Раскройте особенности одного из стихотворений русских поэтов ХХв. о Родине, родной природе. Прочитайте его наизусть.



Наиболее значительным произведением стала маленькая поэма «Русь» (1914), в которой Сергей Есенин создает обобщенный образ родной земли, задумывается о ее судьбе, рассказывает о страданиях и надеждах своего народа и пытается ответить на вопрос, за что же он любит свою родину.

Произведение состоит из пяти частей-главок, которые раскрывают тему с самых разных точек зрения. В первой части автор изображает деревенскую Русь, запуганную дремучими лесами и волчьим воем, нечистой силой и колдунами. Тщательно и предельно лаконично рисует поэт картину нищей и печальной деревни:

Воют в сумерки долгие, зимние,
Волки грозные с тощих полей,
По дворам в погорающем инее
Над застрехами храп лошадей.

Зимний пейзаж как бы впитал в себя драматизм происходящих событий. С зимой и зимней пургой в народе обычно связывали предсказания смерти, недаром у Есенина «заморозь злая». То же самое сулят сумерки. Это слово поэт повторяет дважды в двенадцати строках первой главки: «сумерки долгие, зимние» и «сумерки мглистые».

Картина Руси настолько грустна, тосклива и пугающая, что, кажется, и любить-то ее не за что. Однако вторая главка является признанием в любви к родине и начинается с противительного союза «но»:

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

В третьей главе — опять резкий контрастный переход. Образ Руси исторически конкретизируется и рисуется символическая картина наступившей войны:

Понакаркали черные вороны
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.

В четвертой главке говорится о страданиях родной деревни в ожидании вестей с поля боя. Она начинается с тревожных вопросов о судьбе солдат:

Затомилась деревня невесточкой –
Как-то милые в дальнем краю?
Отчего не уведомят весточкой, –
Не погибли ли в жарком бою?

В четвертой и последней строфе этой главки появляется единственная героиня, которую автор называет по имени. Это четница Луша, к которой приходят «допытаться любимых речей». Четница читает письма, «груды вестей», пришедшие с фронта. Она говорит об «успехах родных силачей» и олицетворяет собою сквозной лейтмотив поэмы, связанный с желанием разгадать, за что поэт любит свою родину и что ждет ее в будущем, а также с невозможностью постигнуть до конца ее тайну.

Последняя глава — это вдохновенная песнь милым полям, хилым хижинам «с поджиданьем седых матерей», думам деревенских баб, которых не спугнет «ни гром и ни тьма». Здесь выражено острое чувство единства с природой родного края («хоть бы стать мне кустом у воды»), его народом («разгадал я их думы несметные») и великая сыновья любовь к родине, которой поэт желает мирной и счастливой жизни:

Припаду к лапоточкам берестяным,
Мир вам, грабли, коса и соха!
Я гадаю по взорам невестиным
На войне о судьбе жениха.

Последняя строфа поэмы, образующая почти полное строфическое кольцо с первой строфой второй главки, завершает основной лейтмотив этого произведения и по сути отвечает на риторический вопрос, которым начинается нежное и проникновенное признание поэта в своей единственной любви:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, но больше всего — ее великий народ, который без жалоб и слез переносит все большие беды и страдания и живет верой в ее лучшее будущее.

Расскажите о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования.

«Повесть о… житии Александра Невского» была написана в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь. Цель Жития - прославить мужество и храбрость Александра Невского, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли. Автор в начале повествования описывает внешние и духовные качества князя, перед которым преклоняется. Александр, по его мнению, вобрал в себя все положительные качества выдающихся людей: лицо библийного красавца Иосифа, силу Самсона, премудрость Соломона. И все это помогло князю стать действительно защитником Земли Русской и уважаемым человеком.

В центре повести – повествование о битвах на Неве и на льду Чудского озера. В 1240 году шведские рыцари вторглись в пределы северо-западных земель Руси. Они вошли на кораблях в реку Неву и остановились в устье ее притока Ижоры. С небольшой дружиной князь Александр Ярославич 15 июня 1240 года напал на неприятеля и одержал блестящую победу. Отсюда и прозвище Александра – Невский. В 1241-1242 годах он возглавил борьбу с войсками литовских рыцарей, захватившими псковские и новгородские земли. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло сражение, окончившееся разгромом врагов и вошедшее в историю под названием “Ледовое побоище”. Автор говорит о князе не как о богатыре, а как о мудром правителе, христианине, который «возгорел сердцем» о родной земле. Александр перед сражением просит помощи и мудрости у Бога. 

О его мудрости и воинской доблести говорят слова, сказанные им воинам перед сражением: «Не в силе Бог, а в правде». В древнерусской литературе под словом «правда» подразумевали понятие «вера». Слова Александра Невского можно понимать так: в бою на стороне «сильных» выступает только человеческая сила, а на стороне «правых» стоит как сила человека, так и сила Господа. Мужество князя не знает границ. Он один с небольшим войском решает дать отпор многочисленным врагам, которые пришли завоевать Русь. «И не было ему равного в брани», – говорит автор. «И была сеча злая, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечей». Силу и храбрость князя подчеркивают образы воинов, которые плечом к плечу сражаются с ним. С радостью встречали его счастливые горожане, воздавали ему почести, а Богу благодарность. 

Еще один подвиг совершил Александр Невский – это подвиг самопожертвования. Он лично разбирал многие дела крестьян, защищал их от бояр и купцов, объезжал солдат перед боем, выкупал у хана Батыя людей из плена. За этот подвиг самоотверженного служения народу и получил Александр Невский в народе великое звание «Святой».


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 674; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!