Эпос как литературный род. Определяющие черты эпического рода. Видовое деление эпоса.



Эпос - (гр.рассказ, повествование) – один из трёх родов литературы, повествовательный род. Жанровые разновидности эпоса: сказка, новелла, повесть, рассказ, очерк, роман и т.д.Эпос как род литературы воспроизводит внешнюю по отношению к автору, объективную действительность в её объективной сущности. Эпос использует разнообразные способы изложения – повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления. Эпические жанры обогащаются и совершенствуются. Развиваются приёмы композиции, средства изображения человека, обстоятельств его жизни, быта, достигается многостороннее изображение картины мира, общества. Художественный текст похож на некий сплав повествовательной речи и высказываний персонажей.Всё рассказанное даётся только через повествование. Эпос как литературный род очень свободно осваивает реальность во времени и пространстве. Он не знает ограничений в объеме текста. К эпосу также принадлежат романы-эпопеи. К эпическим произведениям можно отнести роман Оноремпа де Бальзака «Отец Горио», роман Стендаля «Красное и чёрное», роман-эпопею Льва Толстого «Война и мир». Эпическое произведение, не ограниченное ни объемом, ни регламентированной речевой структурой, включает в себя и лирические отступления, и драматические формы монолога, диалога и полилога. Повествование в эпосе исходит обычно или от автора-повествователя, или от героя-рассказчика, или без персонализации, как бы от лица самой истины, автора всеви­дящего и всезнающего, или, наконец, от обобщенного пред­ставителя некоего социума, за речевой маской которого («ска­зом ») писатель скрывает свое истинное лицо, в результате чего способ повествования служит не только средством, но и пред­метом изображения.Полная свобода эпического произведения в организации хронотопа, выражении авторского сознания, мыслей и пе­реживаний персонажей, гибкое разнообразие способов по­вествования, универсальный ассортимент изобразительно- выразительных средств, отсутствие жесткой регламентации в их использовании совокупно обеспечивают ему неисчер­паемые возможности в осуществлении познавательной функции.Как и любой род литературы или устной народной поэзии, эпос делится на виды, которые, в свою очередь, членятся на жанры: Ведущий вид устного народного творчества — сказка. В его основе лежит повествование с установкой на вымысел. Этот вид фольклорного эпоса представлен сказками о живот­ных, волшебными, авантюрными, бытовыми, докучными, сказками-небылицами и т.д.Видовыми разновидностями эпоса являются эпопея, былина, сказка, роман, повесть, поэма, рассказ, очерк, басня, анекдот.Эпопея – наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Значительно различаются между собой древняя героическая эпопея и эпопея современная. Древние эпопеи уходят корнями в фольклор, мифологию, легендарную память о доисторических временах. Важнейшей чертой древних эпопей является то, что в них все чудесное и невероятное становится объектом непосредственной веры и единственно возможной формой освоения мира. Древняя эпопея неизбежно отмирает вместе с окончанием «детства человеческого общества». Она художественно необходима лишь до тех пор, пока живет и определяет человеческое восприятие мира мифологическое сознание. В основе эпопеи нового времени лежит либо реалистическое (как, например, в «Войне и мире», в «Братьях Карамазовых», «Тихом Доне»), либо романтическое осознание мира (как, например, в эпопее Пруста «В поисках утраченного времени»). Основной чертой современной эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. При классификации видовых форм в эпосе большое значение играют различия в объеме произведений.
Существует малая форма (рассказ), средняя (повесть) и большая эпическая форма – роман. В отличие от повести и романа рассказу не свойственны развернутая система персонажей, в нем нет сложной эволюции характеров и их подробной индивидуализации.
Рассказ с динамичным сюжетом, неожиданными, острыми сюжетными поворотами и развязкой обычно называют новеллой.
Описательно–повествовательный рассказ называется очерком. Сюжет в очерке играет меньшую роль, чем диалог, авторские отступления, описание обстановки. Характерная черта очерка – документальность. Часто очерки объединяются в циклы.
Ведущим эпическим видом является роман. Само слово «роман» обозначало вначале, в средневековой Европе, повествовательные произведения на романских языках.http://letyra.ru/?page_id=75http://lagunovskij.ucoz.ru/index/literaturnye_rody_vidy_zhanry/0-37

