Роль художественной детали в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».



Художественная деталь– изобразительная и выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа, интерьера, портрета, несущая повышенную смысловую нагрузку, характеризующая не только сам предмет, но и определяющая во многом отношение читателя к нему.

Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет или явление. «Когда шествие миновало место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека..." (Л. Н. Толстой "После бала") Художественная деталь помогает раскрыть идейный смысл произведения. Пример - контрастное сопоставление цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа), контрастное сопоставление звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй части). Улыбка полковника – благопристойный гражданин, заботливый отец. И как не приятен этот человек Ивану Васильевичу во второй части рассказа. В рассказе “После бала” особенно силен обличительный пафос.

В своем произведении Л. Н. Толстой поднимает общечеловеческие проблемы. Всё мастерство писателя направлено на то, чтобы воспитать в читателе гуманиста, человека, неравнодушного к окружающим, человека с высокими нравственными идеалами.

 

3.В.П. Астафьев основную мысль рассказа «Фотография, на которой меня нет» выразил в финале: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». Объясните, как вы понимаете смысл этой фразы.

История – это не только войны, перевороты, эпохальные события; история страны, ее судьба складываются из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, уже ставшее историей. Фотография тех лет – часть этой истории. Проходит время, мы взрослеем, в далёкое прошлое уходят воспоминания, покидают земной мир наши близкие, и лишь на фотографиях остаётся всё так, как это было много лет назад. Но не только они способны запечатлеть эпоху, создать ее портрет, но и память человека, а если этот человек ещё и писатель, то его воспоминания становятся художественным произведением. В этом смысле рассказ В.П.Астафьева – это своеобразный портрет довоенной эпохи, деревенской жизни, созданный средствами искусства.

 

Билет № 13

1. Тема, идея, проблематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Появление в 1836 году комедии «Ревизор» стало знаменательным событием в общественной жизни 19 века. Автор не только критиковал и высмеивал пороки царской России, но и призывал зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях. Свою комедию Гоголь назвал пьесой, «задирающей общественные злоупотребления». Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» подчёркивает проблематику пьесы, обобщающий обличительный смысл «Ревизора». «Здесь досталось всем, а больше всех мне», - сказал однажды сам Николай I.

Тему комедии «Ревизор» можно определить словами Н.В. Гоголя: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». То есть, говоря коротко, тема— изображение типического русского уездного города, где - чиновники и известные деятели большей частью ведут себя неподобающе (например, берут взятки) и лишь с приездом высокопоставленного лица начинают прикрывать свои грешки. Главная идея "Ревизора" - мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый человек. Основную можно проиллюстрировать цитатой: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива".

Основные проблемы:
- чинопочитание;

- взяточничество;

 - морально-нравственное обнищание.

В пьесе Гоголь нарисовал страшную картину: большинством людей в жизни руководит материальная выгода. Люди утратили представление о подлинном смысле жизни. Можно грешить, надо лишь исправно, подобно городничему, посещать церковь. Чиновники всячески пытаются прикрыть свои действия. Так, Ляпкин-Тяпкин берёт взятки борзыми щенками и говорит, что «это совсем иное дело». В больницах люди «выздоравливают как мухи» и т.д.

Истинные человеческие ценности заменяются представлениями о чине. Так, смотритель училищ Хлопов говорит, что у него «и души нет, и язык как в грязь завязнул», если он разговаривает с кем-нибудь чином выше. Благоговейный страх перед «чином» заставляет чиновников поверить во все то вранье, что им преподносит Хлестаков.

В комедии показана жизнь типичной России. Мир, нарисованный Гоголем, отражает всю Россию: суд, народное образование, больницы, почта, полиция.

 

Даны 2 конфликта: внешний (между Хлестаковым и чиновниками) и внутренний (между бюрократической верхушкой и народом). Этот глубинный конфликт и определяет основное содержание пьесы.

2. Преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях А.С. Пушкина («Во глубине сибирских руд...»).

