Видо-типологические характеристики и классификация изданий



По ГОСТу – списать из госта

Классификация по Антоновой. До настоящего времени в книговедении нет единства взглядов на типологию изданий (книги), нет четкого разграничения вида, типа, жанра издания. В ГОСТе типов нет, есть только виды издания. Вид издания – группа изданий, выделенная на основе одного/нескольких отличительных признаков (по ГОСТу). Тип – вид (много видов) – жанр (в каждом из видов выделяются жанры). Тип издания – типолог. группировка значит-го множ-ва изданий, соответ-щая реально сущ-й совокупности изданий и играющая определенную общественную роль (например, учебное издание) (по Антоновой). Вид издания – естественное множество изданий, отлич-ся общностью хар-ра инф-ции (например, учебник). Жанр издания – конкретная модель издания, единич. в то же время типичное исторически устойчивое явление (напр., научно-популярная статья – жанр, а вид – сборник научно-популярных статей).

Типы изданий по Антоновой: 1. Классификация по функц-му назначению: научные; научно-популярные; справочные (словарь, справочник, энц-я); учебные; производственные; нормативные; лит.-худ. (досуг, отдых, сборники сочинений, эстетика…); рекламные (рекл-й каталог, листовка…); инф-нные (рефераты, обхоры…); изоиздания; нотные издания (если нет слов, то относятся к изоизд.); веб-издания и электр-е. 2. Клас-ция по врем-му принципу: периодические и продолжающиеся; переиздания. 3. Клас-ция по чит-му адресу: издания для детей.

Наиболее сложный характер имеет типологическая модель книги, представленная в ряде работ А. Гречихина. Систематизация книги как логически сложный, многоуровневый процесс восхождения от абстрактного к конкретному, обозначение каждой ступени определенной систематической категории. Самым верхним уровнем систематизации всего реального многообразия книги считается «тип». Тип книги является наиболее абстрактной категорией. По своему объему «тип» отображает все реальное многообразие книги в самом общем содержании.

Согласно другой позиции, на которой стоит Книжная палата, на основное место при рассмотрении системы изданий ставится вид издания. Используется понятие и типа издания, который обозначает самый низкий предел систематизации. Тип издания рассматривается как конкретная модель издания, отдельное издание в системе подвида. Тип отражает индивидуальные признаки издания, число которых обычно увеличивается по мере их конкретизации.

Чтобы сформировать модель типа издания, входящего в видовую группу изданий, нужно определить возможно большее число его признаков, которые должны выйти в модель. Возьмем вид справочных изданий. В его составе тип издания должен иметь как минимум такие признаки: функциональное назначение издания – справочное, научно–популярное, читательский адрес – массовый читатель, характер информации – универсальный энциклопедический словарь, алфавитный, с предметным и именным указателями, конструкция – иллюстрированный, однокрасочный, высокая печать, однотомный, переплет стандартный и т.д. Если в модели этого типа изменить хотя бы некоторые существенные признаки (например, функциональным изменением будет справочное, научное издание и читателями – специалисты), мы получим другой тип издания. Так обстоит дело со вторым подходом к типологии изданий.

По третьему варианту, автором которого является Лавров, систематизация изданий и их типизация основываются на понятии типа. Под типами изданий понимаются группы изданий, образуемые по различиям в целевом назначении и характере информации.

Роль альманахов XIX в. в становлении теории редактирования

Альманах – сборник произведений, объединенных по опр. признаку. Четкое разделение альманахов (разовые издания) и журналов в 20-е годы 19 века Разработка общих подходов к подготовке альманахов и толстых журналов, а также отдельных изданий. Формирование принципов создания собраний сочинений и обоснование требований к произведениям определенных видов литературы.

Отечественный книжный рынок в дореформенный период сужался жесткими цензурными ограничениями и ярко выраженным сословным характером потребителей литературы. В первой половине XIX века русский читатель ориентировался на зарубежные издания. Во второй половине XIX века книгоиздание расширяется, но потребность в книге основной массы населения остается еще весьма ограниченной.

Происхождением альманахов мы обязаны Н. М. Карамзину, который в конце 18 в. издал две книги альманаха «Аглая». А затем три книги альманаха «Аониды», они состояли из произведений разных авторов. Благодаря Карамзину появился новый тип издания – сборник современной поэзии, которому было суждено сыграть важную роль в развитии русской общественной мысли.