20. Общая характеристика лирики как литературного рода. Понятие о лирическом герое.Другим родом художественного творчества является лирика. Она отличается от эпоса тем, что в ней на передний план выдвигаются внутренние переживания поэта. В лирике перед нами живая взволнованная человеческая речь, художественно организованная в целостную выразительную систему языка – стихотворную речь. В лирике отсутствует развернутый сюжет, в ней мы не встретим законченных характеров, поступков, описаний, занимающих существенное место в прозе. Образ–переживание имеет в лирике самостоятельное эстетическое значение и называется лирическим героем. Понятие о лирическом герое впервые было употреблено Ю. Тыняновым применительно к творчеству А. Блока.Образ лирического героя создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий, закрепленных в произведении в художественно преображенной форме. Однако полное отождествление личности самого поэта и его лирического героя неправомерно: не все, что включает в себя «биография» лирического героя, происходило в действительности с самим поэтом. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Сон» лирический герой видит себя смертельно раненным в долине Дагестана. Эмпирической биографии самого поэта этот факт не соответствует, но пророческий характер «сна» очевиден (стихотворение и написано в 1841 году, в год смерти Лермонтова). Термин «лирический герой» введен Ю.Н. Тыняновым в 1921 году, и под ним понимается носитель переживания, выраженного в лирике. «Лирический герой - художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира».Лирический герой присутствует не во всех произведениях поэта-лирика, и о лирическом герое нельзя судить по одному стихотворению, представление о лирическом герое складывается из цикла стихов поэта либо из всего его поэтического творчества. Это особая форма выражения авторского сознания:

1. Лирический герой - это и носитель речи, и предмет изображения. Он открыто стоит между читателем и изображаемым миром; мы можем судить о лирическом герое по тому, что ему близко, против чего он восстает, как он воспринимает мир и свою роль в мире и т.д.

2. Для лирического героя характерно внутреннее идейно-психологическое единство; в разных стихотворениях раскрывается единая человеческая личность в ее отношении к миру и к самой себе.

3. С единством внутреннего облика может сочетаться единство биографическое. В этом случае разные стихотворения могут объединяться в эпизоды жизни некоего человека.

Определенность лирического героя свойственна, например, поэзии М.Ю. Лермонтова (которому принадлежит открытие лирического героя в русской литературе, хотя сам термин появился в ХХ веке), Н.А. Некрасова, В. Маяковского, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Высоцкого... Из их лирических произведений вырастает образ личности цельной, очерченной и психологически, и биографический, и эмоционально, со свойственными ей реакциями на события в мире и т.д. Лирическому герою в поэзии, хотя он и не совпадает полностью с авторским «я», сопутствует особая искренность, исповедальность, «документальность» лирического переживания, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом. Лирический герой, и не без основания, обычно воспринимается как образ самого поэта - реально существующего человека. Видовыми разновидностями лирики являются эпиграмма, эпитафия, эпиталама, идиллия, эклога, песня, романс, послание, элегия, дума, гимн, дифирамба, ода, мадригал, канцона.Виды лирики устанавливаются чаще всего в зависимости от выражаемого в лирическом произведении чувства. Если в лирическом произведении выражается торжество, то данное произведение является гимном, если печаль – то элегией, если ирония – то эпиграммой. Формы лирического жанра не имеют такого четкого различия, как в эпосе. Но и здесь иногда выделяются жанры. Например, песня как вид лирики может быть следующих жанров: песня военная, песня застольная, песня–шутка, песня о любви, песня о дружбе и т.д.http://otherreferats.allbest.ru/literature/00013085_0.html

21. Основные лирические жанры: типология и эволюция.ОСНОВНЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ. Стихотворение — лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами, пе­редающее чувства, мысли, эмоции лирического героя. (Напри­мер, стихотворение А.А. Блока «Россия», А.А. Ахматовой «Му­за» и др.)Элегия — жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму. Основные вопросы, раскрываемые в элегии: смысл жиз­ни, человеческого существования, место поэта в мире, философ­ские раздумья (например, элегии А.С. Пушкина «Погасло днев­ное светило…», «Безумных лет угасшее веселье…», А.А. Ахма­товой «Мартовская элегия» и др.).Стансы — в русской поэзии XVIII — начала XIX века произ­ведения элегической лирики (чаще медитативные, реже любовные), написанные обычно четверостишиями, чаще всего четырехстопным ямбом (например, стансы А.С. Пушкина «В надежде славы и добра…»).Эпиграмма— в переводе с греческого epigramma означает «надпись»: 1) небольшое лирическое стихотворение в античной литературе, написанное на произвольную тему элегическим до.стихом; 2) небольшое по объему сатирическое стихотворение, построенное, как правило, на контрасте (например, эпиграмма А.С. Пушкина: «Змея ужалила Маркела». / — «Он умер?» — «Нет, змея, напротив, околела!» и др.).Сонет— лирическое стихотворение, состоящее из четырна­дцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета); в катренах повторяются только две риф­мы, в терцетах — две или три. Расположение рифм допускает различные варианты (например, сонет Н.С. Гумилева «Как кон­квистадор в панцире железном…» и др.).Эпитафия— надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему.Песня— жанр письменной поэзии, выражающий опреде­ленное идейно-эмоциональное отношение; основа для после­дующих музыкальных обработок.Гимн — торжественная песнь, принятая как символ государ­ственного или социального единства (например, гимн России С.В. Михалкова и др.).Ода – жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение.Послание— стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу (например, послания А.С. Пушкина «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» и др.).Романс— небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть положено на музыку (например, романс С.А. Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледене­лый…» и др.).http://diicon.ru/rus/stati/analiz-poeticheskogo-teksta.php/8


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1544; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!