Главной ценностью человеческой жизни для Пушкина была дружба. Он сам был наделен не только поэтическим даром, но и замечательным даром дружбы. Особое место в пушкинской «дружеской» лирике занимают два стихотворения, вдохновленные стремлением поэта поддержать товарищей в час тяжких испытаний. В стихотворении «Во глубине сибирских руд» поэт выражает не только утешение и сочувствие, но и твердую уверенность в правоте дела декабристов и в конечной победе их идеи.

«Храните гордое терпенье». Как ясно выражена в этом коротком слове мысль о достоинстве революционера, о его действительно гордом презрении ко всем преследованиям царских палачей!

«Не пропадет ваш скорбный труд /И дум высокое стремленье». Труд- это великая цель – грядущее освобождение России.

«Бодрое веселье» – это деятельность революционера, полная сил, твердости, уверенности в будущем. Поэт надеется, что придет желанная пора: «Любовь и дружество до вас / Дойдут сквозь мрачные затворы».

В словах А. С. Пушкина звучит гордость за своих решитель­ных и непокоренных товарищей, уверенность в святости их на­чинаний. Поэт верит, что мечты декабристов обязательно испол­нятся.

Особенного подъема и силы стихи достигают в заключительной строфе, где поэт выражает пылкую и страстную уверенность в том, что Родина будет свободной: «Оковы тяжкие падут, / Темницы рухнут – и свобода / Вас примет радостно у входа, / И братья меч вам отдадут!»

Как вы считаете, какие черты, приметы в своём «Осеннем вечере» «подсмотрел» Ф.И.Тютчев? Какими особенностями личности должен, по вашему мнению, обладать человек, чтобы уметь «подсмотреть» такие черты?

 

Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь,
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!

Октябрь 1830

 

Ф. И.Тютчев воспринимает осень как краткое страдание, болезненную улыбку природы. Легкая грусть, навеянная предчувствием скорой зимы, смешивается с радостным чувством — ведь природа циклична, и вслед за грядущей зимой окружающий мир вновь возродится, запестреет сочными весенними красками. Поэт сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость, мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни. Двустишие, которым заканчивается стихотворение, не быстрый переход от явления в мире неодушевлённости к миру человеческому, а только новый оттенок одухотворенности.
Ф.И.Тютчев воспринимает природу как нечто живое, пребывающее в постоянном движении. Каждый её миг проявляется конкретно, необычно, слово только что происшедшее и никогда ранее не происходившее событие.
Чтобы подсмотреть такие черты, на мой взгляд, человек должен обладать талантом, должен быть высоконравственным, одухотворенным, способным к сопереживанию и сочувствию

 

Билет № 14

1. «Ты хочешь знать, что делал я на воле?» («Мцыри»). Ответьте на вопрос, опираясь на содержание поэмы М.Ю. Лермонтова.

Юноша рассказывает о том, что видел на воле: поля, просторы Кавказа. Ему вспоминается родной аул, сидящие на пороге старики, затем – длинные кинжалы и другое оружие.

Гроза стихает, и Мцыри бежит дальше. Он и сам не знает, куда идет. Природа – вот что ему близко и понятно, юноша понимает голос потока и долго сидит у него, любуясь окрестностями. Небесный свод вокруг него чист и глубок. Природа, деревья, кусты, камни – все это переговаривается между собой о «тайнах неба и земли», и речи эти понятны Мцыри. Он мог бы так сидеть бесконечно, но наступает полдень, и его начинает мучить жажда. Юноша спускается вниз, к потоку. Это опасно, но «..юность вольная сильна, / И смерть, казалось, не страшна!».

Затем у ручья раздается волшебный голос – это поет девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она идет легко, откинув чадру, порой оскальзываясь на камнях и смеясь своей же неловкости. Ее глаза черны и их мрак «полон тайнами любви». Мцыри заворожен.

Пробудившись ночью, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родной страны. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечный лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу. В лесу появляется «могучий барс», и Мцыри нападает на него. Сердце юноши разгорелось жаждой битвы, он уверен, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Долго длится жестокая схватка, на груди Мцыри – раны. Однако он выходит победителем.

2.Сравнительная характеристика Швабрина и Гринева (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 5723; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!