удовлетворительно» – 1;

ü «неудовлетворительно» – 0.

То есть, визуально оценивается каждая модель-аналог на соответствие выбранным показателям качества. И в зависимости от полученных результатов в графах 4–11 табл. 1.3проставляется соответствующая оценка. Таблица1.3 заполняется каждым экспертом.

Далее заполняется сводная таблица оценки качества моделей-аналогов по форме таблицы1.3.

Оценочное значение показателя качества в графах 4–11 рассчитывается по формуле:

,                                         (10)

где Gik – сводная оценка i-го показателя качества k-ой модели-аналога, Qi – коэффициент весомости i-го показателя качества, gikj – оценка i-го показателя качества k-ой модели-аналога данная j-тым экспертом, m – количество экспертов.

Составление эталонного ряда МА

По каждой модели определяется общая сумма баллов Gk по формуле:

.                                               (11)

На основе полученных значений суммарной оценки качества в порядке убывания составляют эталонный ряд моделей-аналогов. Аналог, получивший наивысшую суммарную оценку, используется для разработки моделей-предложений.

Анализ результатов работы; формулировка выводов. В конце работы студент должен проанализировать причины снижения оценок моделей аналогов на соответствие показателям качества, сделать выводы по реализации требований ТЗ, выбрать основные параметры наиболее удачных моделей-аналогов (силуэт, покрой, конструктивные членения, комплектность, объем и т. д.), которые будут использоваться для разработки моделей-предложений.

 

РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Цель работы: разработка эскизов моделей предложений (МП) в соответствии с исходными данными и требованиями технического задания и определение их новизны.

Содержание работы

1. Разработка моделей-предложений.

2. Оценка уровня потребительской новизны полученных конструктивных решений моделей-предложений.

3 Анализ результатов работы; формулировка выводов.

Вопросы для подготовки к работе

1. Что собой представляет техническое предложение?

2. Применительно к разработке нового конструктивного решения моделей одежды сколько степеней новизны можно выделить?

3. Чем характеризуется новизна: промышленная, потребительская, визуальная, эксплуатационная?

4. Какой метод используют для оценки новизны моделей-предложений?

Пособия и инструменты: результаты практической работы 1, направление моды на перспективный период, чертежные принадлежности.

Литература: [1, с. 36–42, 64–74].

Методические указания

Техническое предложение – это совокупность конструкторских документов, которые должны содержать техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности разработки документации на основе анализа технического задания и различных вариантов возможных решений изделия, сравнительной оценки решений с учетом конструктивных и эксплуатационных особенностей как разрабатываемого, так и существующих изделий, а также патентных материалов.

Разработка моделей-предложений. На этой стадии работы художественными средствами разрабатываются визуальные признаки новой модели (форма, членение ее поверхности, цвет и т. д.), отвечающие ТЗ. Исходными данными служат параметры (силуэт, покрой, конструктивные членения, комплектность, объем и т. д.) моделей-аналогов, получивших наивысшие суммарные оценки в работе 1 и рекомендации модного направления на перспективный период.

Студент разрабатывает эскизы новых изделий в виде серийного ряда, состоящего из 4–6 моделей, которые должны представлять собой качественно более высокий уровень по сравнению с МА. При этом возможно три варианта реализации потребительской новизны МП в серии:

· создание моделей с новым конструктивным решением неосновных деталей (декоративных и конструктивно-декоративных элементов);

· создание моделей с новым конструктивным решением основных деталей;

· создание моделей с новым принципом конструктивного устройства изделия.

Первый способ позволяет создать модифицированные ряды моделей, выполненные на одной конструктивной основе. Второй характерен для моделирования с использованием базовых основ или унифицированных деталей. Третий способ приводит к принципиальному изменению моделей, т. е. появлению новой моды.

Изделия серии моделей могут отличаться по следующим показателям: форме, рельефу ее поверхности и характеру заполнения декоративными, декоративно-конструктивными элементами композиции, фактуре, цвету. Принцип разработки серии моделей согласуется с преподавателем и описывается в отчете.

Эскиз серии моделей выполняется на формате А4 в цвете или графике (вид спереди и уменьшенный вид сзади) в виде технических эскизов и должен соответствовать внешнему облику предполагаемого потребителя, его возрасту и телосложению.

