Составьте «Словарь историзмов комедии Д. Фонвизина «Недоросль»», объясняя лексические значения данных слов.



 

Бессердечие — отсутствие мягкости, сердечности; бездушие, жестокость.

Воевода— в Древней Руси и в некоторых славянских государствах — начальник войска, округа.

Дворовый — принадлежащий к дворне. Дворовые люди. Флигель для дворовых (сущ.).

Дворня (собир.) — при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме. Многочисленная д.

Дворянский— принадлежащий дворянину.

Дворянин — лицо, принадлежащее к дворянству.

Деспотизм — 1) самовластное правление; 2) поведение деспота (во втором значении).

Карьеризм — погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах.

Корыстолюбие — стремление к личной выгоде, наживе, жадность.

Крепостник — владелец крепостных крестьян, поборник крепостничества.

Недоросль — в России в XVIII веке: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу; перен. — глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.).

Обличение — разоблачать, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное, преступное, сурово порицать. О. пороки.

Опека — форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Взять под опеку. Учредить опеку.

Поместье — земельное владение помещика. Крупное, мелкое п.

Придворный — лицо, состоящее при монархе (а также при члене его семьи), входящее в его окружение.

 

Билет № 8

1. Определите особенности жанра исторического романа и проиллюстрируйте на примере произведения Скотта «Айвенго».

Исторический роман – это жанр повествовательной литературы, показывающий человеческие судьбы и характеры в определенную историческую эпоху, а также передающий облик этой эпохи

Черты исторического романа по В. Скотту:

1. Показ переломных моментов истории, когда решается судьба страны. (В романе воссоздано историческое время феодальных усобиц 12 века, третьего крестового похода (1189-1192 гг). Однако люди жили не только событиями такого глобального масштаба. Читатель видит не сами походы, а нарисованную яркими красками картину жизни в эпоху феодализма: некоторых из участников крестового похода, отзвуки военных неудач и ожесточённые распри феодалов; борьбу за королевскую власть между норманнами и саксами).

2. Частная жизнь людей связана с историческим процессом. ( Исторические события разворачиваются на фоне увлекательного описания реального быта в жилищах богачей и отшельников, популярных развлечений и праздников, привычек людей и примет той поры. В центре сюжета романа эпизоды, типичные для эпохи: турнир рыцарей, осада и штурм замка с целью освобождения заложников; вокруг Айвенго сплетаются сюжетные линии.)

3. В романе действуют представители разных сословий. (Свинопас Гурт, шут Вамба, рыцарь Бриан, приор, Седрик-дворянин.)

4. Показана роль народных масс. (Штурм замка Фон де Бефа)

В. Скотт создал многоплановый остросюжетный роман, со множеством действующих лиц, представляющих различные социальные группы. В нём изображены реальные исторические фигуры (Ричард Львиное Сердце) и вымышленные персонажи (Айвенго, Гурт, Ровенна и др.), а события исторические сочетаются с эпизодами и сценами частной жизни.

В. Г. Белинский писал, что творчество В. Скотта оказало влияние на создание исторических жанров художественной литературы и на развитие исторической науки.

2.Как изображен образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»?

Н. В. Гоголь вслед за А. С. Пушкиным в своём творчестве обращается к теме «маленького человека». Так называемые «маленькие люди» сами признают свою ничтожность, а потому стараются лишний раз не попадаться начальству на глаза. Живут себе тихонько со своими маленькими заботами и чаяниям, но тем интереснее узнать, а что же в душе у такого человека, чем он живет. Вероятно, этими же вопросами задавался и Гоголь, создавая свое произведение. Он старается разобраться, что заставляет главного героя вести столь нерадостное существование, пытается рассмотреть в его душе какие-нибудь благородные порывы и мечтания.

Башмачкин Акакий Акакиевич из «Шинели» занимал самую низкую чиновничью должность в одном из департаментов. Этот человек был настолько незаметен, что даже сослуживцы не помнили «когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его». Со временем он даже превратился в своего рода реликвию этого учреждения. Этот человек был совершенно безобиден и даже не пытался перед кем-либо отстаивать свои права. Чувствуя себя во многом жертвой и поступая подобным образом, Акакий Акакиевич в какой-то степени сам был виноват и особенно в деспотическом отношении начальников к его персоне, и в насмешках, отпускаемых в его адрес молодыми чиновниками.

Его беззащитность и безотказность удивительным образом пробуждали в окружающих, причем даже в самых образованных и утонченных, ужасную бесчеловечность и «свирепую грубость». Единственное, на что хватало бедного чиновника при особенно болезненных шутках в его адрес, это на фразу: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Однако говорил он ее таким трогательным голосом, что даже один из чиновников потом долго вспоминал бедолагу и проникался к нему сочувствием и жалостью. Внешность Башмачкина также настраивала окружающих людей если не против него, то на отношение с некоторой долей брезгливости и презрения: «...низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным...».

 Казалось, что этот человек просто притягивал к себе мелкие неприятности. Так, к примеру, он всегда оказывался под окнами именно в тот момент, когда из них что-нибудь выбрасывали. Безусловно, это придавало его облику некоторый неряшливый вид.

 У чиновника совершенно не было друзей или возлюбленной. Тем не менее, несмотря на свое незавидное положение, этот человек был по-своему счастлив. Он любил свою работу. Возможно, имея подобное усердие, главный герой был способен на большее, однако неуверенность в собственных силах очень мешала Башмачкину развиваться. Возможно, этот человек так и прожил бы до глубокой старости, довольствуясь малым, если бы его шинель не пришла в такую негодность, что на ней негде было уже поставить заплатки. Зимняя одежда приобрела для Башмачкина совершенно иной смысл. Несколько месяцев ушло, на то, чтобы собрать необходимую сумму. Новая вещь как будто преобразила Акакия Акакиевича, и это заметили все сослуживцы. Он и сам вдруг почувствовал себя немного другим, но двое грабителей отняли у него шинель. Чиновник потерял свое детище, выстраданное и ожидаемое в течение долгих месяцев. Желание вернуть шинель было настолько сильно, что Башмачкин впервые в жизни показал свой характер, прорываясь на прием к значительному лицу.

