Проблема свободы—детерминизма в психологии мотивации. Развитие психологических механизмов свободы и ответственности.



Http://motiv.smysl.ru/

Билет первый.

1.Феномен мотивации. Основные проблемы психологии мотивации. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», противоречия в их понимании разными авторами.

Феномен мотивации.

Мотивация – то, что нас куда-то движет. Нас толкают или мы сами определяем, что и как нас движет? Слово «мотивация» имеет тот же корень, что и слово «эмоция» — латинское слово «movere» (двигать).

Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «М.», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса:

1.При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности.

2.Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения.

3.При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т. п.) и установок в поведении субъекта.

Четыре взгляда на психологию мотиваций (по Хайнцу Хекхаузену):

1) в нас заложены внутренние причины, которые нами движут;

2) наше поведение определяется факторами ситуации;

3) взаимодействие факторов личности и ситуации;

4) существует поле возможностей, в которое заложены различные варианты поведения.

Сами ранние подходы к мотивации исходили из первого взгляда на психологию мотиваций и на аналогию с животными. В настоящее время доминирует третий взгляд на психологию мотиваций

Хекхаузен делил всю психологию мотиваций на 3 раздела:

1) мотив,

2) мотивация

 3) волевые процессы

Рис. 1.1. Два решающих перехода на пути от мотивации к действию

 

Структура мотивации человека

Автор этой статьи А.Г. Асмолов очертил область психологии мотивации как область, включающую в себя три группы факторов, которые можно рассматривать как три уровня мотивации.

Первая группа факторов — это источники деятельности, ее конечные причины: либидо, потребность в самоактуализации, смысл жизни, ценности, инстинкты и др. Факторы этого уровня — всегда обобщенные, устойчивые факторы, то, что стабильно характеризует человека и относится в равной степени как к мотивации, так и к личности.

Вторая группа факторов — это факторы, обеспечивающие выбор направленности деятельности в конкретной ситуации. Имеется в виду не тот сознательный выбор, который мы делаем, взвешивая и оценивая все альтернативы. Чаще всего этот выбор делается без участия сознания, автоматически принимается одно, а не другое направление деятельности в конкретной ситуации. Конкретная ситуация характеризуется уникальной динамической констелляцией причин и детерминант поведения.

Третья группа факторов, третий уровень мотивационных процессов — это те факторы, которые обеспечивают собственно регуляцию, направленность деятельности на реализацию мотива. Когда направление деятельности определилось, мы должны ещё проанализировать, что помогает деятельности не отклониться от своего пути. Сам мотив — это половина дела, это стартовая точка; мотив порождает свои вторичные регуляторы, которые помогают деятельности не отклониться от курса и позволяют довести деятельность до конца. Сюда относятся цели, установки, эмоциональные процессы, то есть то, что сопровождает течение деятельности, все то, что входит в ёмкое понятие регуляции. Эмоциональные процессы служат сигналами на этом пути. Установки — ещё одна группа факторов, которые тоже выступают в роли регуляторов. Установки тоже включаются в систему мотивационной регуляции деятельности, придают ей стабильность.

Таким образом, психология мотивации занимает пространство между психологией личности и психологией регуляции деятельности. Первый уровень — источники мотивации — общая область с психология личности, второй уровень — то, что происходит здесь и сейчас, конкретный выбор направленности деятельности, — это специфическая тема психологии мотивации, а третий уровень — что ведет деятельность на пути к достижению желаемого, когда этот выбор произошел, — это уже психология деятельности. Психология мотивации сливается с психологией деятельности и фактически превращается в более широкую область психологию регуляции.

Основные проблемы психологии мотивации.

Психология мотивации развивалась в мировой психологии очень неравномерно, в отличие и от психологии познавательных процессов и психологии личности. Она сначала существовала в виде отдельных исследований, которые не сразу сформировались в более или менее целостную область. Фактически психология мотивации развивалась первое время как часть психологии личности. В 1930-1950-е годы было вообще невозможно отделить психологию мотивации от психологии личности: основная суть личности виделась в ее мотивационном ядре и, наоборот, психология мотивации фактически сводилась к универсальным базовым потребностям, которые образуют основу личности, к тому, что вообще движет человеком, какие у человека главные мотивы или движущие силы. При этом очень мало и не систематично исследовали вопрос о том, как эти глобальные движущие силы преломляются в регуляции конкретной деятельности, конкретных действий.