Оценка уровня потребительской новизны полученных конструктивных решений моделей-предложений.

Потребительская новизна характеризуется прогрессивным изменением каких-либо свойств одежды, направленных на улучшение утилитарных или эстетических требований к одежде.

Изменение эстетических требований к одежде отражает визуальная новизна. Она характеризует существенное различие внешнего вида изделия (форму, покрой, цвет и т. д.). Изменение утилитарных требований – эксплуатационная новизна. Она отображает изменение функций или принципа действия одежды. Примером может служить отстегивающийся утеплитель, который дает возможность регулировать теплозащитные свойства изделия.

На этом этапе работы студенту предлагается оценить потребительскую новизну моделей или рассчитать коэффициент разнообразия построенного зрительного ряда серии моделей на усмотрение преподавателя.

Для работы по первому варианту из таблиц приложения 2 студент выбирает признаки новизны моделей-предложений, которые отличают их от модели-аналога, и заполняет графы 1, 2, 3 таблицы 2.1.

Таблица 2.1

Оценка новизны моделей-предложений

№ п/п

Наименование показателей новизны

Коэффициент весомости

Номера МП

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценка в баллах

1 2 3 4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

Для оценки новизны предлагаемых моделей используется экспертный метод. Количество экспертов 7–11 человек, выбранных из студентов курса. При выставлении оценок новизны используется шестибалльная шкала:

§ новизна по признаку отсутствует – 0 баллов;

§ прослеживается слабая новизна признака – 1 балл;

§ прослеживается значительная новизна признака – 2 балла;

§ прослеживается существенная новизна признака – 3 балла;

§ прослеживается весьма существенная новизна – 4 балла;

§ прослеживается принципиально новое решение – 5 баллов.

Если какой-либо из показателей новизны получил оценку эксперта 0, этот показатель исключается из списка и в дальнейших расчетах не участвует.

После оценки ряда моделей экспертами студент должен заполнить сводную таблицу 2.2 и рассчитать коэффициент новизны каждой модели в ряде.

Коэффициент новизны Кн рассчитывается по формуле:

,                                    (12)

где Kiср – среднее арифметическое экспертной оценки i-го показателя новизны:

,                                                    (13)

n – число экспертов; xij – единичная оценка j-го эксперта i-го показателя новизны; Kimin – допустимая минимальная оценка i-го показателя новизны, не менее 1; Kimax – максимальная оценка i-го показателя новизны, не более 5; mi – коэффициент весомости i-го показателя новизны; N – общее число показателей новизны.

Таблица 2.2

Коэффициент новизны моделей-предложений

№ п/п

Наименование показателей новизны

Коэффициент весомости

Номера МП

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 2 3 4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

Второй вариант работы используется для оценки разнообразия моделей в модифицированном ряду.

Для оценки визуального разнообразия серии моделей используют регистрационный метод подсчета числа отличий моделей с учетом их весомости в соответствии с табл. П2.1. В этом случае расчетная формула коэффициента разнообразия Кр имеет вид:

,                                   (14)

где n – число анализируемых моделей; u – число j-х групп, показатели которых имеют отличие; q- число i-х показателей j-ой группы, значение которых имеют отличия; S – число модификаций признаков i-го показателя; Mij – коэффициент весомости i-го показателя, входящего j-ую групппу; aij – число модификаций i-го показателя, входящего j-ую группу.

Студенту предлагается посчитать отличительные особенности моделей в модифицированном ряду и рассчитать коэффициент разнообразия. Чем ближе Кр к единице, тем выше уровень визуального разнообразия моделей серии. Значение коэффициента Кр меньше 0,4 указывает на недостаточное разнообразие моделей серии.

Пример. Установить коэффициент визуального разнообразия группы изделий из 10 моделей, имеющих следующее число отличий по показателям: f1–2, f3–2; p2–2, p3–5, p4–2; c1–6, c4–2, c6–4; m1–3; d2–5. Коэффициент весомости каждой из группы показателей: f1=0,18, f3=0,07; p2=0,07, p3=0,04, p4=0,02; c1=0,07, c4=0,04, c6=0,04; m1=0,07; d2=0,02.

Кр=1/10*(0,18*2+0,07*2+0,07*2+0,04*5+0,02*2+0,07*6+0,04*2+0,04*4+0,07*3+0,02*5)=0,185.

