Докажите, что комедия Д.И.Фонвизина « Недоросль» относится к произведениям эпохи русского классицизма.



Самым выдающимся произведением драматургии классицизма в русской литературе XVIII века является комедия Фонвизина "Недоросль". В построении своей пьесы Фонвизин точно следовал правилам классицизма. "Недоросль" состоит из пяти канонических актов. В каждой соблюдается правило триединств - действия, времени и места. События, изображенные Фонвизиным, происходят в течение одних суток и в одном месте - в доме помещицы Простаковой.

Согласно правилам классицизма, действующие лица комедии подразделяются на порочных и добродетельных, а в финале пьесы злые наказываются, добрые торжествуют победу. Комические герои посрамлены. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав над крестьянами, ее имение взято под опеку.

В столкновении "злых" и "добродетельных" героев отражен глубокий социальный конфликт передовой дворянской интеллигенции с реакционными помещиками-крепостниками. Драматург преднамеренно заостряет отрицательные образы, достигая этим большей убедительности в обличении крепостничества.

Образы положительных персонажей комедии схематичны в духе классицизма. Правдин, Стародум, Милон, Софья не столько живут и действуют, сколько пространно и важно рассуждают на морально-политические темы, преподают уроки дворянских добродетелей.

Подобно этим положительным героям пьесы, отрицательные персонажи ее наделены "говорящими" именами, по которым сразу можно судить о каждом из них: Простаков, Вральман, Скотинин.

Три темы проходят через драматическое произведение Фонвизина: тема воспитания, крепостного права и государственного устройства России.

Проблема воспитания и образования молодых дворян глубоко волновала драматурга, который мечтал о новом поколении просвещенных русских людей. По мнению Фонвизина, в правильном воспитании коренится единственный надежный источник спасения от духовной деградации дворянства. Фонвизин поставил вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин и отвечает ли русское дворянство своему назначению. Стародум высказал об этом такую мысль: "Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда ему есть столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить!"

Другая проблема "Недоросля" - это проблема крепостного рабства: ужасное положение русских крепостных, отданных в полное владение помещикам, чудовищный произвол дворян. Писатель, высказываясь за обуздание невежественных помещиков, злоупотреблявших своей властью над крестьянами, показывает, что вера в Екатерину II бессмысленна. В ответ на слова Правдина о том, что с такими правилами, "каковы они у Стародума, людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно... за тем, за чем к больным врача призывают", Стародум с полной убежденностью отвечает: "Мой друг, ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится". В уста Стародума автор вкладывает еще одну свою мысль: "Угнетать рабством себе подобных беззаконно".

Таким образом, комедия "Недоросль" отразила важнейшие и острейшие проблемы русской жизни. Фонвизин считал, что главное оружие комедиографа - это смех и порок можно и нужно изображать смешным.

 

Билет №12

1. Дайте определение понятию «поэма» и проиллюстрируйте на примере произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Поэма(с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

 “Мцыри” – поэма, т.к. в произведении преобладает субъективно-лирическое начало, а сюжет построен на основе предания о мальчике, оказавшемся волей судьбы в монастыре.

В чём проявляется лиризм?

Лиризм:
а) изображение внутреннего мира героя (история душевных переживаний Мцыри) Герой наделён сильными чертами характера, с необычной судьбой. Действие сосредоточено вокруг одного героя, в котором воплощён идеал:
в стремлении человека к свободе, любви к Родине. В многообразии изобразительно-выразительных средств лермонтовской поэмы проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создаётся страстный, приподнятый тон поэмы. Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (“как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник.») Метафорические эпитеты передают душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв: “пламенная страсть, сумрачные стены, блаженные дни, пылающая грудь, в холодной вечной тишине, бурное сердце, могучий дух”) Метафоры, риторические вопросы, обращения, восклицания являются средством выражения сильных душевных переживаний;

б) близость переживаний Мцыри мыслям и чувствам автора. Герой и автор внутренне близки. Исповедь героя – это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж. В. Г. Белинский: «…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…».


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 792; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!