 В 1960—1970-е годы психология мотивации изменилась очень резко; она отделилась от психологии личности и сблизилась, скорее, с когнитивной психологией, которая переживала тогда свой расцвет. В первой половине XX века на первом месте стоял вопрос о том, что же все-таки движет человеком: либидо, как утверждал Фрейд, стремление к преодолению сложностей и превосходству, как говорил Адлер, или биологические инстинкты, как говорили этологи и зоопсихологи. После II мировой войны эти споры резко отошли на задний план.

Гордон Олпорт. Он ввел принцип, который назвал принципом функциональной автономии мотивов.  Этот принцип заключается в том, что в процессе развития человека одни мотивы порождают другие мотивы, от более старых, древних отпочковываются новые, и эти новые мотивы становятся полностью функционально автономны от старых, то есть старые на них уже больше не влияют.. Главное — какая структура мотивов имеет место сейчас. Фокус внимания с генетического аспекта рассмотрения сместился на то, каким образом мотивы функционируют сейчас, как они влияют на поведение, как они сами трансформируются в нем и как они осуществляют свое мотивирующее действие.

 Во-первых, Фактически психологические структуры и процессы чисто мотивационной природы, такие как желания, стремления, хотения, не вычленимы из множества когнитивных механизмов, которые управляют, направляют, трансформируют, связывают между собой и т. д. Мотивация, таким образом, — это не просто набор элементов, но и очень сложные системные взаимосвязи этих элементов.

Однако уже к 1970-м годам начинается превращение психологи личности и мотивации из набора разрозненных школ, спорящих между собой, в общую научную индустрию. Возникает общий язык, методы, исследования и стремление к интеграции. Уже в 1960-е годы появились попытки интегрировать, соединить разные, раньше непримиримо друг к другу относившиеся школы, подходы к мотивации: пробовали соединять и бихевиоризм с психоанализом, и психоанализ с теорией информации, и многое другое. В 1970—1980-е годы мотивация стала предметом интенсивнейших экспериментальных исследований, в результате чего она стала терять свои собственные границы.

Во-вторых, психологию мотивации интересуют причины и регуляторы поведения, а не само его протекание. Причины — это то, что вообще делает возможным те или иные действия, без чего они бы не состоялись. Регуляторы — это то, что влияет на направление и конкретные параметры уже осуществляющихся действий. Различие между регуляцией и детерминацией — это различие между теми факторами, которые просто влияют на протекание процесса, сдвигая его в ту или иную сторону, и теми факторами, которые его порождают, без которых его бы не было.

Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», противоречия в их понимании разными авторами.

Разные авторы в одни и те же слова вкладывают часто совершенно разный смысл. Трехуровневая схема ( по Асмолову) помогает понимать эти различия. Скажем, мотив понимают совершенно по-разному. У В.К. Вилюнаса (1986) это структура второго, ситуативного уровня. У Х. Хекхаузена (1986) мотив — это структура высшего уровня, устойчивая личностная диспозиция, которая в конкретной ситуации порождает ситуативный процесс мотивации. У А.Н. Леонтьева, когда он говорит о соотношении мотива и цели, мотива и деятельности (Леонтьев, 1971) мотив — это структура второго уровня, то, что формируется здесь и теперь и побуждает текущую деятельность. Но когда он говорит о структуре личности (Леонтьев, 1977), в слово «мотив» он уже вкладывает другое содержание, относящееся к первому, высшему уровню. Таким образом, в области психологии мотивации употребление даже самых базовых понятий очень разное; важно отличать само слово от его содержания.

 

Билет 2.

Проблема свободы—детерминизма в психологии мотивации. Развитие психологических механизмов свободы и ответственности.

Спор между Мартином Лютером и Эразмом Роттердамским. Мартин Лютер считал, что всё осуществляется по воле бога, поэтому у человека не может быть свободы воли. Эразм Роттердамский отвечал, что раз человек создан по образу и подобию бога, то у него как и самого бога должна быть свобода воли.

Джон Локк. Проблема свободы, из которой выросла проблема мотивации.

Сторонники дарвинизма говорили о том, что все биологические процессы предопределены.

Мы не знаем всех тех причин, которые управляют нашими действиями, поэтому думаем, что у нас есть свобода воли.

Объяснение наличия свободы воли через точку бифуркации (автор термина Илья Пригожин – Нобелевский лауреат), после которой возможны различные варианты развития ситуации, которые в неживой природе случайны (не могут быть предсказаны), а в живой природе управляются свободой воли.

Розов – жизнь людей бывает 2 видов: сознательная, т.е. управляемая целями и бессознательная, управляемая причинами.

