История, идеологический и психологический контексты вопроса



Признание существования инстинктов у человека имеет сложную и измен­чивую историю50. В начале XX в. отдавать должное природной мотивации че­ловека не считалось зазорным, во всяком случае, один из авторов насчитал в социально-психологической литературе 849 инстинктов51 человека. Появилась статья с ироническим обозначением в ее названии «инстинкта веры в инстинкты»). Не сомневались в инстинктивном фундаменте человеческой мотивации и основоположники рассматривавшейся выше психологической интерпретации инстинкта, подчеркивавшие представленность инстинкта в психике, его, так сказать, одухотворенность. У.Джемсу уверенность в природном базисе моти­вации была свойственна чрезвычайно, во всяком случае, между мотивацией животных и человека он проводил самые смелые параллели. Он не видел прин­ципиальной разницы, например, в том, почему «для льва предметом любви служит львица, для медведя — медведица», а для человека — барышня,

В принципе подобное, хотя и не столь решительно, утверждал У. Макдау-голл, подчеркивая унаследованную основу человеческих склонностей, одна­ко для него характерно сопровождать такого рода утверждения оговорками о том, что инстинкты в эволюции развивались, поэтому у человека они значи­тельно видоизменены. Зато Макдауголл энергично подчеркивал монополию инстинктов в определении направленности психической активности челове­ка: «Хотя интеллект и развивался в ходе эволюции высших животных и чело­века, однако он не мог заменить собой инстинктов или вызвать их атрофию, но скорее контролировал и видоизменял их функции»; «Без инстинктов не может закончиться или повториться ни одна мысль и ни одно действие»

Существует еще одна исторически влиятельная концепция, поддержка ко­торой идеи существования инстинктов у человека не привлекает должного вни­мания, — это аналитическая психология К.Юнга. Поскольку архетипы и со­держащее их коллективное бессознательное, занимающие в этой концепции важное место, являются сложными унаследованными образованиями и несут мотивационную функцию, их вполне можно называть инстинктивными. Сам Юнг об этом писал:

«Инстинкты по своей природе не являются чем-то смутным и неопределенным, а представляют собой специфически организованные мотивирующие силы, ко­торые значительно раньше того, как оказаться в сознании, и затем, независимо от степени осознавания, преследуют свои унаследованные цели. Следователь­но, они являются весьма близкими аналогами архетипам, фактически такими близкими, что существуют серьезные основания предполагать, что архетипы представляют собой бессознательные образы инстинктов, другими словами, что они представляют формы (patterns) инстинктивного поведения.

Гипотезе коллективного бессознательного, таким образом, ничего не остается, как признать существование инстинктов»

На том, что базовые потребности человека имеют инстинктоидный (instinctoid) характер, настаивал А.Г. Маслоу. Введением этого термина автор подчеркивал, с одной стороны, что инстинкты человека теряют вид «неизменности, неуправля­емости и неподконтрольности», свойственный инстинктам животных; напротив, основывающиеся на них базовые потребности «...могут быть сдержаны, подав­лены, модифицированы, замаскированы привычками, культурными нормами, чувством вины и т. п.» (1999, с.135). С другой стороны, термин «инстинктоидность» однозначно указывает на связь базовых потребностей с инстинктами, на их природное происхождение, на то, что они являются «конституциональными, или наследственными».

Игнорирование эволюции инстинкта

Речь шла о том, что в понимании инстинкта доминирует тенденция его ме­ханистической трактовки, согласно которой он представляет собой эволюционно застывшие, стереотипные, сходные у всех представителей вида формы

Одним из немногих авторов, понимавших, что инстинкты эволюционно изменяются и что строгая инстинктивность поведения тем более исключена у человека, был Л.С. Выготский:

