Конкретно-всеобщая теория развития и единый закономерный мировой процесс.



Первоначальной теорией развития была абстрактно-всеобщая, которая фиксировала развитие вообще, но игнорировала развитие особенного, единичного. Она не смогла объяснить почему возникают конкр.формы материи, в том числе соц. – человек.

Позднее в 20в. была разработана конкретно-всеобщая теория развития, которая фиксировала, в том числе в сжатом, обобщенном виде развитие единичного.

Центральным понятием конкретно-всеобщей теории развития выступает понятие единого закономерного мирового процесса развитиябесконечная закономерная последовательность осн.форм материи, выступающих в качестве осн.ступеней развития материи.

Крупным недостатком абстрактно-всеобщей теории развития является то, что ее 3 закона не объединены каким-либо общим, интегральным законом развития. Однако при изучении единого закономерного мирового процесса обнаруживается закон, определяющий необходимую (а не случайную), закономерную последовательность осн.форм материи.

При анализе соотношения осн.форм материи конкретно-всеобщая теория обнаруживает целый ряд закономерностей развития.

1) Закон-ть последовательного восхождения от низших форм материи к высшим.

2) Закон-ть «включенного низшего»: в процессе развития низшая форма материи никуда не исчезает, а сохраняется в высшей в качестве ее основания.

3) Закон-ть «невключенного низшего»: в состав высшей формы материи включается только часть низшей формы. Преобладающая масса низшей формы сохраняется, образуя среду для новой формы.

4) Закон-ть «подчинения»: низшая форма материи подчинена высшей, не имеет полностью самостоят.значения.

5) Закон-ть «интегративного характера высшего»: предшествующие формы материи в составе высшего образуют систему уровней. Однако высшее включает систему предшествующих уровней и собственно высшее, т.е. свой специфич.уровень. Поэтому каждая форма материи имеет интегративную природу, является интеграцией всех включенных в нее уровней и собственно высшего уровня.

6) Закон-ть «аккумулятивного характера»: в процессе развития все положительное содержание предыдущего этапа сохраняется, а отрицательное, изжившее себя отбрасывается. (по сути законы 2 и 3)

Сущность процесса познания. Принципы научной гносеологии.

Гносеология– учение о процессе познания мира.

Сущность процесса познания в разные времена разл.фил.концепциями понималась по-разному.

С позиций объективного идеализма мир – процесс познания, существующий сам по себе, вне и независимо от материи и познающих существ.

С позиций субъективного идеализма познание – процесс самопознания субъектом самого себя.

С позиций прошлого ненаучного материализма познание – процесс отражения объективного мира в человеч.сознании.

С позиций научного материализма познание – процесс отражения объективного мира в голове человека. Материализм сформулировал 4 принципа теории познания:

1) признание существования объективного мира, который познается человеком.

2) признание познаваемости мира для человека. Научный материализм убедительно опровергает разл.формы агностицизма.

3) признание диалектич.характера процесса познания.

4) признание общественно-историч.практики основой познания и критерием истины.

 

Центр.понятием гносеологии является понятие познания. Человек воспринимает предметы через органы чувств, т.е. посредством ощущений. Проблему ощущения и его отношения к объективному миру решил еще Фейербах. С его точки зрения, цвет, запах, вкус – это субъективное выражение объективных свойств вещей. Ленин дает более точное определение ощущениякак субъективного образа объективного мира; ощущение выступает как образ вещи, ее свойств, воспроизводя эти свойства не в «чистом виде», а «с примесью» субъективного.

Научная философия: объективные свойства, качества, сущности вещей могут быть отражены сознанием не буквально, а с субъективной добавкой, применительно к природе человека, т.е. в субъективной форме. «Источник света и световые волны существуют независимо от человека и от человеч.сознания, цвет зависит от действия этих волн на сетчатку».

Научная философия определяет отношение знания, т.е. субъективного образа объективного мира в человеч.сознании, к самому объективному миру как отношение сходства. Содержание знания в опред.отношении тождественно, совпадает с миром и в то же время неточно, отлично от реального мира.

 

Процесс познания проходит 2 осн.ступени: чувственную – живое созерцание и логическую – абстрактное мышление. Чувственное познание – отображение внешних сторон действительности, явления. Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 429;