Понятие влечения в психоанализе. Психодинамическая трансформация влечений. Проективная диагностика мотивации.



Психоанализ – способ диагностики и лечения неврозов.

Психоанализ – теория, объясняющая возникновение неврозов.

Психоанализ – это доктрина, анализ искусства, философии, развитие общественных связей.

Историки психоанализа выделяют 2 периода:

1. Фрейд – Брейеровский период (1890-1897) – очерки по исследованию истерии. Постгипнотическое внушение.

3 вывода:

1. Поведение человека мотивируется бессознательными причинами

2. Истинные причины и толкования субъектом их не совпадают

3. Есть возможности осознания истинных причин.

Главная причина: бессознательное

В этот период Фрейд вводит понятие: психотравма, симптом, отреагирование, катарсис.

Психотравма – жизненно-важное событие, которое вызывает аффективное переживание и неспособность субъекта устранить это возбуждение.

Отреагирование – освобождение от аффекта, связанного с психотравмой. Нормальное отреагирование случается лишь тогда, когда субъект осознал:

1. Влияние внешней причины

2. Влияние внутренней причины.

Симптом – проявление бессознательного, это окольные пути, посредством которых бессознательное может пройти в сознательное.

Проявления:

Соматические – онемение рук.

Поведенческие - навязчивые движения.

Катарсис – это разрядка патогенного аффекта, освобождение энергии бессознательного, расширение границ индивидуального сознания и отвержение прежнего: очищение от страхов, аффектов.

Бессознательное – случайные переживания, которые возникают под влиянием патогенных ситуаций, значение сексуального начала не подчеркиваются.

Период (1897-1920) – «Психопатология обыденной жизни», «Толкование сноведений», «Три очерка о теории сексуальности».

Бессознательное – как целая система чувств, неудовлетворенных потребностей, они все не совместимы с нормой. Особый динамизм и интенсивность переживаний.

Бессознательное имеет механизмы:

1. Вытеснение – выталкивание из сознания травматических и неприятных событий.

2. Подавление – активная попытка сознания избавиться от чего-то из памяти, сознательное игнорирование субъектом неприятностей.

3. Сопротивление

4. Цензура

5. Сублимация

Бессознательноеàлатентное (предсознание)

Бессознательное à вытесненное.

Комплекс – это особое психологическое образование, идеи, воспоминания, которые сливаются с аффектом.

Характеристики комплекса:

1. Индивидуальные /общекультурные à комплексы.

2. Аффективная окрашенность

3. Уникальны, индивидуальны для каждого

4. Действуют непроизвольно

5. Частично неосознаваемые

Бессознательные содержания безразличны к ситуации (проявляются независимо от ситуации), не знают сомнений и отрицаний, не знают противоречий.

Топическая модель:

 

 

 


1 – сознательное

2 – предсознательное

3 – бессознательное

Предсознательное - это неосознаваемое в данный момент; граница между сознанием и предсознательным «прозрачна», содержания предсознательного могут довольно легко переходить в поле сознания, если возникнет в этом необходимость. Например, вы сейчас читаете эту книгу и в фокусе вашего сознания находится последняя фраза или какое-то иное содержание, вне фокуса (но в сознании) содержатся менее ясно и отчетливо осознаваемые переживания. Однако, то событие, которое случилось сегодня утром, вы в данный момент не осознаете. Как только вам напомнят об этом, воспоминание о случившемся тут же окажется в фокусе вашего сознания.

Между предсознательным и бессознательным — более жесткая граница. На этой границе стоит страж — цензор, или цензура, которая не пропускает в сознание из бессознательного влечения (бывшие изначально бессознательными) или содержания нашей душевной жизни, вытесненные в свое время из сознания и предсознательного в бессознательное. Цензор (цензура) олицетворяет собой те нормы культуры и морали, которые приняты в данном обществе и усвоены человеком столь прочно, что они стали для субъекта (для его Я) жестким правилом.

Бессознательные влечения противоречат социальным нормам, цензура оказывает значительное сопротивление тому, чтобы данные бессознательные душевные движения проникали в сознание. Однако, поскольку бессознательные содержания «энергетически заряжены», они так или иначе ищут для своей разрядки иных, косвенных, окольных, путей, проявляясь в своих «заместителях» (сновидениях, ошибочных действиях, соматических симптомах, трансфере и т.п.).

Поэтому сверхзадачей психоаналитической работы с пациентом является доведение до его сознания неосознанных желаний (с целью избавления пациента от мучительных симптомов, рассогласованности с самим собой) и направление энергии бессознательных влечений к более «прямой» их разрядке под контролем сознания.

Структурная модель личности:

Оно— самая нижняя (глубинная) подструктура личности, содержание которой бессознательно, включает в себя безудержные сексуальные и агрессивные влечения. Подчиняется принципу удовольствия и конфликтует с Я и Сверх-Я.

Сверх-Я - выполняет роль внутреннего цензора, совести, и представляет собой складывающуюся под влиянием воспитания систему моральных и культурных норм, принятых в данном обществе и усвоенных личностью.