«С инстинктами мы встречаемся и на самых низших ступенях жизни, и на са­мых высших, и притом, как ни странно, мы не только не замечаем их развития и прогресса, но как раз, напротив того, с несомненостью устанавливаем, что чис­то инстинктивное поведение неизмеримо совершеннее у низших животных, чем у высших. У человека инстинкт почти никогда не является в своем чистом виде, но всегда выступает как элемент в составе сложного целого и потому действует более скрыто, как тайная пружина позади явных механизмов поведения»

. Те­ряя в филогенезе характеристики строгой формы поведения, инстинкт сохранял­ся и развивался больше как форма мотивации, выражаемая базовыми эмоциями и предусматривающая поведенческое доучивание. Антропогенез стал возможным благодаря филогенезу, он основывается на эволюционных накоплениях, так что нет ничего необычного в представлении о том, что мотивация человека раз­вивается на базисе, который сложился в биологической эволюции и содержит весь ценный опыт, накопленный в этом процессе.

Система взаимосвязанных базовых эмоций и есть главный итог истории развития инстинкта. Подавляющая часть того, чего человек, например, боит­ся и как он, будучи испуганным, ведет себя, является следствием приобретен­ного им опыта, однако способностью бояться, самой эмоцией страха он наде­лен от природы. Эта способность и есть сердцевина, главная конституирующая часть инстинкта, достающаяся человеку в наследство от более детализирован­ных его форм, свойственных многим видам животных. У них этот инстинкт кроме способности бояться может содержать еще сложную способность опре­делять некоторые виды стимуляции или ситуации как опасные и реагировать на них видотипичными защитными действиями. Нечто от такого «полноцен­ного» инстинкта сохранилось и у человека — он, например, вздрагивает от рез­кого звука, принимая при этом более подходящую для защитных действий «стартовую» позу56. Однако главное, что наследует человек от своего доистори­ческого развития по линии данного инстинкта, — это сама способность боять­ся того, что опыт выявляет небезопасным.

инстинктами будут называться сложные унаследованные мотивационные системы человека.

 

Берковиц.

Дарвина: тот рассматривал инстинкты то как драйвы, побуждающие человека к особенному типу поведения, то как поведенческие тен­денции (например, кураж) или проявления чувств (таких, как сим­патия), или придерживался более близкого современной науке взгляда, определяя инстинкты как стереотипные поведенческие пат­терны, характерные для данного вида (например, строительство улья у пчел)

книге Дарвин рассматривал инстинкт в основном как влечение или импульс, побуждающий животное стремиться к определенной цели.

Более того, по Дарвину, инстинкты не обязательно направлены на поиск удовольствия и стремление избегнуть боли. Он думал, что более «вероятно, что инстинкты являются простой наследственной силой, не стимулированной ни удовольствием, ни болью» [2, р. 477].

ПОНЯТИЕ ФРЕЙДА: «ИНСТИНКТ СМЕРТИ»

Понятие инстинкта имеет у Фрейда существенное сходство с Дарвиновской концепцией. Как и Дарвин, Фрейд верил, что внут­ренние побуждения заставляют человека преследовать определен­ные цели, и так же, как и великий эволюционист, он считал, что цель инстинктов не всегда заключается в простом поиске удовольствия. О предполагаемом стремлении человечества к смерти

КОНЦЕПЦИЯ АГРЕССИВНОГО ИНСТИНКТА ЛОРЕНЦА

В течение всего своего длинного и замечательного научного пути Лоренц придерживался мнения, что инстинктивные действия по большей части детерминированы эндогенно как у животных, так и у людей, и они не являются главным образом реакцией на внешние события [6, 3]. В инстинктивных центрах нервной системы организма спонтанно накапливается неиз­вестное вещество или возбуждение, и оно заставляет организм реаги­ровать на ситуативный стимул особенным способом. Важно отме­тить, что Лоренц не приравнивает эту стимуляцию к рефлексам. Организм не побуждается внешними событиями. Более вероятно то, что ситуативные стимулы всего лишь «открывают» или «высвобож­дают» в нервной системе сдерживающие механизмы, тем самым да­вая возможность внутреннему драйву «вытолкнуть» инстинктивное действие наружу.

