Прочитайте наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Определите виды рифм и способ рифмовки.



Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.

Шли годы . Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, слезы, и любовь.

В данном произведении А.С.Пушкин использует как мужскую, так и женскую рифмы.

Мужские рифмы: ты – красоты, мечты – черты.

Женские рифмы: мгновенье – виденье, мятежный – нежный.

Что касается рифмы, то её можно чётко определить как перекрёстную.

 

Билет № 6

1. Раскройте понятие «поэма». Расскажите о пути героя на войне в поэме А. Т.Твардовского «Василий Теркин».

Поэма(с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

Тема поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» - Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Автор рассказывает о том, как жил человек на войне; показывает и бой, и госпиталь, и похоронную команду, отступление и наступление, фронтовую дорогу и баню, привал и форсирование реки, воздушный бой. Мы видим пехотинцев, танкистов, шофёров, поваров, генералов. Действительно, можно сказать, что почти все военные картины, весь военный быт поэтом показан. В центре поэмы – образ Теркина, объединяющий отдельные главы произведения в единое целое. Василий Тёркин – вымышленный герой, собирательный образ. Описывая его военную жизнь, автор подчеркивает, что такая жизнь была у каждого солдата.

Мы застаём Василия Тёркина в первой главе только что прибывшим в полк, но из разговора узнаём, что он уже воевал на финской войне. Благодаря человеческим качествам, он легко становится любимцем, ему доверяют. Василий Тёркин участвует в форсировании реки и, когда его взвод закрепляется на правом берегу и не может сообщить об этом командованию, потому что уничтожена рация, он совершает подвиг: переплывает ледяную реку с донесением. Затем он участвует в бою, где уничтожает немцев, засевших в доте, после чего его, раненого, подбирают танкисты и отвозят в санбат. В госпитале он рассуждает о том, что ему хватило бы и медали за совершённые подвиги, орден ему якобы не нужен

Выздоровев, он отправляется догонять свою часть и получает в подарок гармонь. Без песни солдату нельзя, ведь в ней скрывается душа солдата. Она помогает отдохнуть во время небольшой передышки. Затем он отдыхает в избе старика и старухи и помогает им по хозяйству («Два солдата»). Далее совершает ещё один подвиг — сбивает из винтовки вражеский бомбардировщик. В главе «Смерть и воин» рассказывается о сопротивлении раненого бойца смерти, о его борьбе за жизнь, о взаимопомощи. При наступлении Василий Тёркин снова встречается с дедом и бабой, у которых чинил часы, и доходит до Берлина.

А.Т. Твардовский показывает войну как тяжёлую работу, а успех солдата на войне состоит из многих частей — своевременное снабжение, хорошее обмундирование, атмосфера взаимной поддержки, которая оказывает большое влияние на боевой дух армии.

Какую роль играет эпизод схватки Мцыри с барсом в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

М.Ю. Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри, однако мы понимаем, что для героя монастырь – символ неволи. Остаться жить в монастыре - означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество. Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов. На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. Прожив три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен.

Центральным эпизодом поэмы, поражающим своей глубиной и точностью описания, является битва Мцыри с барсом. На создание этого эпизода автора вдохновила старинная грузинская песня о схватке юноши-охотника с тигром (также есть такой эпизод в поэме «Витязь в тигровой шкуре» Ш.Руставели). Описывая сцену схватки, автор использует яркие эпитеты и выразительные глаголы, держа читателя в напряжении и тревоге за судьбу героя. Проигравший битву барс тоже вызывает жалость, ведь в начале эпизода автор говорит о нем, как о ребенке, не подозревающем об опасности.

Мцыри видел в нем достойного соперника и злобного врага, как и он, жаждущего свободы. Поединок, состоявшийся между ними, был поединком физической силы и силы духа. Пусть герой слаб и изможден болезнью, но им движет огромная воля к победе, поэтому в этой битве зверь и человек равны.

В эпизоде схватки с барсом поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Битва Мцыри с разъяренным барсом – это кульминация трех его вольных дней, до предела символичная. Барс олицетворяет злую мощь и волю природы, которая отвернулась от героя.

И в этой смертельной схватке Мцыри проявляет высшую форму героизма – душевный героизм. Всё, что угрожает его свободе, должно быть сломлено и повержено. И он смело расправляется со всеми роковыми обстоятельствами, которые мешают ему быть свободным, а в данном случае их олицетворяет барс.

Дремавшие ранее инстинкты просыпаются, и всю нерастраченную энергию Мцыри вкладывает в борьбу. Его движения молниеносны, глаз точен, и рука не дрогнула. Побеждая разъяренного зверя, он берет верх и над всеми остальными, зримыми и незримыми врагами.

3. Прочитайте наизусть отрывок из романа А. С. Пушкина «Капитанска дочка» . В чём, по вашому мнению, заключается символичность описания бурана ? Назовите средства художественной выразительности, которые использует автор произведения?

«Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облако обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!» Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь».

Пейзаж символичен, так как он готовит и читателя, и Петрушу Гринёва, и всех героев произведения к предстоящим событиям. Буран – символ пугачевской вольницы . Темнота, вихрь, темное кружение - всё напоминает о человеческих заблуждениях, о том, что души людские зачастую находятся во мраке, где практически невозможно отличить добра ото  зла, хорошее от дурного .

Для того, чтобы ярче расскрыть значение образа бури в произведении, А.С.Пушкин использует такие средства художественной выразительности как: метафоры («ветер становился сильнее» ; «туча тяжело поднималась , росла» ; «ветер завыл» ), эпитеты («белая туча» , « снежное море» ), гиперболы ( «туча постепенно облегала небо» ; «все исчезло» , « все было мрак и вихорь» ).

 

Билет № 7


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 700; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!