Альманах стал в условиях жестокой цензуры единственной возможностью знакомить читателей с новыми литературными произведениями малых форм. Альманах не являлся периодическим изданием, и поэтому на печатание произведений не требовалось цензурного разрешения. Некоторые альманахи выходили один раз в год; некоторые, наиболее значительные, насчитывали по несколько выпусков.

Наиболее ярким периодом в издании альманахов считается время выхода «Полярной звезды» в 1823, 1824, 1825 годах. Этот альманах издавался Рылеевым и Бестужевым. Альманах имел огромный успех. Здесь печатались все лучшие литераторы 20-х годов XIX века – Пушкин, Баратынский, Вяземский, Гнедич, Дельвиг, Крылов, Дмитриев, Плетнев, Жуковский. Альманах был носителем идей декабризма. Здесь уже видно «лицо» издателя-редактора. Он осуществлял отбор произведений литературы и объединял вокруг редакции определенных авторов.

Рылеев возглавлял в альманахе отдел поэзии, Бестужев выполнял многочисленные редакторские обязанности: отбирал материал, составлял книги альманаха, держал корректуру, вел переговоры с цензурными органами. Помимо этого, он был автором критических обзоров «Взгляд на русскую словесность».

Как тип издания альманахи имели традиционную внешнюю форму. Это были книжечки карманного формата, обычно в 12-ю долю листа, украшенные гравированными рамками и виньетками. У альманахов были причудливые, условно-поэтические названия, например, «Утренняя заря», «Свиток муз», «Цветы граций», «Ореады», «Минерва, или Дамская карманная книжка на 1811 год в пользу, удовольствие и забаву». В названиях упоминались и издатели, например, «Мнемозина» (собрание сочинений в стихах и прозе, издаваемое Одоевским и Кюхельбекером), «Календарь муз на 1826 год», «Северные цветы на 1826 год, собранные бароном Дельвигом». Наконец, в них содержалось и своеобразное целевое назначение издания: «Букет благовонных цветов, или Новейшее собрание романсов и песен», «Жасмин и роза. Подарок для туалета на 1830 год любительницам и любителям, или Новейшее собрание романсов и песен».

Обязательной частью альманахов были издательские предисловия, эпиграфы, примечания. В примечании было принято благодарить авторов, приславших издателю свои сочинения, объяснять принцип, которым руководствовался издатель, комплектуя альманах. Укоренился обычай не подписывать произведения в альманахах или ставить загадочные инициалы.

Рисунки, включаемые в альманах, как правило, не были связаны по содержанию с текстом. Они вместе с приложенными к ним объяснениями составляли самостоятельный раздел альманаха. Принцип, которому следовали при составлении альманаха, – разнообразие. Произведения располагались так, чтобы подчеркнуть этот принцип, то есть самым неожиданным образом, но в содержании их перечисляли, группируя уже по жанрам. Иногда внутри этих жанровых групп в содержании произведения располагались по алфавиту, например, в «Сборнике отечественных муз на 1827 год».

В альманахе редакторские обязанности выполнял его издатель. Характер их определялся общественными взглядами, формой этого издания и сложившейся литературной традицией. Издатель не ставил своей задачей обработку слога, он искал материал для альманаха, располагал его, придумывал заглавия, писал предисловие, составлял примечания, держал корректуру, подбирал иллюстрации, добивался единства оформления и содержания.

Важным нововведением в практику издательской работы была выплата литературного гонорара. Впервые гонорар за литературные произведения стали выплачивать издатели «Полярной звезды».

В 1830–1831 годах выходило уже 30 альманахов. «Альманашный период» продолжался более 10 лет, вплоть до 1834 года, когда был издан первый русский толстый журнал «Библиотека для чтения», выходивший ежемесячно и очень аккуратно. Мода на альманахи начала проходить. Их место стали занимать литературные сборники и толстые журналы. Более того, появились пародии на альманахи, например, «Чертополох» и «Литературный репейник»: в них высмеиваются форма альманаха, подбор авторов и произведений, сентиментальная манера модных авторов, пародируются эпиграфы и примечания. При Николае I началась реакция => усилилась цензура, и альманахи потеряли значение вольномысленных.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1625; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!