Рассказы М. Зощенко. Проблема сказа.
В рассказах Зощенко воровство превращается в явление заурядное, более того — неотвратимое. Приглашая гостей, хозяева заранее договариваются о слежке за ними: «Не последишь, так могут в две вечеринки все имущество вместе с кроватями и буфетами вывезти» («Гости»). Персонажи приучились даже обращать воровство себе на пользу. Так, например, вместо того, чтобы вывозить протухшую капусту на свалку, что стоило бы денег, в «красной кооперации» придумали просто выкатить бочку во двор: «На утро являемся — бочка чистая стоит. Сперли за ночь капусту... Вскоре стухла у нас еще одна бочечка. И кадушка с огурцами. Обрадовались мы. Выкатили это добро на двор и калиточку приоткрыли малость. Пущай, дескать, повидают с улицы. И валяйте, граждане! Только на этот раз мы проштрафились. Не только у нас капусту уволокли, а и бочку, черти, укатили. И кадушечку с лямзили» («Бочка»). Воровство приобретает в рассказах Зощенко тотальный характер: ворами оказываются все работники текстильной фабрики — герои рассказа «Засыпались».
Острие сатиры Зощенко направлено на условия жизни и на психологию героев. Писатель неизменно подчеркивает, что изображаемые им жизнь и психология — общие, распространенные. Он пишет не об исключительном, экстраординарном, а о типичном, повседневном — о том, что встречается на каждом шагу, каждый день. В соответствии с этим подходом Зощенко предоставляет слово самому герою — участнику или свидетелю событий. С этой целью писатель выбирает и особый тип повествования — сказ. В соответствии с этим типом повествования автор моделирует современную героям живую, подчеркнуто отличающуюся от его собственной, монологическую речь героя-маски — рассказчика в новеллах Зощенко, так как сказ способен передать непосредственные живые интонации. Вот как, например, говорит герой-маска в рассказе «Актер»: «Вот вы меня, граждане, спрашиваете, был ли я актером? Ну, был. В театре играл. Прикасался к этому искусству. А только ерунда. Ничего в этом нет выдающего». Забежкин, герой рассказа «Коза», так выражает свой восторг: «У забора коза. Да ежели коза, так и жить нетрудно. Ежели коза, то смешно даже... Пожалуйста. Коза есть. Коза, черт меня раздери совсем!»
|
|
Рассказчик Зощенко как бы импровизирует повествование, воссоздавая в своем изложении события, непосредственным участником которых он был, свидетелем коих являлся, или же получил самые достоверные сведения о происшествии «из первых рук» — от такого же «уважаемого гражданина», коим он себя ощущает. Сказ передает все особенности устной речи героя-маски: неправильное словоупотребление, путаный синтаксис, орфоэпические ошибки, используемые просторечные слова, жаргонизмы и вульгаризмы. Сам Зощенко подчеркивал: « Я почти ничего не искажаю. Я пишу на том языке, которым сейчас говорит и думает улица». Вот так, например, герой рассказа «Жених» объясняет своей невесте отказ от брака с ней из-за хромоты избранницы: «Все, говорю, подходит: и мордоворот ваш мне нравится, и лета — одна тыща восемьсот восемьдесят шесть, но не могу. Извините — промигал ногу». Герой рассказа «Рыбья самка» изъясняется так: «Узко рассуждая — не в европейском масштабе, ну к чему такое гонение на пастырей и к чему, скажем, вселять к попам железнодорожных техников? Квартиренка, сами знаете, не огромная, неравно какой карамболь выйдет или стеснение личности». А вот «зарисовка с натуры» в рассказе «Нервные люди»: «А инвалид, чертова перечница, ... в самую гущу вперся. Иван Семеныч... кричит ему: „Уходи, Гаврилыч, от греха. Гляди, последнюю ногу оборвут".
|
|
Гаврилыч говорит:
— Пущай, говорит, нога пропадет! А только, говорит, не могу я теперича уйти. Мне, говорит, сейчас всю амбицию в кровь разбили».
Целью сказа является саморазоблачение героя. Сказ позволяет Зощенко передать мироощущение героя-маски. Из речи персонажей мы можем судить об их жизненном опыте, возрасте, профессии, уровне культуры, жизненных приоритетах и идеалах. Сказ помог Зощенко ввести в литературу нового героя, удаленного от культуры, и новый жизненный материал постреволюционной эпохи. Сказ позволяет читателю отчетливо ощутить новизну и двуплановость построения рассказа, сочетание двух противоположных оценок — авторской и героя-рассказчика.
|
|
В рассказах за автора говорят герои и их поступки. Кроме того, «уважаемые граждане» М. М. Зощенко обращаются со страниц произведений не к какому-то абстрактному читателю, а к такому же, как и они сами. Герои как бы вступают в диалог, говорят между собой, в своем кругу, где все друг друга понимают и согласны в оценках и убеждениях. Поэтому традиционными становятся обращения героев—рассказчиков к читателям: «братцы», «братишки», «граждане», «дорогие мои». Персонаж может даже обратиться к читателю за сочувствием, уверенный в том, что его поймут и поддержат — «войдут в положение»: «А кухонька, знаете, узкая. Драться неспособно. Тесно. Кругом кастрюли и примуса. Повернуться негде. А тут двадцать человек вперлось. Хочешь, например, одного по харе смазать — троих кроешь» («Нервные люди») .
В речи героя наиболее ярко раскрывается его важнейшая характеристика — маргинальность, причем не столько социальная, сколько ментальная.
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 3991; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!