Мотивация животных и мотивация человека, их фундаментальные различия. Биологические механизмы инстинктивного поведения, их развитие в филогенезе.



Д.А. Леонтьев.

Потребности человека имеют иную природу, чем потребности животных.

На этом положении приходится специально настаивать, так как его столь часто встречающееся в психологии полупризнание ведет к противопоставлению биологического и социального в человеке. «Позитивное» мышление, конечно, легко открывает общность первичных, биологических потребностей человека и животных. Ведь человек, как и животное, имеет желудок и испытывает голод: чтобы существовать он должен, как и животное, удовлетворять свои пот­ребности в пище, воде и т.п.

Другое дело – высшие потребности человека. Они являются «функционально автономными». Они детерминированы не биологически, а социально.

Иначе говоря, существуют два рода потребностей, управляющих человеком: биологические — с одной стороны, социальные – с другой. Эта констатация является, однако, совершенно недостаточной. Ее недостаточность проистекает из ложного подхода, который состоит в том, что потребности рассматриваются в отвлечении от условий и образа жизни субъекта, в зависимости от которых они единственно получают свою определенность. При таком подходе природа потребностей естественно кажется лежащей непосредственно в субъекте, в то время как в действительности она зависит от особенностей объекта деятельности, которая ведет к их удовлетворению.

1. У животных это — приспособительная в широком смысле слова, деятельность, и это — натурные объекты. Поэтому мы говорим, что потребности животных имеют биологическую природу.

2. У человека это – деятельность, опосредствованная общественными условиями жизни, и
это – объекты, составляемые процессом общественного производства и распределения, поэтому мы говорим, что потребности человека имеют общественную природу. При этом последнее относится как к высшим, так и к элементарным потребностям.

Даже простейшая из потребностей – потребность в пище меняет при переходе к человеку свою природу. «Голод есть голод, однако голод, который удовлетворяется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, который заставляет поедать сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов», — замечает Маркс.

Изменение природы, содержания и способов удовлетворения потребностей внутренне связано с изменением формы их субъективного отражения. Возникновение сознания означает, что предметы потребностей, а равно способы и орудия их удовлетворения, могут субъективно презентироваться человеку, сознаваться им. Вместе с тем, меняется также и внутренняя сигнализация, выражающая динамику потребностей.

Глубокий метаморфоз потребностей у человека выражается в том, что происходит, образно говоря, их отвязывание от объективных потребностных состояний организма. Их несовпадение, а иногда и прямое расхождение между ними, ясно проявляется уже в элементарных потребностях.

Сдвиг потребностей, о котором идет речь, происходит и на содержание деятельности. В результате формируются функциональные потребности совсем иного типа и иного происхождения, чем биологические функциональные потребности, как, например, потребность в сне или тратах мышечной силы. Этот новый тип функциональных потребностей, к которому относятся такие потребности, как потребность в труде, игре, художественном творчестве и т.д., можно назвать «предметно-функциональными».

У животных соотношения потребностей определяются их биологической ролью и их объективной цикличностью. Они выражаются в их относительной силе и в сменах доминирующих потребностей. У человека потребности вступают в такие иерархические соотношения друг с другом, которые отнюдь не определяются их биологическими значениями. Хотя удовлетворение элементарных, витальных потребностей есть для человека «первое дало» и неустранимое условие его существования, из этого вовсе не следует, что эти потребности занимают главенствующее место.

Вилюнас!!!

Тезис о всеобщей мотивационной значимости отражаемых явлений ставит вопрос о причинах и источниках столь широкого и разнообразного обнаруже­ния мотивации. Существует еще один источник разнообра­зия мотивации — унаследованные инстинкты. Поскольку инстинкт побуждает индивида к совершению отдельных действий, не открывая ему конечного их назначения, цели и условия таких многочисленных действий должны иметь или временно получать независимое, «функционально автономное» мотивационное значение. Поэтому признание инстинктов означает признание зна­чительного разнообразия генетически детерминированных мотивационных отношений к предметам и событиям, воздействиям и ситуациям.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 3629; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!