Найденное значение коэффициента указывает на то, что модели имеют недостаточно отличий, поэтому будут слишком похожими между собой.

Анализ результатов работы; формулировка выводов. В конце работы студент должен выбрать одну из моделей-предложений, которая будет использоваться для разработки эскизного и технического проектов.

 

РАЗРАБОТКА ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА

Цель работы: разработка технического эскиза проектируемой модели на абрисе условно-типовой фигуры, анализ конструктивного решения модели.

 

Содержание работы

1. Построение абриса типовой фигуры по размерным признакам.

2. Построение технического эскиза модели на абрисе фигуры.

3. Анализ конструктивного решения модели.

4. Составление описания модели.

5. Анализ результатов работы; формулировка выводов.

Вопросы для подготовки к работе

1. Какие методики используются для построения абриса типовой или индивидуальной фигуры?

2. Что собой представляет технический эскиз, какими средствами он реализуется?

3. Как проводится конструктивный анализ модели?

4. В какой последовательности составляется описание на новую модель?

Пособия и инструменты: результаты практической работы 2, чертежные принадлежности.

Литература: [1, с. 42–56, 173–175].

Методические указания

Эскизный проект – это совокупность конструкторских документов, которые должны содержать принципиальные конструктивные решения, дающие общее представление об устройстве изделия, а также данные, определяющие назначение, основные параметры и размеры разрабатываемого изделия. В швейной промышленности на данной стадии разрабатывается в деталях уже некий отобранный вариант изделия в техническом предложении.

Построение абриса типовой фигуры по размерным признакам.

Работу начинают с выбора исходных данных для построения абриса типовой фигуры. Если в ТЗ представлен большой ряд размеров и ростов, то для объективной оценки соответствия модели размерам и формам тела в статике, студент должен построить абрисы фигур крайних размеров и ростов: максимального размера и минимального роста, минимального размера и максимального роста, обусловленных ТЗ. В противном случае выполняется один абрис фигуры среднего размеророста.

Построение чертежа внешних очертаний фигур производится в масштабе (1:8, 1:10) на базе размеро-ростовочных стандартов. При этом используется 40 антропометрических размерных признаков, номенклатура и абсолютные значения которых приведены в прил. 3.

Расчетные проекционные диаметры отдельных участков тела определяются исходя из обхватных размерных признаков (обхвата головы, бедра, колена, икры, щиколотки и др.) по формулам:

во фронтальной проекции ;                                                (15)

в профильной проекции ,                                                (16)

где p = 3,14; К1, К2 – коэффициенты перехода от обхватных размеров к проекционным, определенные практическим путем (К1 = 0,94; К2 = 1,06 для фигур I и II полнотных групп, К1 = 0,95; К2 = 1,05 для фигур III и IV полнотных групп); Рi – значение размерного признака.

В основу метода построения графических моделей фигур положен способ их рисования по опорным точкам, последовательное соединение которых позволяет получить внешние контуры. Используя исходные данные (прил. 3) и схему построения (рис. 1), разрабатывают графическую модель выбранной типовой фигуры. Для этого в проведенных осях координат X, Y отмечают опорные точки фронтальной и профильной проекций фигуры. По вертикальной оси Y откладывают вверх все высоты (размерные признаки Р0–Р9, Р26–Р29 из прил. 3:) и проводят через них горизонтальные линии.

При построении фронтальной проекции фигуры относительно оси Y (оси симметрии фигуры) вправо и влево на соответствующих горизонталях откладывают отрезки, равные половине размерных признаков: поперечного диаметра шеи (Р17), плечевого диаметра (Р16), расстояния между сосковыми точками (Р14), ширины груди проекционной (Р30), поперечных диаметров обхватов груди третьего и четвертого (Р31, Р33), поперечного диаметра талии (Р18), поперечного диаметра бедер (Р19). Относительно оси Y откладывают рассчитанные по формуле (9) проекционные диаметры на уровнях обхвата бедра (Д10), колена (Д11), икры (Д12), щиколотки (Д13). Условно прорисовывается верхняя часть основания рук, ширина которой у углов подмышечных впадин равна ½ переднезаднего диаметра руки. Ширина ноги в области пальцев (на оси X) равна ширине стопы (Р39) (рис. 1.)

