Лиро-эпическая поэма С. Есенина «Анна Снегина». Изображение деревни и революции в поэме.



Поэма "Анна Снегина" лиро-эпическая. Ее главная тема – личная, но через судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени – полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности. Немало встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная" черемуха...

Лирический сюжет – история несостоявшейся любви героев – в поэме едва намечен, и он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев поэмы происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, непрояснены, и чувства и настроения их импрессионистичны, интуитивны. Революция привела героев к расставанию, героиня оказалась в эмиграции – в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Но время, революция не отняли у героев памяти о любви. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, – печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Но это не главное в поэме.

Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов:

И даже в конце поэмы после чтения письма от этой навсегда утраченной для него женщины он как будто бы остается по-прежнему холодным и почти циничным: "Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал".

И лишь в финале звучит светлый аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – и это главное в поэме – все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как "живая жизнь":

Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929–1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой жизни, стремится к наживе любой ценой.

Для Есенина главное – нравственные качества людей, и он рисует в своей поэме ряд колоритных крестьянских типов пореволюционной эпохи.

Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки. В поэме, например, не романтизируется революционность Прона Оглоблина: Прон для Есенина – новое проявление национального характера. Он русский традиционный мятежник новой формации. Такие, как он, то уходят в глубину народной жизни, то вновь вырываются на поверхность в годы "безумных действия".

Еще один крестьянский тип в поэме – мельник – это воплощенная доброта, близость к природе, человечность. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы. Его образ лиричен и дорог автору как одно из самых светлых и народных начал. Не случайно в поэме мельник постоянно соединяет людей. Знаменательно и его присловье: "За милую душу!" Он-то, пожалуй, более всего воплощает эту цельную, добросердечную русскую душу, олицетворяет русский национальный характер в его идеальном варианте.

Сатирические комедии В. Маяковского «Клоп» и «Баня».

Пьеса «Клоп» была написана Маяковским в конце 1928 года. Борьба с мещанством, с грязным «клопиным» уютом обывательщины — такова основная идейная направленность пьесы, ее главная творческая задача. Художественная форма, разработанная Маяковским для воплощения идейного замысла произведения, была оригинальна и необычна.

В созданном Маяковским сатирическом образе Присыпкина (который сам себя величает Пьером Скрипкиным, ибо это иностранное имя кажется ему более благозвучным и выразительным) перед нами предстает типичный мещанин, порвавший со своим классом, с народом. Тина мещанства засосала этого когда-то неплохого рабочего паренька, и он духовно погиб. Присыпкин, Баян, семья Ренессанс и их свадебные гости — это носители таких пороков, как некультурность, грубость, приспособленчество, подхалимство, пьянство, хамское отношение к женщине, антиобщественные настроения. Всей пьесой, и прежде всего образом Присыпкина, поэт как бы говорит: смотрите, как разрушается человеческая личность, зараженная вирусом мещанства и обывательщины, как человек, становясь мещанином в быту, и в общественной жизни неизбежно превращается в обывателя, в «самого поразительного паразита». В 1929 году Маяковским была создана его вторая сатирическая пьеса — «Баня». Острие ее направлено против бюрократизма. «Баня» моет (просто стирает) бюрократов», — писал Маяковский в заметке «Что такое «Баня»? кого она моет?». Так же, как и «Клоп», эта пьеса оригинальна и своим содержанием, и сценическим построением.

Огромной удачей писателя-сатирика явилось создание им образа закоренелого бюрократа Победоносикова, одного из самых опасных мерзавцев, сохранившихся и в наше время. Однако идея пьесы, ее содержание не исчерпывается темой бюрократизма, получившей развитие в образах Оптимистенко, Иван Иваныча и других отрицательных персонажах. Борьба с заскорузлостью, делячеством, бюрократизмом — вот что составляет идейную направленность пьесы В. Маяковского и делает ее особенно актуальной в наши дни. Драматург-сатирик вывел в «Бане» остро сатирические образы засевших в учреждении обывателей, которые не только воплощают в себе все пороки бюрократизма, но и по самому своему назначению являются результатом бюрократических измышлений. Верховный надличностный бюрократ — «Главное управление по согласованию», его задача — «увязывать и согласовывать вопросы», оно совершенно оторвано от жизни. Его начальник Победоносиков — чванливый, тупой, зазнавшийся человечишка, подменяющий реальную работу показной шумихой. Это чиновник до мозга костей: все его понятия лишены реального содержания, его речи изобилуют словесными штампами.

Образ Победоносикова дополняется образами Оптимистенко, Мезальянсовой, Ивана Ивановича. Эти люди закостенели в своем привычном быту, более того — они становятся на пути тех, кто стремится к новому. В отличие от «Клопа», Маяковский назвал «Баню» не комедией, а драмой — очевидно, этим он хотел подчеркнуть трудность борьбы с бюрократизмом и косностью мысли. Рисуя образы тех, кто противостоит бюрократам, поэт раскрывает двойной смысл одного и того же явления: изобретатель Чудаков и явившаяся из будущего Фосфорическая женщина олицетворяют творческую фантазию и фантастику, рабочие Велосипедкин, Фоскин, Двойкин и Тройкин — конкретную практику. Но рабочие не просто технические исполнители — они идейные борцы за создание машины времени. И поэтому символизируют творческую связь физического и умственного труда: «Мы и рабочие, мы и вузовцы», — говорят они. Еще редкое в 1929 году, это явление стало в наше время типичным. Здесь Маяковский обнаруживает удивительный дар предвидения. Хотя «Баня» написана прозой, но это проза великого поэта. Она так отточена, что кажется, будто слушаешь стихи. Слова, которые произносят действующие лица, необычайно ярко характеризуют их: это блестящие сатирические образцы идиотизма канцелярского «слога».

Произведения «Клоп» и «Баня» — органичные составляющие всей художественной системы В. Маяковского. Оригинальная новаторская форма дала возможность драматургу- сатирику сделать широкие социально-философские, общечеловеческие обобщения. Гротеск, элементы фантастики, доведение до логического абсурда идеи бюрократизма и мещанства — все это служит единой цели — познанию и разоблачению отрицательных явлений общественной жизни. Если у драматургов — современников поэта — точкой зрения на события является время настоящее, то в комедиях В. Маяковского осуждение мещан и бюрократов производится с позиции будущего, способного представить эти явления отстраненно, гротескно (ситуация кунсткамеры, зоопарка, музея). Только так можно было достигнуть эффекта укрупнения явления, что составляет особенность гротескного стиля Маяковского.

К сожалению, пороки, на которые обрушивался поэт в начале ХХ века, до сих пор не изжиты. Именно поэтому и сегодня, через 70 с лишним лет после создания пьес, эти произведения Маяковского остаются по-настоящему актуальными и современными.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1486; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!