У Ясамая незавидная судьба: это посредник между Оно и Сверх-Я, между индивидом и внешним миром. Я выполняет функцию восприятия, осознания внешнего мира и приспособления к нему, подчиняется поэтому принципу реальности, но в то же время вынуждено «угождать» и Оно, и Сверх-Я. Естественно, что между этими подструктурами личности все время возникают конфликты. И для сохранения целостности личности Я вырабатывает так называемые защитные механизмы, которые помогают Я согласовывать между собой противоречивые требования всех противостоящих ему реальностей не за счет реального удовлетворения этих требований, а за счет их примирения путем специфической субъективной работы.

Есть  2 вида возбуждения:

  1. Внешние – можно скрыться.
  2. Внутренние – нельзя скрыться и избежать.

Влечение – это толчок, натиск, против которого невозможно устоять.

Влечение есть раздражение для психического.

Свойства влечения:

1.Раздражение влечения исходит не из внешнего мира, а изнутри организма.

2. Влечение никогда не производит действия мгновенного, единственного толчка, а всегда постоянной силы. Так как оно действует не извне, а изнутри организма, то против него не в силах помочь никакое бегство.

Характеристика влечения.

Под напряжением (силой) (Drang) влечения понимают его двигательный момент, сумму силы или мерило требуемой работы, которую он олицетворяет. Признак импульсивного напряжения составляет общую особенность всех влечений, самую сущность их.

Целью влечения всегда является удовлетворение, которое может быть достигнуто только посредством устранения состояния раздражения в источнике влечения.

Объектом влечения является тот объект, на котором или посредством которого влечение может достичь своей цели. Это самый изменчивый элемент влечения, с ним первоначально не связанный, а присоединенный к нему только благодаря его свойству сделать возможным удовлетворение.

Источник влечения - соматический процесс в каком-либо органе или части тела, раздражение которого в душевной жизни воплощается во влечении. Источник влечения - соматический участок тела, раздражения которого и приводит к определенным влечениям.

Главная движущая сила: либидо – сила сексуального влечения.

В начале 3. Фрейд в соответствии со своей естественно - научной установкой разделял на две группы:

1) влечения к сохранению себя как индивида (к самосохранению)

2) влечения к сохранению рода (сексуальные влечения).

Вторые оказываются для субъекта даже более значимыми, чем первые, поэтому стремление к сексуальной жизни реализуется у многих людей даже в ущерб их влечениям к самосохранению. Опыт взаимоотношений З.Фрейда с пациентами (главным образом, пациентками) обнаружил, что в основе невротических симптомов лежат неудовлетворенные сексуальные влечения. Это происходило в силу специфических условий воспитания детей из средних слоев общества тогдашней Австро-Венгрии, где господствовала «репрессивная» сексуальная мораль. Однако 3. Фрейд делает из этой частной закономерности глобальный вывод о том, что в основе психической жизни любого человека (независимо от времени и культуры, в которых он живет) лежат сексуальные влечения, которые накладывают свой отпечаток на все без исключения ее стороны. Этот пансексуализм 3. Фрейда, с одной стороны, привлек к нему внимание читающей публики, а с другой — оттолкнул от него многих, увидевших в пансексуализме явную ограниченность фрейдовского психоанализа.

Фрейд строго держался принципа сексуального происхождения неврозов, расценивая отход от этого принципа как «измену науке».

Под влиянием некоторых общественных событий (Первой мировой войны) З.Фрейд изменяет свое учение о влечениях человека, вводя в него «новое измерение». Теперь он выделяет еще влечения к жизни и влечения к смерти(обосновывая необходимость такого нововведения в работе «По ту сторону принципа удовольствия», вышедшей в конце 1920 г.).

 Далее Фрейд развивает свою классификацию: он подчеркивает принцип гомеостаза (стремление к разрядке напряжение, стремление вернуться к состоянию уравновешенности). Он пишет в 20-ом году: элементарное живое существо не должно стремиться к изменению. Целью жизни является смерть.

Идея влечения к смерти – все наши влечения направлены на то, чтобы восстановить состояние покоя и стабильности, и все влечения приводят к смерти, некоему гомеостазу и стабильности, к полной разрядке, все влечения обеспечивают путь к смерти, именно естественной смерти, поэтому человека должен избегать войны и остальное. Только сексуальность отличается от всех остальных влечений.

Эрос – влечение к жизни;

 Танатос – влечение к смерти.

Идея разрушения, появляется после влечения смерти. В человеке таиться особое влечение к разрушению и агрессии.

Влечение к смерти — более консервативная тенденция в психической жизни человека, которая стремится приспособить организм к среде наиболее экономным путем: «законсервировать» наличное состояние равновесия со средой или — при возможности — возвратиться на предыдущую ступень развития. Это влечение может проявляться в формах «бегства от жизни» (вариант «премудрого пескаря» из одноименной сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина), суицидальных попытках (т.е. стремлении возвратиться в неорганическое состояние), агрессивных действиях по отношению к окружающим (поскольку это часто кажется более простым, чем долгое и сложное выстраивание новых для субъекта отношений с людьми) и др.

Влечение к жизни — противоположная тенденция «усложнять» себе путь к смерти, что предполагает движение не «от» жизни, а навстречу ей и постоянную активность субъекта


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1450; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!