Натолкнувшиcь на равнодушие значительного лица, Акакий Акакиевич не смог этого вынести. Кое-как добравшись домой, он заболел и умер. Безусловно, Акакий Акакиевич сам во многом виноват. Он позволил обычной вещи настолько овладеть всеми его чувствами и желаниями, что её потеря привела к смерти. С другой стороны, автор с определенной долей сочувствия относится к своему герою, поскольку немалую роль в трагедии сыграла и среда, в которой Башмачкину приходилось выживать, и окружающие люди, с изрядной долей презрения относящиеся к проблемам «маленького человека».

3.Составьте ассоциативный ряд к понятию «хлестаковщина». Аргументируйте свою позицию.

 

Беззастенчивое и безудержное хвастовство и враньё, умение примерить на себе другой образ и убедить остальных в его подлинности, глупость, лживость и жадность.

Иван Александрович Хлестаков – человек пустейший и беззлобный, любящий покутить и насладиться обществом хорошеньких женщин. Единственное, что он вынес за время работы в канцелярии – приятные обеды у начальника и угодливая чистка его сапог сторожем. Во всяком обществе этот молодой франтик любит рисоваться и блистать, поэтому действительность отметается, как не очень выгодная, а её место заступает ложь. В «Ревизоре» хлестаковщина, то есть пустое проматывание жизни с претенциозными мечтаниями, пронизывает все сферы жизни уездного городка Н, безымянность которого свидетельствует о характере обобщения: в провинциальную реальность втиснута вся ширь и неприглядность русского существования начала ХІХ века.

Конечно же, в определение хлестаковщины входит не только пустота её носителя, но и несколько трусоватая агрессивность (отсюда робкие попытки Хлестакова «распекать», впрочем, без злобы не кого-то конкретно, а весь мир за безобразие мнимого непорядка), и потоки ужасающего вранья.

Это враньё настолько гротескно, что человек, подпавший под него, да ещё скованный страхом (как городничий) не успевает опомниться и принимает всё за чистую монету. К тому же это враньё имеет неоднородную природу и претендует на всеохватность, так как личность Хлестакова хочет показать себя наилучшим образом со всех сторон. Сначала его враньё касается только канцелярии, где в его же сапогах, вычищенных сторожем, промелькнула действительность. Но дальше Хлестаков, всё более и более вдохновляясь, всем своим пустым существом чувствуя себя ревизором, знатным петербургским вельможей не может остановиться. Его вопиющий обман касается сферы власти: здесь идут рассказы о незаменимости в департаменте, о наведении порядков в государственном совете, о тридцати пяти тысяче курьеров, о толпе графов и князей в передней перед пробуждением «фельдмаршала».

 

 

Билет № 9

1. О чем повествует А.А. Блок в стихотворении «На поле Куликовом»? С помощью каких художественных средств передает поэт историческое событие?

Интерес к истории у A.A. Блока пробудился в детстве, в семье его деда, ректора Петербургского университета А.Н. Бекетова. Россия для A.A. Блока — это прежде всего родина, а родина— это «огромное, родное дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое».

В стихотворении «На поле Куликовом» A.A. Блок повествует о борьбе между силами света и тьмы, о необходимости выбора собственного пути. Историческое событие — Куликовская битва — становится для поэта символом решающего сражения сил порядка и хаоса. A.A. Блок сравнивает Русь с женой, потому что для него восприятие России естественнее всего в образе молодой красивой женщины.

Лирический герой A.A. Блока чувствует себя воином, от которого зависит судьба всей России. Он понимает, что все предшествующие века люди также сражались за судьбу страны. Обращаясь к «светлой жене», автор не поясняет, кого имеет в виду. Это может быть и Богородица, и Россия, и жена. В данном случае это покровительница лирического героя.

2 Роль реального и фантастического в повести Н.В.Гоголя «Шинель». Смысл финала. Объясните понятие «гротеск».

Гротеск — прием, характеризующийся применением фантастических образов, алогизмов (отсутствие последовательности, логики в чем-либо) для иллюстрации реальных событий. Они используются в целях заострения внимания на определенных акцентах.

Повесть «Шинель» заканчивается встречей привидения Акакия Акакиевича и «значительного лица». Когда это «значительное лицо» - генерал, который, не выслушав, прогналБашмачкина - возвращался домой, то ощутил на своём воротнике чью-то руку. Обернувшись, он узнал Акакия Акакиевича. Со словами «…твоей-то шинели мне и нужно» Башмачкин сорвал шинель с плеч генерала. После этой встречи привидение больше не беспокоило жителей города.

В этом отрывке и заключается главный смысл повести « Шинель»- торжество справедливости, пусть даже после смерти.

Автор показывает нам, что даже самый «маленький человек» способен стать настоящей личностью. Когда привидение Акакия Акакиевича срывало шинели с прохожих, не разбирая ни чина, ни звания, он рос в своих глазах. Теперь главный герой смог защитить себя, пусть даже в облике мистической фигуры.

С помощью использования мистики Гоголь приводит читателя к мысли, что только с помощью потусторонних сил можно восстановить справедливость, которой нет места в реальном обществе.

Гоголь призывает нас обратить внимание на «маленьких людей», относиться к ним с пониманием и жалостью. Даже самый маленький человек заслуживает справедливости и уважительного отношения к себе.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 2283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!