При построении профильной проекции оформляют спинной контур тела. Для этого проводят вертикальную ось Y, являющуюся касательной к выпуклости лопаток. На горизонтали, определяющей уровень шейной точки (Р7), от вертикальной оси Y откладывают положение корпуса (Р23). От шейной точки откладывают переднезадний диаметр шеи (Р35) до пересечения с горизонталью (Р1), определяющей высоту ключичной точки. Через середину полученного отрезка проводят ось Y1 центр тяжести фигуры. Далее в плоскости косого сечения откладывают переднезадний диаметр обхвата груди второго (Р21), на соответствующих горизонталях откладывают переднезадние диаметры: талии (Р22) и бедер с учетом выступа живота (Р36), при этом учитывают распределение их относительно осей Y и Y1 следующим образом. От оси Y вправо по горизонтали Р5, определяющей уровень линии талии, откладывают глубину талии первую (Р24). Через полученную точку проводят вспомогательную вертикаль, от которой влево по горизонтали Р28, определяющей уровень обхвата бедер, откладывают глубину талии вторую. От вертикали, проведенной через ягодичную точку, по горизонтали Р9 вправо откладывают глубину подъягодичной складки и далее рассчитанный по формуле (10) переднезадний диаметр бедра. Переднезадний диаметр обхвата груди четвертого откладывают после оформления контура спины. Рассчитанные переднезадние диаметры колена, икры и щиколотки откладывают в соответствии со схемой на рис. 1. Надо учесть, что ось тяжести Y1 фигуры проходит через середину стопы. Плечевая точка расположена на пересечении оси центра тяжести с горизонталью, определяющей высоту плечевой точки (Р3). Затем откладывают переднезадний диаметр руки. Окончательное оформление контуров фигуры производят с учетом пластической анатомии женского тела. При этом необходимо учесть следующее.

Форма головы во фронтальной плоскости приближается к овалу. Более широкая часть – черепная коробка, более узкая – подбородок. Шея имеет форму цилиндра. Высота шеи спереди измеряется от подбородка до яремной впадины и ключиц. Самая узкая часть плечевого пояса находится на уровне высоты основания шеи. Плечи имеют несколько наклонную и неравномерную покатую линию: от точки основания шеи до своей середины плечевая линия имеет намного больший наклон, чем от середины до плечевой точки.

Туловище имеет форму усеченного конуса, большее основание которого измеряется шириной плечевого пояса, а меньшее – шириной талии. Его контуры в области от линии талии до линии обхвата груди четвертого оформляются вогнутой линией.

Линия талии зрительно делит всю фигуру на две части. Вниз от линии талии туловище вновь расширяется. Наибольшая ширина таза определяется диаметром, проходящим через наиболее выступающие точки ягодиц. Выпуклая линия, оформляющая контур таза, проходит через точки поперечного диаметра бедер. В верхней части таза, чуть ниже линии талии, линия более выпуклая, чем в нижней, что объясняется наличием мускулатуры и жироотложений.

Рис. 1. Схема построение абриса условно типовой фигуры

с использованием антропометрических данных

Нога членится на три части: бедро, голень и стопу. Самое широкое место каждой части расположено около верхнего сустава. Эта часть бедра оформляется выпуклой линией, которая затем плавно переходит в коленную чашечку. Колено с наружной стороны обозначается вогнутой линией, с внутренней – выпуклой.

Верхние конечности разделяют на плечо, предплечье и кисть. Плечо имеет форму, близкую к цилиндру. Оно изображается плавной кривой, которая переходит в вогнутую линию в области локтевого сустава. Предплечье от локтевого сустава и немного ниже несколько расширяется, а далее сужается до самой кисти.

В профильной проекции верхняя часть туловища – грудная клетка – отклонена назад, средняя часть – живот – вертикальна, а таз имеет наклон вперед. Голова и шея также наклонены вперед. Шея впереди от подбородка изображается слегка выпуклой линией, сзади от затылочной части головы до седьмого шейного позвонка – плавной кривой.

Форма грудины обусловливает легкую выпуклость туловища от яремной впадины до основания грудных желез. Грудные железы изображаются в виде конуса с овальными контурами. Основание грудных желез лежит на уровне передних углов подмышечных впадин. Туловище от нижнего основания грудных желез до линии талии имеет форму цилиндра. Линия живота более крутая в верхней части и более плавная в нижней, до паховой области.

