Определить роль эпиграфа к главе V «Любовь» в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»



 

Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Ума-разума, приданова.

Песня народная.

………………………………………………………….

Буде лучше меня найдешь, позабудешь.

Если хуже меня найдешь, воспомянешь.

То же.

Эпиграф - краткая фраза, цитата, помещаемая во главе произведения с целью указать его дух, смысл, отношение автора к описанным далее событиям.

В эпиграфе к пятой главе «Любовь» говорится о Маше. Это обыкновенная русская девушка, которая надеется встретить свою любовь. Поэтому ее внимание привлекает Швабрин, сосланный в Белогорскуюкрепость за участие в дуэли. Поначалу ее привлекает образованность и начитанность молодого офицера. Однако вскоре Швабрин совершает ряд подлых поступков, что заставляет Машу с негодованием отвергнуть его домогательства. Настоящее чувство Маша встречает в лице Гринева.

Народная песня, откуда и взята цитата для эпиграфа, говорит об особенном приданом, которым Марья Ивановна владеет с избытком: о ее уме, разумности, осмотрительности, понимании счастья как вечной устремленности к совершенству.

 

Билет № 3

1. Гротеск и гипербола как приемы сатирического изображения в «Повести о Шемякином суде».

Гипербола— художественный приём, основанный на преувеличении;используется в повести для того, чтобы показать, насколько несправедлива судебная система. Даже сильное преувеличение не способно вызвать у читателя удивление.

Гротеск— прием, характеризующийся применением фантастических образов, алогизмов (отсутствие последовательности, логики в чем-либо) для иллюстрации реальных событий. Они используются в целях заострения внимания на определенных акцентах.

Основным приёмом сатирического изображения в «Повести о Шемякином суде» является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Гротеск обличает жадность и корыстолюбие, взяточничество и глупость. Герои «Повести…» потеряли своих близких родственников, пошли в суд искать справедливого наказания для обидчика, а нашли издевательства продажного судьи. Поэтому эти сцены можно назвать гротескными: предложение ждать, пока у лошади не вырастет новый хвост; предложение повторить ситуацию со смертью отца городского жителя, которого везли в баню, и также спрыгнуть на бедняка, чтобы попытаться убить его; решение заставить бедняка исправить смерть сына попа тем, чтобы жить с попадьёй как с женой до тех пор, пока не родится у них ребёнок взамен убитого. Гиперболами можно назвать вырывание хвоста у лошади, беспрестанное совершение бедняком непредумышленных убийств, вероятность которых даже поодиночке практически равна нулю.

«Повесть о Шемякином суде» производит грустное впечатление, порождает ощущение несправедливости и глупости. Несмотря на то что она написана с иронией, героев невольно становится жалко. Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, продажный суд.

 

2. Как раскрывается проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

Проблема воспитания истинного гражданина есть центральной в комедии «Недоросль». Д.И.Фонвизина очень волновал этот вопрос, потому что он считал, что только просвещение может изменить систему государственной власти. Он знал о злоупотреблениях помещиков и должностных лиц и выразил свои политические взгляды в «Рассуждениях о непременных государственных законах» и в комедии «Недоросль».

Каким должен быть истинный гражданин? На этот вопрос отвечают его герои Стародум и Правдин: любить Родину, «радеть о своем Отечестве», трудиться на её благо, быть честным, справедливым, умным. Но чтобы научить этому молодого человека, рядом с ним должны быть такие же «истинные граждане». Софья, Милон хоть и оказались в этом доме, но воспитаны были на другом примере. Митрофан полный невежда: не знает ни географии, ни арифметики, не может существительного от прилагательного отличить. Он не хочет учиться, постигать знания, уверен в том, что слуги сделают все необходимое за него. А если необходимо будет чего-либо добиться самому, Митрофан получит силой или преклонением перед сильными. О каких-либо обязанностях, включая долг перед Отчизной, Митрофан даже не помышляет. Стародум так отзывается о нем: «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для Отечества может выйти из Митрофанушки?..». Митрофана с детства окружали грубость, обман, бесчестие. «Маменька» била «папеньку», крепостных, ругалась «с утра до ночи, да так уставала». Поэтому мы слышим из уст Митрофана грубые просторечные слова-оскорбления в адрес и няни Еремеевны, и дяди, и даже в конце комедии – самой матери. Главный учитель его – мать. Очень яркая сцена – урок математики, когда мать вяжет кошелек для Софьюшкиных денег. «Нашел деньги – ни с кем не делись, все себе возьми», «ходи в середнячках, никуда не лезь», «за работу никому не плати». Митрофан все это хорошо запоминает и дерзит учителям. По совету и с помощью матери он готов украсть Софью, чтобы жениться на ней ради денег.

В конце комедии Простакова наказана и государством, и своим собственным сыном, которому не сумела привить уважение к себе. Откуда же появятся качества истинного гражданина в человеке? Драматург убежден: в стране должны быть строгие законы, которым бы подчинялись все, даже цари.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 909; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!