Редакционно-издательский процесс: сущность, организационно-методические основы



РИП – системная деятельность специалистов в области изд. дела и редактирования, направленная на воплощение идейного замысла в материальный продукт, отвечающий целям изд-ва.

ТРИП - совокупность произв. процессов в книгоиздании, р-м к-х является книга. Цель РИПа – представить на книжный рынок готовый продукт, отвечающий идеологии и коммерч. задачам изд-ва, удовлетворяющий чит. спросу с учетом совр. тенденций на кн. рынке и передовых полигр. технологий.

Задачи РИПа: 1) идеологическая: разработать и запустить книжные проекты в соответствии с осн. идеол. линией изд-ва. 2) коммерч.: извлечь max прибыль от продаж изд. продукции, рационально инвестировать средства в текущие и перспективные проекты. 3) орган.-технолог.: обеспечить эффективное функционирование и взаимодействие всех составляющих РИПа для своевременной и качественной подготовки изд. оригинала (от идеи до моноторинга продаж книг). 4) творч.-интеллект.: создать оригинальные изд. проекты посредством ресурсов сотрудников изд-ва и/или неиздат. ресурса.

Основные этапы редакционно-издательского процесса: 1. Орган.-подготов. включает: а) обсуждение авт. заявки или редакц. проекта; б) внутр. рецензирование поступивших рукописей, написание редак. заключений, обсуждение с автором договорных условий. 2. Редакционный: работа над Т и книгой как формой Т с учетом особенностей изд. жанров и видов изданий, постановки задач по тех. и худож. (внутр. блок и обложка) оформлению произведения. 3. Производственный: а) обработка изд. оригинала, коррект. вычитка, набор Т и внесение правки в изд. предверсточный оригинал; б) техн. ред-е и верстка; в) прием 1-го эскиза худож. оформления; г) чтение корректуры корректором, авт-м и ред-м; д) сверка, вторая сверка; е) принятие окончательного варианта худ. оформления обложки; ж) подписание макета в печать, вывод диапозитивов на пленку или подготовка электр. верстки для типографии, подготовка техн. документации, сопровождающей макет издания в типографии. 4. Рекламно-маркетинговый: тестирование кн. аналогов на рынке, рейтинги их продвижения на рынке, составление рекл. стратегии продвижения издания, наблюдение за поведением вышедшего в свет издания на рынке. 5. Экономический: расчет себестоимости изд-я, принятие/устранение финансовых рисков, поиск путей оптимизации и снижения изд. затрат, установление т.н. «вилки» по ряду показателей. 6. Этап книгораспространения: работа с оптовиками и розницей, отслеживание возвратов, разработка и внедрение стратегий продаж книжной продукции. 7. Аналитический: анализ книжной продукции, представленной в данный t период на росс. и зар. рынке, поиск новых тематич. книжных ниш и разработка стратегии преобразования существующей изд. продукции (кн. изд-й и серий) с т. зр. оформления и содержания.

Участники РИПа – лица, професс. и личностные особенности к-х способствуют достижению целей РИП и решению задач РИП. В з-ти от задач изд-ва состав участников может определяться след. образом: - идеологическая: главным р-ром и ведущим р-ром; - организационно-технологическая: лит. р-м, корректором, техн. р-ром, верстальщиком, худ. р-ром, дизайнером и т.д.; - творч.-интелл.: маркетологом, вед. р-ром, лит. р-ром. В зав-ти от этапов РИП состав участников варьируется: 1) организ.-подгот.: маркетолог, вед. р-р, юрист, автор, научный консультант, рецензент, райт-менеджер; 2) редакц.: лит. р-р, гл. р-р; 3) произв.: гл. р-р, техн. р-р, верстальщик, корректор, худ. р-р, дизайнер; 4) рекл.-маркет.: гл. р-р, вед. р-р, маркетолог; 5) экономич.: экономист, директор изд-ва, гл. р-р, вед. р-р; 6) книгораспространение: специалисты отдела продаж и логистики; 7) аналитический: гл. р-р, вед. р-р, аналитики, маркетологи. ВР общается с ними, дает им задания, организует их работу.

