Предмет и структура диалектики. Особенности диалектич.метода.



Базовым понятием диалектики выступает категория развития. Диалектика – это наиболее полное и глубокое учение о развитии; - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Развитие – это движение от простого к сложному, от низшего к высшему; снятие абстрактного тождества предмета с собой.

 

В структуре диалектики выделяют 4 раздела:

1. Общая теория Д. 2. Принципы Д. 3. Законы Д. 4. Узловые категории (понятия) Д.

Это абстрактно-всеобщее теория развития – фиксация развития вообще, общее в развитии за вычетом многообразия особенного. Это традиционная теория (Маркс, Энгельс).

Однако современная конкретно-всеобщая теория развития рассматривает диалектику как описание не развития вообще и его законов, а единого закономерного процесса развития материи, последовательность смены форм материи. Она фиксирует как общее, так и в обобщенном, сжатом виде все многообразие особенного в развитии.

 

Диалектика имеет всеобщий, универсальный характер, т.е. присуща бесконечному миру. Согласно Энгельсу, диалектика имеет 2 формы: объективную и субъективную. Объективная диалектика – диалектика развития объективного мира, т.е. природы и материальной основы обществ.жизни. Субъективная диалектика – диалектика развития субъективного мира, прежде всего – человеч.мышления. Суб.диалектика – отображение об.диалектики, причем всегда неполное. Их абсолютное совпадение возможно только при абсолютно полном познании мира.

Диалектика выступает в качестве теории, т.е. объяснения развития в природе, обществе и мышлении, и метода, т.е. способа познания и изменения мира. Диалектич.теория лежит в основе диалектич.метода, поскольку подход к познанию и действию определяется теоретич.пониманием мира.

Принцип всеобщей связи.

В научной философии существуют2 осн.принципа: всеобщей связи и развития.

С позиций диалектики мирпредставляет собой единое целое, пронизанное всеобщей связью – все связано со всем. Связь – это отношение одного предмета к другому, к остальным.

Всеобщая связь представляет собой связькаждого единичного с каждым другим единичным; в то же время связькаждого единичного со всеобщим, бесконечным.

Существуют формы всеобщей связи:

· Непосредственные (прямые связи предметов без посредующих звеньев) и опосредованные (косвенные связи предметов через другие предметы);

· Внутренние (связи между внутр.элементами предметов; между предметами одного класса) и внешние (связи между предметами разл.классов);

· Существенные (относящиеся к сущности) и несущественные (относящиеся к явлениям);

· Прямые и обратные;

· Необходимые и случайные;

· Действительные и возможные;

· Причинно-следственные и т.д.

Одной из наиболее важных форм связей является закон. Во-первых, закон есть повторяющаяся связь. Во-вторых, закон – внутр, существенная связь, сторона сущности. В-третьих, закон – необходимая связь. Необходимость – это то, что есть и чего не может не быть. Противоположностью является случайность – это то, что может быть, а может и не быть; то, что существует, но не всегда.

Принцип развития. Парадокс развития.

В научной философии существуют2 осн.принципа: всеобщей связи и развития.

Развитиепроцесс, охватывающий весь взаимосвязанный мир как целое; т.е. все в мире развивается. Развитие понимается как возникновение качественно нового и рассматривается как никогда не возникавшее, вечное всеобщее свойство материи (т.к. если бы оно возникало, то это уже и было бы развитие).

Развитие– бесконечное движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Высшее – более сложное, чем низшее. Содержание – совокупность всех признаков предмета. Тогда сложное – более содержательное, обладающее большим многообразием, богатством содержания и одновременно единством признаков. Развитие – рост многообразия содержания, причем как количественно, так и качественно.

 

Осн.концепции развития:

1. Циклические концепции характерны для античности. Развитие – круговорот, цикл; в развитии все повторяется. Они отмечали повторяемость, но игнорировали изменчивость.

2. Линейные концепции характерны для средневековья. Развитие – необратимые качеств.изменения. Они отмечали изменчивость, но игнорировали повторяемость, при появлении чего-то нового исключается простое.

3. Спиралевидные концепции характерны для научной философии. Они отмечают и повторяемость, и изменчивость. В развитии все повторяется, но на разных уровнях сложности. Отмечают разную направленность движения: прогресс и регресс – момент усложнения, прогресса, исчезновения старого во время появления нового.

 

Парадокс развития.

Сложное = простое + приращение сложности. Вопрос: откуда берется приращение сложности?Если оно происходит из простого, т.е. в простом содержится, значит простое и есть сложное, значит развития нет!

Варианты решения парадокса:

1. Концепция гилеморфизма (Платон, Фома Аквинский): возникновение новой сложности объясняется вхождением в материю разл.духовных форм, идей, которые являются частицами божественной сущности. При этом бог рассматривается как абсолютно неизменная сущность.

2. Концепция эмерджентности: сложность – результат соединения вещи с духом, посредством активности которого направляется ход событий, которое и является сложным. Но откуда сложность в духе?

3. Концепция холизма: сложность – результат соединения частей целого, результат целостности предмета.

4. Концепция Дарвина: сложное берется из среды. Но откуда в среде сложное, если она всегда проще, чем то, что в ней развивается.

Ошибки данных концепций в том, что они абсолютно противопоставляют простое и сложное, тогда как надо найти их связь, т.е Каким образом сложное содержится в простом?

5. Шаги решения Гегеля: 1) Признание того, что сложное приходит из простого, в нем содержится, но им не является; 2) Сложное содержится в простом как возможность.

Орлов: 3) Чтобы возможность стала действительностью, должна быть некоторая необходимость – это направленность развития. Высшее не существует в низшем в готовом виде, оно существует там потенциально, в виде направленности развития в сторону высшего.

 

Выводы: самоусложнение, возникновение нового – это фундаментальная, изначальная, коренная способность материи. Самопревращение простого в сложное – это коренной способ бытия материи, ее глубинная сущность. Материя – это реальность, непрерывно творящая себя в самой себе, она существует не как нечто застывшее, а в процессе перехода от простого к сложному.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 405; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