О мотивации мы говорим только в тех случаях, в которых мы имеем дело с детерминацией, то есть с порождением, с возникновением каких-то поведенческих актов.

Естественнонаучные представления склонны подчеркивать, что все имеет свое причинное объяснение, а если что-то не находит причинного объяснения, значит, время ещё не пришло; позднее это объяснение неизбежно будет найдено. Одна из характерных позиций по отношению к проблемам человеческой свободы/детерминированности выражена крупным отечественным нейрофизиологом П.В. Симоновым, автором одной из достаточно известных теорий мотивации, эмоций и воли. Симонов считает, что свобода существует для человека только субъективно, а объективно ее нет. Субъективно человек свободен, считает принимаемые им решения обусловленными его собственным выбором, но объективно они причинно детерминированы, просто он не знает тех детерминант, которые влияют на его решение, на его выбор.

Аргентинский философ Марио Бунге в монографии «Причинность: место принципа причинности в современной науке» анализирует категорию причинности применительно к неживой природе, живой природе и к человеческому поведению. Рассматривая проблему разной формы причинной обусловленности явлений, Бунге показывает, что в очень многих случаях причинная детерминация как таковая не работает, во многих случаях, со многими вещами её путать не следует. Например, с причинной детерминацией мы имеем дело только тогда, когда на протяжении всего процесса она продолжает оказывать своё действие. В жизни встречается очень много процессов, которые этим условиям не соответствуют. Довольно типичный вариант, когда некоторая начальная детерминированность процесса далее прекращается, и процесс получает какой-то источник движения в самом себе. Сама логика процесса, сам процесс начинает себя поддерживать, и явление перестает быть детерминированным, становится самодетерминированным. Как только принимается во внимание … самодетерминация, как только начинают понимать, что ничто не является исключительным следствием внешних условий, какими бы важными они не были…. свобода тогда рассматривается как положительная величина, как активное стремление достичь оптимальной самодетерминации. Фатализм тогда кажется дурным сном, ибо ничто не может рассматриваться как неизбежное следствие или прошлых явлений, направляющих события по предопределенным путям, или существующих причин, действующих ab extrinesco [извне] вне досягаемости материальной и духовной деятельности человека» (Бунге, 1962, с.225).

от Аристотеля известно различение причинной и целевой детерминации. Причина — это то, что толкает, цель — это то, что каким-то образом отражаясь в сознании, в психике, направляет нас к себе. О целевой детерминации говорят, естественно, применительно только к человеческому поведению; по отношению к высшим животным остается спорным вопрос, в какой мере можно говорить о целях и о целевых детерминантах. Человек совершает многие действия не по какой-то причине, а для достижения цели, для достижения чего-то, чего ещё в данный момент нет. Нобелевской премии по химии И.Пригожиным. Он изучал определенные процессы неорганической природы, в которых возникает разрыв детерминации. Образуется разветвление, когда возможны два разных варианта течения процесса, процесс может пойти в одном или другом направлении, причем нет такого фактора, такого условия, которое бы определяло выбор направления. Его определяет случайность. Такие точки он назвал точками бифуркации (от лат. bifurcatio – раздвоение), а соответствующие процессы — бифуркационными процессами (Пригожин, Стенгерс, 1985).

    Другими словами, детерминация человеческих действий не носит всеохватывающий характер.

    Однако только в неорганическом мире детерминизму противостоит одна лишь случайность; в мире действий людей, наделенных сознанием, появляется еще одна реальность — самодетерминация. Включение в любой момент нашего рефлексивного сознания перестраивает всю систему сил, воздействующих на ситуацию. Осознавая эти силы, мы лишаем их большей части их власти над нами и способны выбрать любую из альтернатив, не только наиболее притягательную, или не выбрать ничего. Практически вся традиционная психология мотивации разработана для существа, не обладающего рефлексивным сознанием, только лишь, в лучшем случае, когнитивными процессами сравнения и оценивания.

в разные моменты человек функционирует в одном или другом из двух возможных состояний: состоянии детерминированности или состоянии самодетерминации. Это хорошо выражено известной формулой Гегеля: "Обстоятельства или мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это" (Гегель, 1971, с. 26). В этой формуле одновременно выражены две психологические истины: во-первых, что обстоятельства и мотивы могут господствовать над человеком, а во-вторых, что человек может и не позволить им это. Таким образом, над психологией мотивации как реализующейся через психику детерминации надстраивается психология свободы как реализующейся через рефлексивное сознание самодетерминации.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1785; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!