Нижняя часть туловища – таз – обрисовывается контурной линией от талии, проходит через наиболее выступающую точку ягодиц, очерчивая овал, и заканчивается подъягодичной складкой.

Нога сзади начинается от подъягодичной складки, а спереди – от передней подвздошной оси. Ось бедра несколько наклонена вперед, форма бедра создается мышцами, расположенными вокруг бедренной кости. Вверху нога шире, а к колену постепенно сужается. Выпуклая форма икр образуется икроножной мышцей. Самой тонкой является область лодыжек.

При профильном построении графических моделей фигур рука может не прорисовываться полностью, а показываться в виде сечения через плечевую точку.

В зависимости от сложности модели по усмотрению преподавателя абрис типовой фигуры может быть построен только в профильной проекции.

Далее осуществляют построение технического эскиза модели на абрисе фигуры. Полученный абрис фигуры «одевают», прорисовывая контуры изделия с учетом предполагаемых конструктивно-декоративных припусков, толщины плечевых накладок и толщины нижележащих слоев одежды, наносят линии членений и конструктивно-декоративных элементов одежды (прил. 4).

Анализ конструктивного решения модели выполняют по техническому эскизу с использованием переходного масштаба (формула 11), при этом определяют точные размеры мелких деталей (ширину борта, отлета воротника, уступа лацкана, размер карманов, хлястиков, пат, расстояние между петлями и пуговицами и т. д.) (см. прил. 4). Также по техническому эскизу можно установить расширение и подъем плечевого среза на плечевую накладку, углубление и расширение горловины, углубление проймы.

= * М,                                               (17)

где – размер детали в натуральную величину, – размер детали на техническом эскизе, М – масштаб изображения, который соответствует масштабу построения абриса.

Результаты анализа заносят в таблицу 3.1.

Таблица 3.1

Анализ конструктивного решения модели

№ п/п

Место измерения, название детали

Обозначение на рисунке

Величина участка, см

на рисунке на чертеже
1 2 3 4 5
1 Длина изделия по спинке F 11,5 115

Помимо табличного анализа выполняют подробное описание модели по следующей примерной схеме:

1. название (вид), назначение изделия, материал и т. п.; например: «костюм мужской повседневный для мужчин средней возрастной группы, из полушерстяной ткани с лавсаном, в мелкую полоску или клетку»;

2. форма (силуэт), покрой, застежка; например: «пиджак удлиненный прилегающего силуэта, однобортный с застежкой по левому борту на две петли и пуговицы, лацканы широкие овальной формы»;

3. характеристика конструкции полочек; например: «полочки с отрезными бочками, передними вытачками (по одной на полочке), переходящими в вытачки разрезов боковых карманов. Боковые карманы с клапанами и обтачками обработаны в разрезах, расположенных горизонтально (или наклонно). На левой полочке обработан верхний карман с листочкой»;

4. характеристика конструкции спинки; например: «спинка из двух частей со швом посередине, заканчивающимся внизу шлицей»;

5. характеристика конструкции рукавов; например: «рукава втачные двухшовные (с переднем и локтевым швами). Локтевые швы внизу заканчиваются открытыми шлицами, отделанными (каждая) двумя пуговицами»;

6. характеристика конструкции воротника; например: «воротник пиджачного типа с тупыми концами»;

7. характеристика подкладки; например: «пиджак с подкладкой до низа. В подкладке обработаны два внутренних кармана с обтачками из основной ткани»;

8. вид отделки бортов, лацканов, низа и т. п.; например: «борта, лацканы, воротник, низ, клапаны карманов и шлица отделаны в чистый край»;

9. рекомендуемые размеры и роста; например: «костюм рекомендуется изготовлять размеров 46–52, ростов II–V, средней полноты»

Поясные изделия (брюки, юбки) следует описывать по силуэту, количеству продольных и поперечных швов и вытачек, виду застежки, пояса и карманов, наличию складок, манжет, пат, хлястиков, отделки.

Анализ результатов работы; формулировка выводов. В конце работы студентам предлагается указать предполагаемые конструктивно-декоративные прибавки в целом по изделию и участкам и перечислить средства, используемые для создания объемной формы анализируемого изделия.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 630;