ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСКУССТВ



Литературоведение как комплексная наука. Объект и предмет теории литературы. 2. Искусство и действительность. Виды искусств. Специфика литературы как вида искусства. 3. Основные законы искусства. 4. Литература как образное воссоздание действительности. Функции литературы. 5. Художественный мир как самостоятельная литературоведческая категория. 6. Литературное произведение как художественное целое. Понятия системы и структуры. Форма и содержание литературного текста. Проблема содержательности формы. 7. Художественный образ как форма отражения действительности искусством в свете эстетического идеала писателя. 8. Язык художественной литературы и его отличие от практической речи. Два основных типа организации речи. 9. Поэтический синтаксис. Фигуры и их художественная функция (приведите примеры). 10. Поэтическая семантика. Тропы, их общие свойства. Классификация тропов и их функция в тексте (приведите примеры). 11. Содержание и форма литературного произведения. 12. Сюжет и фабула. Значение этих понятий для практики литературоведческого анализа (подтвердить примерами). 13. Композиция как общий принцип построения текста. Смыслообразующая роль композиции (привести примеры). 14. Теория литературных родов в классической эстетике и в современной науке. 15. Понятие о ритме. Единицы ритма (стих, метр, стопа, рифма, строфа). Ритм как конструктивный фактор стиха. 16. Системы стихосложения. Смена стихотворных систем в русской поэзии. Суть реформы М.В.Ломоносова-В.К.Тредиаковского. 17. Русское силлабо-тоническое стихосложение. Двусложные и трехсложные размеры. Вспомогательные ритмические единицы: пропуски схемных ударений, анакруза, клаузула, цезура, строчные переносы. 18. Родовое и жанрово-видовое деление литературы. 19. Эпос как литературный род. Определяющие черты эпического рода. Видовое деление эпоса. 20. Общая характеристика лирики как литературного рода. Понятие о лирическом герое. 21. Основные лирические жанры: типология и эволюция. 22. Драма как литературный род. Жанры драмы: трагедия, комедия, собственно драма. 23. Классицизм как литературное направление. 24. Сентиментализм как литературное направление. 25. Романтизм как литературное направление 26. Реализм как литературное направление 27. Символизм как литературное направление 28. Акмеизм как литературное направление 29. Футуризм как литературное направление. 30. Основные свойства текста. Его отличия от произведения.

Литературоведение как комплексная наука. Объект и предмет теории литературы.

Литература (от латинского. litteratura - рукопись, сочинение; к лат. litera - буква) в широком смысле - вся письменность, обладающая общественным значением; в узком и более употребительном смысле - сокращенное обо-значение художественной литературы, качественно отличающейся от других видов литературы: научной, философской, информационной и т д. Литература в этом смысле есть письменная форма искусства слова.

Литературоведение - наука, всесторонне изучающая художественную литературу, “Термин этот сравнительно недавнего происхождения; до него пользовалось широким употреблением понятие “история литературы”, ее сущность, происхождение и общественные связи; совокупность знаний о специфике словесно-художественного мышления, генезисе, структуре и функциях литературного творчества, о локальных и общих закономерностях историко-литературного процесса; в более узком смысле слова - наука о принципах и методах исследования художественной литературы и творческого процесса

Литературоведение как наука включает в себя:

историю литературы;

теорию литературы;

литературную критику.

Вспомогательные литературоведческие дисциплины: архивоведение, библиотековедение, литературное краеведение, библиография, текстология и т. д.

Наука о литературе называется литературоведение. Литературоведение как наука возникла в начале 19 века. Конечно, еще со времен античности существовали литературные труды. Аристотель был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Платон создал историю об идеях (идея > материальный мир > искусство).

В 17 веке Н. Буало создал свой трактат “Поэтическое искусство”, опираясь на более раннее творение Горация. В нем обособляются знания о литературе, но это еще не была наука.

В 18 веке немецкие ученые пытались создать просветительские трактаты (Лессинг “Лаокоон.О границах живописи и поэзии”, Гербер “Критические леса”).

В начале 19 века в идеологии, философии, искусстве начинается эпоха господства романтизма. В это время свою теорию создали братья Гримм.

Литература - вид искусства, она создает эстетические ценности, и поэтому изучается с точки зрения разных наук.

Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм. Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира - письменная и устная.

Теория литературы изучает общие закономерности литературного процесса, литературу как форму общественного сознания, литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений автора, произведения и читателя. Вырабатывает общие понятия и термины.

Теория литературы взаимодействует с другими литературоведческими дисциплинами, а также историей, философией, эстетикой, социологией, лингвистикой.

Поэтика - изучает состав и строение литературного произведения.

Теория литературного процесса - изучает закономерности развития родов и жанров.

Литературная эстетика - изучает литературу как вид искусства.

История литературы изучает развитие литературы. Делится по времени, по направлениям, по месту.

Литературная критика занимается оценкой и анализом литературных произведений. Критики оценивают произведение с точки зрения эстетической ценности.

С точки зрения социологии структура общества всегда отражается в произведениях, особенно древних, поэтому она также занимается изучением литературы.

Вспомогательные литературоведческие дисциплины:

1) текстология - изучает текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии

2) палеография - изучение древних носителей текста, только рукописи

3) библиография - вспомогательная дисциплина любой науки, научная литература по тому или иному предмету

4) библиотековедение - наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы, сводные каталоги.

http://otherreferats.allbest.ru/literature/00004653_0.html

2 Искусство и действительность. Виды искусств. Специфика литературы как вида искусства.

"Искусство - одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности."

Трудно спорить с этой формулировкой. Однако количество полезной информации, содержащееся в ней, равно нулю. Это определение не раскрывает ни задачи, ни функции искусства, и даже толком не объясняет, что это такое. Ни одна серьезная работа по искусствоведению у нас не обходится без утверждения того, что "искусство должно отражать действительность."

Более бессмысленную фразу трудно себе представить. Ничего подобного искусство не должно. Оно не должно отражать действительность, оно просто не может не отражать действительность. Каждый художник, независимо от того к какому направлению в искусстве он принадлежит, живет в определенном времени, в определенных исторических условиях, и он не может от них оторваться. Время накладывает свой отпечаток на его картины, скульптуры, книги и т.д. Каждое произведение отражает жизнь, время в которое оно было создано, процессы происходившие в это время, независимо от того хочет этого его автор или нет. Другое дело, что это отражение редко похоже на оригинал. Это отражение в кривом зеркале.

Навязывание лозунга - "Искусство должно отражать жизнь!" - и непременное требование "реалистичности искусства", доведенное до абсурда, нанесло чувствительный урон искусству. Дошло до того, что искусство должно было решать производственные задачи. Была выхолощена сама суть искусства, ведь оно должно передавать самое главное, опираться на общечеловеческие понятия и ценности, а не заниматься изображением частных конфликтов или бездумно копировать происходящее. Искусство не должно подменять собой публицистику. Политические реформы и экономические проблемы со временем потеряют свою остроту, а общечеловеческое останется. Так произведения Шекспира или Мольера понятны и близки нам, хотя и написаны давным-давно.               КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА

Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельныхви-дов искусства.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСКУССТВ

АРХИТЕКТУРА

Архитектура (греч. "architecton" - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.

Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

ГРАФИКА

Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.

Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.

ЖИВОПИСЬ

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

- монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.

- станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):

- Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

- Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

- Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

- Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

- Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

- Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.

-Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

- горельеф - высокий рельеф,

- барельеф - низкий рельеф,

- контррельеф - врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

- памятники,

- монументы,

- мемориалы.

Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 835; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