Социально-бытовая ориентировка



Цель: социализация детей с нарушением зрения в общество.

Задачи:

· расширять детские представления о предметном мире, учить обследованию предметов с использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния и осязания), понимать их назначение, учить правилам использования и хранения;

· закреплять знания детей о местах расположения различных помещений детского сада, игровых и спортивных площадок, о правилах поведения, в зависимости от их назначения;

· дать представления о некоторых видах труда в промышленности, в сельском хозяйстве и на транспорте, учитывая местные условия. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых;

· дать понятие о предметах бытовой техники и познакомить с правилами безопасности во время пользования ими;

· знакомить детей с транспортными средствами ближайшего окружения, дать представления о многообразии специального транспорта;

· организовывать для детей прогулки, экскурсии в ближайшее окружение (парк, лес, магазины, улицы города);

· учить детей быть наблюдательными за явлениями природы, бережно к ней относиться;

· закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах;

· развивать культурные навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Перечень технологий:

1. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения/ Е.Н. Подколзина.- М., Город детства, 2007.

2. Социализация дошкольников с нарушениями зрения средством игры/ Е.Н. Подколзина.- М.: Город детсва,2006.

3. Авдеева       И.С., Борисенко М.Г. Помоги     мне самому (развитие навыков самообслуживания). – СПб, 2003.

4. Занятия по социально-бытовой ориентировке у дошкольников с нарушением зрения Методические рекомендации / [сост Л. А. Дружинина и др.; науч. ред. Л. А Дружинина]. — Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.

В курсе социально-бытовой ориентировке учитель-дефектолог активно использует сформированные у детей компенсаторные навыки. Формируются навыки предметно-практической деятельности. Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Дефектолог применяет метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей. Наглядный материал для занятий по социально-бытовой ориентировке подбирается с учетом получения максимума разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях. Детей знакомят с предметами ближайшего окружения, учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением. Полученные представления расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и в беседах.

Большое место на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке отводится сюжетно-ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыками взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке у детей формируется понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях.

Работа учителя-дефектолога проводится во взаимодействии с воспитателем. Учитель-дефектолог осуществляет опережающее обучение, предварительное знакомство детей с тем, что будет преподнесено на занятиях воспитателем. Он готовит детей к овладению трудными видами деятельности, формирует алгоритм действий, показывает и обрабатывает способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира. Воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой)

Организационно-методическая работа учителя-дефектолога.Составляющей частью деятельности учителя-дефектолога является методическая работа, в которую входят следующие направления:

· посещение общеобразовательных занятий с целью изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают, как овладевают приемами предметно-практической деятельности;

· выступления на педагогических советах для ознакомления воспитателей с особенностями развития, воспитания и обучения детей со зрительной патологией, а также с коррекционными программами и методиками;

· организация и проведение семинарских занятий по той или иной проблеме, обсуждение опыта работы;

· индивидуальное консультирование воспитателей по конкретным вопросам воспитания и обучения детей, методов коррекционной работы;

· показ занятий с детьми с целью ознакомления воспитателей с конкретными методами и приемами коррекционной работы;

· пропаганда тифлопедагогических знаний (организация выставок специальной литературы с аннотациями и рекомендациями по использованию, демонстрация дидактических материалов).

Работа с родителями.Одним из важнейших направлений работы является систематическая и целенаправленная работа с семьями детей с нарушениями зрения. Она включает в себя несколько направлений:

· выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания и обучения, развития школьников с нарушениями зрения;

· консультация для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;

· индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающимися конкретного ребенка;

· проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, оказания ему действенной помощи в выполнении определенных видов деятельности;

· выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями учителя-дефектолога;

· выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;

· выставки детских работ, выполненных на занятиях дефектолога; задания на дом (на выходные дни, на лето).

 

Ритмика

Одним из разделов коррекционной программы является ритмика. Этот раздел реализуется в ходе музыкальных занятий музыкальным руководителем.

Цель: профилактика и коррекция имеющихся отклонений в психическом и физическом развитии ребенка с нарушениями зрения средствами движений, музыки и слова.

Задачи:

· удовлетворение биологической потребности организма в движении;

· тренировка и совершенствование культуры движений (их ритмичности, свободы, раскованности, выразительности, координированности, пластичности), а также способности к планированию его двигательного поведения;

· профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

· совершенствование навыков ориентировки в пространстве и социальной мобильности в коллективе;

· создание условий к удовлетворению информационно-познавательных потребностей детей в искусстве (через участие в художественно-музыкальной деятельности);

· обогащение детей музыкальными впечатлениями, развитие их сенсорно-музыкальных способностей, содействие первоначальному проявлению музыкального вкуса путем формирования избирательного и оценочного отношения к музыке;

· развитие слухового и музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности (ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения) в свободных движениях, отражая жанры музыки;

· развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов: осознание себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека; 

· осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности (осознавать значит чувствовать, что с тобой происходит в данный момент: что ощущает твое тело, какие эмоции ты испытываешь, о чем думаешь);

· создание условий к творческой самореализации для каждого ребенка.

Перечень технологий:

1. Кручинин В.А., Сермеев Б.В. Воспитание чувства ритма у детей. Методические рекомендации. – Горький, 1982.

2. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

3. Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н., Шашкина Г.Р., Сергеева О.Л. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Под ред. Е.А.Медведевой. – Издательский центр «Академия», 2002.

4. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2002.

 Методика работы над данным разделом строится по концентрическому принципу. С учетом особенностей музыкально-ритмического развития детей, обусловленных возрастом, возможным влиянием визуальной депривации на развитие их двигательной сферы, компенсаторных возможностей слухового восприятия коррекционно-педагогическая работа организуется и осуществляется поэтапно. Все разделы каждого этапа вначале изучаются на более простом материале, а затем педагог возвращается к этим разделам, используя более сложные музыкальные произведения, работая над музыкально-ритмическими упражнениями, композиционно более развернутыми, отличающимися большим разнообразием движений. 

Главная задача первого этапа – формирование умений совершать простые движения в соответствии музыкальному сопровождению. Наиболее прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства на данном этапе – через передачу ритма музыки в простых и легко доступных движениях. Это естественные или основные движения: различные виды ходьбы, бега, подскоков, прыжков и пр. 

Второй этап в основном посвящен овладению умениями ориентироваться в структуре пьес, правильно воспринимать форму музыкальных произведений, различать в них более крупные и мелкие подразделения, а также умениями устанавливать и выражать взаимосвязь между движением и формой музыкальных произведений.

Третий этап направлен главным образом на тренировку чувства метроритма и отражения его в движениях и танце, разучивание танцевальных элементов и танцев, развитие художественно-творческих способностей средствами сюжетно-образной драматизации, инсценировок, музыкальных игр. Метр и ритм неразрывно взаимосвязаны. Единство метра и ритма подчеркивается понятием метроритм. Развитие чувства метроритма протекает как процесс «впитывания» всем телом, мышцами определенных временных и пространственных последовательностей.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 804;