Разработка проблем в теории инстинктов

 

Хекхаузен.

Джеймс ввел инстинкт в качестве объяснительного понятия, но применял его к очень ограниченному числу форм поведения, отделяя от инстинкта чувства, привычки и, конечно же, волевые действия. Джеймс определял инстинкт как «способность производить определенные законченные действия без предварительного плана и обучения». При этом он отмечал обязательность наличия раздражителя, который на основе имеющейся нервной структуры приводит в действие автоматически протекающее поведение.

Вундт сближал инстинкт с побуждением и целена­правленным поведением. Согласно Вундту, инстинктивные действия восходят к более ранним, но со временем автоматизировавшимся волевым действиям.

Подлинным родоначальником исследования мотивации с позиций теории ин­стинктов был переехавший в США английский ученый Уильям Мак-Дауголл (1871-1938). В начале своего жизненного пути он находился под влиянием как кон­тинентальной психологии с ее интроспективным анализом феноменов воли, так и дарвинистского учения с его концепцией наследуемых поведенческих тенденций. Он выступил против анализа воли, проводившегося в рамках кон­тинентальной психологической традиции, в пользу теоретико-инстинктивного спо­соба изучения этого явления

Тем самым он «перевел стрелку» с рельсов воли на рельсы мотивации. Во введении к своей книге 1908 г. он писал, что на протяжении 19 века было два взгляда на мотивацию:

1. Те, кто сводили мотивы к поиску удовольствия и избеганию боли

2. Те, кто отказались от гедонистической доктрины, искали источник поведения в мутной интуитивной способности, инстинкте или чувстве.

3. Однако и та и другая концепция к онцу века были сочтены ошибочными, и мотивация определялась через слово «воля» и или фразы «тенденция идей к самореализации».

Макдауголл призывал, определяя, что такое мотивация обратиться к учению Дарвина.

Впрочем, Мак-Дауголл исключил волю не полностью. Он посвятил ей целую главу своей книги, в которой речь идет о том, как в случае конфликта мотивов не оказаться во власти простого гедонизма, что неизбежно вытекало из дарвинистского взгляда и подлежало критике. В отличии Вундта и Джеймса, которые считали, что волевое решение - это подавления конкурирующего мотива, Макдауголл считал, что волевое решение заключается в усиление одного из двух конкурирующих мотивов посредством добавочного импульса, исходящего из мотивационной системы самоуважения.

Он определил волю - как поддержку или подкрепление желания или когнитивного элемента импульсом, исходящим из системы чувства самоуважения.

При рассмотрении функции решения, приписываемой мотивационной си­стеме самоуважения, Макдауголл выделяет тесную связь воли с Я.

Мак-Дауголл был неудовлетворен интроспективными исследованиями со­знания своего времени. Он хотел изучать реальные действия и поступки людей, опи­раясь при этом на надежные филогенетические основы поведения, которые он видел в инстинктах.

Инстинкт – наследуемая или врожденная предрасположенность, определяющая способность ее обладателя воспринимать и обращать внимание на определенный класс объектов, эмоционально возбуждаться конкретным качеством одного из таких объектов и действовать по отношению к нему конкретным образом или по крайней мере испытывать побуждение к такому дей­ствию

Инстинкты:

· врожденны,

· они облада­ют побудительной (энергетический аспект)

· они облада­ют управляющей функциями,

· они со­держат в упорядоченной последовательности процессы переработки информации (познавательный аспект),

· эмоционального возбуждения (эмоциональный аспект)

· готовности к моторным действиям (двигательный аспект).

Мак-Дауголл перво­начально составил список из 12 инстинктов, а Затем несколько расширил его Позднее он заменил «инстинкты* менее определенным поняти­ем «склонности» (propensities), уже не сводившимся к представлению о стереотип­ном протекании действий. Его содержание в основном определялось тенденцией к целенаправленной активности.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1610; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!