Текстология и процессы редакционно-издательской деятельности

Текстология – практическая область литературоведения, которая на основе ряда науч. филологических дисциплин разрабатывает принципы и методику установления осн. текста, проверки его по первоисточникам и устранения в нем погрешностей, ошибок, произвольных изменений, внесенных вопреки воле и замыслу автора.

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ - Текстологически выверенный текст произведения, научно признанный на момент издания наиболее точным и окончательным. Таким обычно считается текст произведения, напечатанный в последнем при жизни автора его издании.

Текстология – прикладная филологическая дисциплина, изучающая приемы анализа текста литературных произведений в целях его критики, исправления и издания. Основная задача Т. – дать правильный текст издаваемого литературного произведения.

Критика текста в основном сводится к двум моментам:

1) к установлению подлинности или подложности источника,

2) к реконструкции, в случае констатирования подлинности первоначального текста, искаженного переписками и переделками и дошедшего до нас в виде разрозненных и неполных фрагментов.

Современная текстология борется за объективность и стабильность изданий памятников. В решении вопросов истории текста текстолог должен быть свободен от власти трафарета и механических способов исследования, должен быть готов к "особым случаям". А при издании текста, уже изученного, издатель текста, напротив, должен стремиться к единообразию, должен следовать определенным, строгим и простым правилам издания, но эти правила должны основываться на предварительном научном изучении истории текста. Раз выбрав и установив для своего издания на основе научного изучения истории текста определенные правила, издатель должен не отклоняться от них и не допускать неоговоренных в особых случаях исключений. При этом, чем более просты и строги будут эти правила, тем яснее будет взаимоотношение издаваемого текста и текстов рукописных.

Точность издания – это в первую очередь точность функциональной зависимости издания от научных данных изучения истории текста в рукописях.

Высший тип научного издания - академическое издание - характеризуется:

1) точностью текста, установленного научно;

2) полнотой состава и полным сводом редакций и вариантов;

3) научным комментарием, обобщающим результаты исследования текстов и содержащим сведения об источниках, наличии редакций, обоснования выбора текста, атрибуций, датировок и др. принятых решений;

4) научно-справочным аппаратом, обеспечивающим удобное пользование изданием для научной работы.

Популярные издания перепечатывают тексты, установленные научно, но с изменением состава, расположения материала и орфографического режима. В аппарате издания преимущественное развитие получают - историко-литературный, реальный комментарии. Основной вопрос, стоящий перед публикатором, - что считать подлинным текстом.

Количество издательств, которые могут себе позволить подготовку текстологически выверенных книг с комментариями, неуклонно сокращается. Постоянно звучат призывы к тому, чтобы комментарии, равно как и разные редакции одного текста, были представлены в виде электронной книги с внутренними гиперссылками разных уровней. Как считают современные текстологи, в дальнейшем могут потребоваться три типа изданий классики: полный свод всех черновых редакций и вариантов с большими комментариями на CD, «рабочее» издание «на бумаге» с облегченным текстологическим аппаратом и популярное издание, где текстологический аппарат сведен к минимуму.

Текстологические исследования свидетельствуют, с одной стороны, о преемственной связи с лучшими академическими традициями отечественной науки, а с другой - демонстрируют новизну подходов. Она выражается в понимании текста как специфической реальности. Текстология имеет также высокую практическую ценность, поставляя убедительные аргументы при составлении издательских проектов.

Практические методы текстологии:

1. Конъектура – изменения, вносимые в текст без источников (по догадке, контексту).

2. Контаминация – составление произведения по его различным источникам.

3. Атрибуция – установление авторства.

4. Датировка – установление времени написания.

Важно:

1. Как взаимодействуют тексты между собой (как расположить произведения в издании (в каком порядке), чтобы творчество писателя воспринималось в едином контексте).

2. Что включать в собрание сочинений.

3. Точно определить принадлежность автору и отделить те произведения, которые ему приписываются.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 850; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!